Художница Мария Митина, работающая под псевдонимом Граф Santaniel – пожалуй, одна из самых известных мастериц фантазийной игрушки в России. Ее создания – убедительные и реалистичные… несуществующие зверьки из полимерной глины и искусственного меха. Или все-таки существующие – кто знает, в каких мирах блуждает воображение настоящего художника?
По образованию Мария – искусствовед, и хотя у нее нет профессионального художественного образования, вкус, кругозор и воображение выдают человека, глубоко разбирающегося в искусстве. Придумывать и лепить сказочных персонажей она начала еще в подростковом возрасте и методом проб и ошибок пришла к яркому и оригинальному стилю работы. Уже в семнадцать лет она продавала первые свои изделия. Мария делает игрушки только вручную и даже иногда на заказ. Ее творческое «имя» - отсылка к Графу Ди, герою манги Акино Мацури, торговцу магическими существами. Мария вообще давно увлекается культурой Японии – как древней, так и современной, поэтому и в ее игрушках есть едва уловимо сходство то ли с Покемонами, то ли с очаровательными персонажами Миядзаки, однако главное в них все же индивидуальный почерк автора, неутомимая фантазия и мастерство в обращении с материалом.
Персонажи Анны Назаренко выглядят словно гибриды земных и инопланетных существ. Милые мышки, котики, щенки и – неожиданно! – осьминоги взирают на зрителя огромными глазами, в которых отражаются далекие вселенные. Анна получила диплом экономиста, но ей с детства нравилось что-то придумывать и делать своими руками. Даже в годы напряженной учебы она находила пару минут для любимого занятия – и вскоре поняла, что хобби суждено стать делом всей жизни.
Многие ее фигурки смоделированы в специальном графическом редакторе и отпечатаны на 3D-принтере, а уже затем раскрашены и оформлены в соответствии с авторским замыслом. В ее коллекции – все обитатели земной и неземной фауны, лесные жители и существа из морских глубин, домашние питомцы и фантастические создания.
Ксения Меликбекян, известная как Honey die, делает уникальные авторские игрушки в своего рода «лавкрафтианском» стиле. Милый Ктулху в ее коллекции, кстати, тоже есть. С 2014 года она создает жутковато-очаровательных «хаников» - это интерьерные куклы, призванные охранять сон владельца. Каждая ханичка – личность, а значит – создана в единственном экземпляре. В ход идет лен, шерсть, полимерная глина, искусственная кожа, бусины, проволока, фетр и множество других материалов.
Как и многим действительно талантливым художницам, Ксении активно подражают, беззастенчиво пытаются копировать ее работы и открыто крадут идеи – увы, бороться с этим очень сложно. Впрочем, и повторить ее ханичек и ктулхиков не так-то просто – ведь их секрет не только в необычности образов, утонченности цветовой палитры и сложности технологии. Главное – это душа, которую украсть невозможно.
Мишки Тедди и другие антропоморфные зверюшки в винтажном стиле – это мощный тренд в современной авторской игрушке. Татьяна Садовская создает очаровательных мишек, зайчиков и других привычных всем нам зверят. Все они одеты в сложные, тщательно подобранные по цвету и фасону костюмчики, а их мимика и позы – точь-в-точь человеческие. Кроме того, художница проводит мастер-классы и делится выкройками своих работ в интернете.
Еще одна известная представительница своего рода субкультуры мастеров Тедди – это Лариса Гаврикова. Художник-аниматор, парикмахер и юрист по образованию, она успела поработать на киностудии «Аргус», а в 2009 году начала свою «игрушечную» карьеру с создания игрушек в стиле Тильды. Спустя два года после посещения выставки «Искусство куклы» она окончательно сделала выбор в пользу Тедди и его многочисленных друзей.
Сегодня, помимо создания авторских игрушек, она проводит мастер-классы и более длительные курсы для всех желающих.
Художница-керамистка из Новосибирска Марина Глебова создает кукол и фигурки животных в благородных тонах, напоминающих о природе русского севера. У каждого ее творения есть имя, характер и личная история. Начинала она с создания кукол, однако вскоре ей наскучило работать с одной и той же формой лица и структурой тела.
Все изменилось, когда ей заказали серию игрушечных обезьянок с ангельскими крыльями. А затем были лисята, барсуки и другие жители лесов… Одеты они в наряды из поношенных «человеческих» вещей, поэтому и кажутся странствующими менестрелями или пилигримами. Марина особенно тщательно работает с цветовой гаммой своих работ, стремясь сделать ее сдержанной, целостной и при этом естественной.
Впрочем, нельзя обойти вниманием и зарубежных творцов – которым, без сомнения, стоило бы посвятить отдельную статью. Многие из них хорошо известны в России и вдохновляют отечественных художников своими смелыми решениями. Ли Кросс – американская художница, уроженка Аляски. Из полимерной глины, плотной ткани и искусственного меха она делает подвижные фигурки животных, реальных и фантастических. Фигурки создаются интуитивно, без макетов и эскизов, в единственном экземпляре. Несмотря на многочисленные предложения от различных компаний по изготовлению игрушек, Ли категорически против конвейерного производства и штамповки. Каждое ее детище – уникально. Драконы, единороги и другие мифологические герои покрыты магическими символами, напоминающими руны, а цветовая палитра их нежного меха поражает воображение.
Стоимость ее работ варьируется от ста до тысячи долларов, и неудивительно, ведь даже духи лесных чащ в ее исполнении выглядят невероятно живыми. А если взглянуть на ее коал, лисят или ленивцев – и вовсе не сразу поймешь, что это творение рук человеческих, а не экстремально милый представитель своего биологического вида.
Современная игрушка - часть культуры постмодернизма. Она может шокировать, пугать, вызывать недоумение и при этом пользоваться невероятной популярностью.