Стандарт красоты средневековой женщины соответствовал как литературе, так и искусству того периода: длинные светлые волосы, кошачьи глаза, овальное лицо, высокий лоб, выщипанные брови, маленький рот и стройное телосложение. Елизавета Вудвилл обладала всеми этими качествами. Описания её внешности, а также её изображения на портретах, витражах и иллюстрациях указывают на то, что она была классической красавицей, сводящей мужчин с ума. И совсем неудивительно, что Эдуард влюбился в неё по уши с первого взгляда.
Она потеряла своего первого мужа, сэра Джона Грея, в Войне Алой и Белой Розы и ей пришлось бороться за наследство. Её отец, Ричард Вудвилл, 1-й граф Риверс, и её брат Джон были обезглавлены после поражения, нанесённого йоркистам в битве при Эджкот-Мур (Эджкот Мур). Она потеряла своего второго мужа, Эдуарда IV, когда он преждевременно умер по неизвестным причинам в возрасте сорока лет. Это поставило под угрозу её детей, в частности сыновей, законных наследников на английский престол, которые были взяты из-под её опеки под видом защиты в Лондонский Тауэр.
Исчезновение двух «Принцев в Тауэре» стало одной из самых печально известных историй всех времён, когда Ричард III и Генрих VII стали главными подозреваемыми в их исчезновении и предполагаемом убийстве. Мальчикам Елизаветы было всего тринадцать и девять лет. Но это лишь малая часть того, что известно о жизни одной из самых влиятельных и могущественных средневековых женщин.
В марте 1465 года Елизавета стала покровительницей Королевского колледжа в Кембридже. На тот момент она была замужем за Эдуардом IV, но до её коронации оставалось ещё два месяца. Колледж был первоначально основан другой английской королевой, Маргаритой Анжуйской, которая была женой злополучного Генриха VI, и, как и Елизавета, она была замечательной средневековой женщиной. Маргарита издала устав о создании колледжа в 1448 году, и её камергер заложил первый камень.
Но именно Елизавета издала первые уставы колледжа в 1475 году, возродив его после того, как Генрих потерял свою корону и популярность заведения пошла на спад. Эти уставы предусматривали двенадцать стипендиатов, одни из которых были учёными, другие - священниками. Устав оговаривал образование, обязанности и заработную плату стипендиатов. В итоге, Елизавета была признана истинной основательницей королевского дома по праву вступления на престол.
Она отошла от общественной жизни после беспорядков Войны Алой и Белой розы, исчезновения её сыновей и брака её дочери с претендентом на престол эпохи Тюдоров, который должен был принадлежать её старшему сыну по праву рождения. Предполагалось, что Елизавета была послана туда своим зятем Генрихом VII, чтобы помешать ей организовать восстание. Некоторые полагали, что она пыталась помочь Йоркам свергнуть Тюдоров, поддержав претендента на трон по имени Ламберт Симнел. Другие историки утверждают, что Елизавета хотела вести благочестивую жизнь на старости лет. Несмотря на то, что Генрих VII назначил ей щедрое содержание, как и подобало вдовствующей королеве, последние пять лет своей жизни она провела в аббатстве Бермондси.
Елизавета была коронована 26 мая 1465 года в Вестминстерском аббатстве. Как и положено монаршим особам, она была облачена в пурпурные одежды. Тем не менее, многие современные иллюстрации её коронации изображают Елизавету в голубых одеждах, с распущенными волосами.
В книге «Братство Успения Пресвятой Богородицы», датированной примерно 1472 годом, она изображена в синем (цвет, который художники издавна ассоциируют с Девой Марией) и с распущенными волосами (в то время как замужние женщины носили волосы заколотыми и прикрытыми), чтобы казаться девственной и чистой, как и полагалось новой невесте короля.
Джордж Плантагенет, герцог Кларенс, был средним из трёх братьев Йорков (Ричард герцог Глостерский был самым младшим). Якобы именно он начал распространять при дворе слухи о том, что Елизавета Вудвилл была ведьмой. И на то было по крайней мере две причины. Во-первых, суеверия изобиловали вокруг матери Елизаветы, Жакетты Люксембургской. Как гласит история, Жакетта происходила от водного духа Мелузины (Мелюзина), которая своей странной красотой пленила любовь дворянина. Мелузина запретила мужу видеть, как она купается. Однажды любопытство взяло верх над ним, и он подглядывал за ней.
К своему удивлению, он обнаружил, что она была наполовину женщиной, наполовину рыбой.
Во-вторых, пятно тайного брака Эдуарда и Елизаветы преследовало их в течение многих лет после того, как они поженились. Дворянство было озадачено женитьбой короля на дочери рыцаря, учитывая, что его королевская власть была новой и ненадёжной перед лицом его ланкастерских врагов. Политический союз с иностранной принцессой укрепил бы его стабильность на троне. И все же Эдуард упустил эту возможность из-за любви к женщине, у которой было красивое лицо и ничего больше.
Джорджу было удобно распространять слухи о Елизавете. Он вступил в сговор с Уориком «Делателем королей», чтобы свергнуть Эдуарда после его неразумного брака. Согласно легенде, король за свои хлопоты утопил вероломного герцога Кларенса в бочке с его любимым вином.
Годы спустя Ричард извлёк выгоду из этих слухов. Он утверждал, что королевский брак был недействительным из-за предыдущей помолвки Эдуарда с вдовой по имени Элеонора Батлер. Это сделало детей Эдуарда и Елизаветы незаконнорожденными, что позволило Ричарду III захватить трон в 1483 году.
Несмотря на то, что Елизавета не была благородного происхождения, она была англичанкой до мозга костей. Это, без сомнения, пошло на пользу и ей, и королю, поскольку ей не нужно было избавляться от каких-либо странных привычек, которые могли бы заставить население опасаться иностранной королевы. Тот факт, что она выглядела, говорила и одевалась как англичанка, вызывал у людей симпатию.
Женой Генриха II была сварливая Элеонора Аквитанская, француженка по происхождению. Так же, как и многие другие средневековые королевы, в том числе Изабелла Ангулемская, которая была настолько хитра, что её называли «французской волчицей». Другая французская королева, Маргарита Анжуйская, которая была королевой-консортом до Елизаветы, считалась далеко нетипичной средневековой женщиной, поскольку что она взяла на себя доминирующую роль в своих отношениях со слабовольным Генрихом VI.
Именно поэтому Елизавета стала глотком свежего воздуха для англичан, потому что она превозносила добродетели средневековой английской королевы. Она была плодовитой женой, хорошей матерью, набожной, и во время своего замужества не вмешивалась в политические дела мужчин.
Елизавету мало кто видел после того, как она удалилась в мир религиозных размышлений, если не считать её присутствия при рождении внука, принца Артура. Когда Елизавета Вудвилл умерла в возрасте пятидесяти пяти лет в 1492 году, Генрих VII похоронил её быстро и без церемонии, которая была бы подобающей королевской средневековой женщине. Нельзя было не заметить, что её быстрые и простые похороны не подобали женщине её положения. Это привело к некоторым предположениям, что она умерла от чумы.
Примерно через девятнадцать лет после её смерти венецианский посол Андреа Бадоер написал в письме, датированном июлем 1511 года, что она действительно умерла от чумы и что король был встревожен. Тем не менее, в своём последнем завещании Елизавета распорядилась, чтобы её похоронили скромно рядом с её любимым мужем Эдвардом. В любом случае, предсмертное желание Елизаветы было исполнено. Её похоронили рядом с ним в часовне Святого Георгия в Виндзоре, где эта столь удивительная женщина покоится и по сей день.