Судя из истории Российской империи в XVIII и XIX веках Северная столица на всю Европу славилась своими балами, которые начинались в зимний сезон от Рождества и продолжались до окончания Масленицы. А когда Николай II на рубеже двух столетий стал потихоньку "сворачивать" большие балы, это вызывало в высшем свете обиду и недоумение. Царь отчасти пошел на это из-за супруги Александры Федоровны, которая терпеть их не могла - танцевать не любила, часто болела, а уж когда в семье появился больной ребенок, ей и вовсе стало не до развлечений.
Зато родители Николая - Александр III, а в особенности Мария Федоровна, обожавшая танцевать, во время своего правления свято соблюдали "бальные традиции". Нужно также отметить, что в разное время императрица устраивала разноцветные балы голубые, розовые, зеленые. Но, чтобы - черный... Тут уж, действительно, на это должна была быть уважительная причина.
Это событие наделало много шума, как в России, так и в Европейских государствах. Все говорили, что этот бал, стал изощренной местью российской императорской семьи австрийскому двору. А историки и вовсе его называли настоящим политическим вызовом. А еще говорили, что выбор цвета стал следствием тогдашних взаимоотношений между Российской и Австрийской империями. Кстати, между которыми давно пробежала черная кошка. Их отношения были натянутыми с времен правления Николая I и окончательно испортились благодаря Крымской войне, во время которой Австрия предпочла придерживаться враждебного нейтралитета к России.
Ничего не изменилось и после окончания войны при императоре Александре II. Мало того, через несколько лет австрийский двор пренебрег трауром, объявленным в России по поводу смерти великого русского князя и организовал в стране масштабные празднества и гуляния. А ведь по международным канонам, в случае смерти кого-либо из членов европейских правящих династий в столицах всех дружественных держав - объявлялся траур и все увеселения отменялись.
Такое дерзкое неуважение может и сошло бы с рук австрийскому двору, если бы не одно "но". Умерший великий русский князь был никто иной как, старший наследник правящего императора Александра II, родной брат будущего царя России Александра III и жених, тогда еще совсем юной дочери датского короля Кристиана IX - Дагмар. Да-да, именно той Дагмар, которая спустя полтора года станет супругой меньшего брата, скончавшегося её жениха. Той, которая после перехода в православие станет императрицей Марией Фёдоровной и родит России последнего её императора - Николая II.
А дело было так. Осенью 1864 года наследник российского престола Николай Александрович отправился за границу, где в свой 21-й день рождения был помолвлен с дочерью короля Дании, принцессой Дагмар. Юноше все прочили судьбу самого образованного и либерального монарха не только в русской истории, но и в Европе. Однако, путешествуя по Италии цесаревич неожиданно для всех заболел, что поначалу проявлялось в слабости и сильных болях в спине. Сначала врачи грешили на простуду, затем на радикулит. Однако, неправильно поставленный диагноз оказался для молодого князя роковым. Весной 1865-го его состояние резко начало ухудшаться, и лишь тогда стало для всех очевидным — у Николая туберкулёзный менингит. Но было уже поздно.
Разумеется, австрийская аристократия тогда не могла предвидеть того, что убитая горем принцесса Дагмар через полтора года выйдет замуж за младшего брата своего покойного жениха - Александра, ещё через 15 лет станет императрицей Марией Фёдоровной, а ещё через 8 лет изысканно отомстит Австрии за неуважение и к России, и к её личной жизни в частности.
Мария Федоровна, питавшая настоящую страсть к танцам, очень любила балы, и супруги Романовы довольно часто устраивали их в Аничковом дворце. Она могла плясать всю ночь напролет, даже находясь в интересном положении. После того, как Александр взошел на престол, приглашение на бал в Аничковом дворце стало считаться знаком особого расположения императорской семьи. Этим аристократия тешила своё тщеславие. Как правило, балы при Марии Федоровне чаще всего носили тематический характер: к примеру, гости обязаны были явиться во дворец в определенных костюмах или же в нарядах одного цвета.
Вот и в январе 1889 года императорская семья готовилась к открытию очередного сезона балов, когда из Австрии пришла новость о "Майерлингской трагедии" – погиб 30-летний кронпринц Рудольф. В одной из комнат замка Майерлин он со своей любовницей, 17-летней баронессой Марией фон Вечера был найден мертвым. Оба умерли от выстрелов в голову. Согласно официальной версии, Рудольф, якобы страдавший психическим расстройством, покончил с собой, перед этим убил любовницу. Хотя истинные обстоятельства смерти любовником до сих пор остаются загадкой для историков.
