Уж очень нестандартной была судьба Тамары де Лемпицкой (1898-1980) — русско-польской эмигрантки, которая, несомненно, была поп-звездой своего времени, а её картины, вошедшие в историю «ревущих 20-х», были откровенным вызовом, провокацией и порнографией. Если провести параллели, то её можно сравнить с Lady Gaga: тот же эпатаж, нарциссизм, показная бисексуальность и неуемная жажда славы. Загадочная мадам Лемпицка собственноручно слепила свой неповторимый образ и стремительно ворвалась в богемную жизнь Парижа практически из ниоткуда, сразу же покорив его своим необычным художественным талантом и эпатажем.
Сделать заказ у Лемпицкой считалось в довоенном Париже истинным шиком: портрет стоил по тем временам баснословных денег - в среднем около пятидесяти тысяч франков. И только очень состоятельные люди могли позволить себе такую роскошь. Иметь свой портрет от мадам Лемпицкой это было символом удачливости, аристократичности и хорошего вкуса. Парижская знать - консулы, бароны, герцоги и банкиры наперебой перекупали друг у друга даже право оказаться вначале длинного списка ожидания своего портрета от эпатажной художницы.
Весь Париж с восхищением говорил, что Тамара в своей студии стоит за холстом не в каком-то перемазанном красками рабочем халате, а в модном изысканном платье и дорогих украшениях. Иногда она дополняла свой образ даже перчатками и шляпой, что приводило в особый восторг позирующих моделей.
Создавая имидж, Тамара скопировала свой экстравагантный образ с актрис немого кино: она подражала их манере одеваться, носить меховые накидки, томно и драматически закатывать глаза, принимать картинные позы и изящно скрещивать ноги. Художницу нередко останавливали на улице с просьбой дать автограф, путая с какой-то кинозвездой. Она же, царственно улыбаясь и, ничуть не смущаясь, ставила неразборчивую подпись.
Никто не знал, что еще совсем недавно эта женщина проклинала свою судьбу, своего супруга и убогую жизнь, которой ей пришлось жить в Париже: унизительную, невыносимую, мерзкую. Маленький номер дешёвого отеля, в котором было не развернуться, крикливая новорожденная малышка Кизетт и сутки напролет лежащий на диване муж, топящий свою беспомощность в алкоголе.
О такой ли жизни мечтала Тамара, когда бежала из революционной России во Францию со своим мужем Тадеушем, которого правдами и неправдами вытащила из российской тюрьмы и маленькой дочерью. Она и предположить не могла что ее ждет в этом блистательном городе, в каких условиях ей придется прозябать и бороться за выживание. Тадеуш, некогда успешный адвокат, уже не мог содержать молодую жену с дочерью. Тамаре пришлось распродать все свои драгоценности, которые успела прихватить с собой. Женщина была в полном отчаянии. На мужа надежды никакой. Ей самой нужно было решать, как выживать дальше.
Подсказка пришла сама собой. Волею случая в руках отчаявшейся женщины оказался глянцевый журнал, забытый кем-то в холле отеля. В нем Лемпицкую не на шутку заинтересовал женский портрет неизвестного художника, который не так давно был продан на аукционе за весьма солидную сумму. И нашу героиню тут же осенило: вот чем надо заниматься, вот что нужно продавать! Да-да. Портреты. Живопись. Вот то, на чем можно заработать хорошие деньги! Воображение в считанные секунды нарисовало перед взором молодой женщины радужные картины обеспеченного будущего. Однако мысль - как же она начнет рисовать, не имея должного образования, тут же отрезвила Тамару.
Но тут ей припомнился забавный случай, как будучи 12-ти летним подростком, она позировала художнику, приглашенному в их варшавский дом её матерью. Ей тогда пришлось позировать около трех часов, застыв в неудобной позе. После окончания сеанса «модель», сгорая от нетерпения, подбежала к мольберту, и увиденное буквально ввело её в истерику. Она категорически заявила, что совершенно не похожа на себя и, что она сама сейчас покажет маститому художнику как нужно рисовать.
Тамара тут же усадила на стул младшую сестру Адриенну и взялась за дело. Не прошло и часа, как вымазанная с головы до ног пастелью девочка с гордостью продемонстрировала своим домашним портрет младшей сестренки, без сомнений имеющий большее сходство с оригиналом, чем творение приглашенного живописца.
И теперь, поставив на кон живопись, Лемпицкой нужно было учиться. Узнав, что в художественной Academie de la Grande Chaumiere дают бесплатные уроки живописи, она пришла в мастерскую Мориса Дени, затем ее постоянным учителем стал Андре Лот, мастер фигуративной живописи. Выбирая направление в творчестве, Лемпицка не польстилась на модный по тем временам авангард, ассоциирующийся с нищетой и убожеством. Куда более был привлекателен для неё неоклассицизм с тонким налетом посткубизма. Её целью стали портреты, за которые, несомненно, платят гораздо больше.
И теперь в тесном номере отеля стало еще теснее: почти все его свободное пространство занимал мольберт, буквально везде лежали краски и стояли банками с кистями. А первые портреты начинающей художницы были написаны с мужа и малышки Козетты.
Первые заработанные гонорары от продажи картин Тамара спустила на формирование своего имиджа, совершенно забыв о муже и дочери. После очередной удачной сделки, на полученные деньги она обязательно покупала себе, к примеру, браслетик или же серьги с подвеской, пока не стала унизана украшениями от щиколоток до самой макушки. Лемпицка даже завела правило, которому следовала всю свою жизнь- жить для себя...
Первый настоящий триумф пришел в 1925 году, когда работы начинающей художницы были представлены на парижской Международной выставке декоративного искусства. Необычные картины и их автор стали центром внимания прессы и папарацци — а это уже признание, успех и слава! Жизнь стремительно менялась: теперь семья Лемпицкой жила в большой квартире на левом берегу Сены. А она сама стала абсолютно своей среди парижской богемы.
Манеры аристократки и умение плевать на условности, а также роскошные наряды и светские мероприятия стали составляющей её жизни. Но живопись по-прежнему оставалась важным аспектом, приносящим и благосостояние, и славу. Так, переосмыслив популярный в тот период архитектурный стиль ар-деко, Лемпицка выработала собственную художественную манеру и попала в точку: чувственный, эротичный и в то же время рекламный стиль был воспринят публикой с большим восторгом. Картины Тамары синтезировали в себе "четкость кубизма и меланхолию Ренессанса", но их самой главной изюминкой была та томящаяся загадочная сексуальность, которая продолжает, кружить голову поклонникам творчества художницы по сей день.
Личная жизнь художницы была не менее легендарной, чем её творчество. Взлетев на вершину славы, мадам Лемпицка прибавила к своей фамилии приставку «де», чтобы подчеркнуть аристократизм, оставила дочь Кизетту на воспитание Тадеушу и пустилась во все тяжкие. Она без разбору заводила романы на стороне, а также со своими натурщиками и натурщицами. Она обожала женскую красоту. И поэтому основными персонажами ее полотен в основном были женские образы. Так, модель для своей картины «Прекрасная Рафаэла» Тамара повстречала в парке: девушка, скорее всего проститутка, ночевала там на скамейке. Привлекательная внешность незнакомки поразила Лемпицкую, и она, распахнув перед ней дверцу своей машины, увезла на несколько лет в другую жизнь.
В итоге все похождения Тамары закончились разводом с Тадеушем. Кизетту же забрала ее мать, переживавшая за судьбу внучки. А сама Лемпицка вскорости станет баронессой, выйдя замуж за состоятельного барона Рауля Куффнера.
Казалось бы, цель достигнута, чего еще желать? Она баснословно богата, знаменита и любима. Однако на пороге стояла война, внесшая свои коррективы в судьбы миллионов. Исклюением не стала и Тамара. Но это уже совершенно другая история...
Напрасно горевала в конце жизни королева модерна, что ее времена навсегда прошли. В наши дни стоимость картин Тамары Лемпицкой на арт-рынке составляет миллионы долларов. Их коллекционируют, похищают, они продолжают расти в цене и считаются хорошим вложением капитала.