Новость о трагической гибели эрцгерцога быстро облетела европейские державы, дошла она и до России. Императорская семья, как и все монаршие дома Европы, должна была высказать соболезнование и в знак уважения отменить развлекательные мероприятия. Однако к тому моменту Мария Федоровна уже разослала приглашения на Рождественский бал, а отменять его императрица попросту не захотела. Она решила провести увеселительное мероприятие с траурным колоритом. Императрица пошла на такой шаг, припомнив австрийскому двору веселые торжества, которые тот устраивал во время траура в России. И именно теперь представилась такая возможность отомстить австрийскому императору за обиду, причем весьма изысканно.
Ведь просто «не заметить» траура австрийского двора было бы слишком примитивным, а русская императрица предпочитала во всем изысканность. Она не отменила бал, но по случаю траура всем дамам и господам было предписано явиться на бал в черных нарядах. Ее Величество также рекомендовала всем женщинам непременно надеть сверкающие бриллиантовые украшения. Разумеется, все приглашенные тут же лихорадочно бросились шить новые вечерние наряды или кардинально переделывать старые платья чёрного цвета, а также подбирать драгоценные аксессуары, ведь до важного события оставалось всего лишь три дня.
Итак, необычный бал состоялся в назначенный срок. Его очевидцы были поражены красотой происходящего: в белоснежном концертном зале дворца кружились в вальсе элегантные дамы в чёрном. Траурные платья восхитительно оттеняли бледную их кожу, а драгоценности на фоне чёрной ткани сияли ярче, чем когда-либо. Из описания императорского камердинера: "... светские дамы красовались в черном, в том числе, в башмачках, с изящными длинными перчатками и веерами. На черном фоне бриллиантовая россыпь сверкала, словно кристаллы льда, отражающие солнце. Звучали только венские музыкальные произведения. Все участники торжества признали бал необыкновенно восхитительным, а светских дам - блистательными".
И только из большого соболезнования австро-венгерскому императорскому дому, русские дамы отплясывали исключительно под венские вальсы в изысканных траурных туалетах и в сиянии роскошных драгоценностей. «В белом концертном зале это было очень красиво», - утверждал присутствовавший на балу князь Сергей Волконский. И нужно признать, что это была действительно изысканная месть, поскольку «никогда женщины не выглядели так привлекательно, как на этом балу, – в черных вечерних платьях, усыпанных бриллиантами!».
Сама же императрица появилась на балу в платье, буквально усыпанном бриллиантами. Присутствующие сравнивали её с Царицей Ночи. Впрочем, множество драгоценностей всегда сияло на балах, которые устраивало императорское семейство. Шелковые и бархатные наряды, изумруды, жемчуга и бриллианты, мощь и величие императорского двора, а также блеск Российской империи - все здесь было на высшем уровне и поражало иностранцев, которые имели честь быть приглашенными ко двору царствующей семьи Романовых.
Разумеется, что Европа тут же осудила "кощунство" российского двора и расценила это как неофициальный политический акт непокорности. Впрочем, Романовым тогда было не до этого. Куда важнее - было, что справедливость почти через четверть столетия восторжествовала...
В заключение хотелось бы сказать, что в дальнейшем судьба уготовила императрице Марии Федоровне еще немало испытаний. Этой удивительной женщине пришлось пережить не только смерть мужа, оставшись вдовой, но и еще одну страшную трагедию своей жизни - расстрел ее сына Николая и всей царской семьи.
После его отречения от престола Мария Федоровна сначала с младшей дочерью Ольгой перебралась в Крым. А позже, в апреле 1919 года, на борту британского линкора «Мальборо» отправилась к берегам Великобритании, к своему племяннику королю Георгу V, а оттуда вскоре переехала в родную Данию, где королем был ее другой племянник Кристиан X. В 1920 году бывшая императрица поселилась на вилле Видёре, которую приобрела с сестрой Александрой ещё в 1907 году, чтобы вместе проводить там лето. А теперь вот пришлось доживать свой век.
Умерла Мария Федоровна в возрасте 80 лет в 1928 году. После отпевания в православном храме её прах был помещён в саркофаг в Королевской усыпальнице Кафедрального собора в датском городе Роскилле рядом с прахом её родителей. А почти 80 лет спустя, 28 сентября 2006 года, останки Марии Федоровны были перевезены в Санкт-Петербург в Петропавловский собор и согласно завещанию похоронены рядом с мужем.