Сергей Бобков – учитель и немного волшебник
Сергей Бобков – сельский учитель из села Кожаны Красноярского края. Человек, глубоко увлеченный творчеством, он занимался плетением из лозы, керамикой, резьбой, создавал мебель, но со временем нашел себе занятие, которое его и прославило. Все свое свободное время он посвящает созданию невероятных скульптур из дерева – таких живых и убедительных, что, кажется, сова вот-вот взмахнет крыльями, а рысь готова к прыжку. Несколько лет назад он даже запатентовал необыкновенную технологию, позволяющую создавать реалистичную шерсть или оперение. Сначала мастер досконально изучает анатомическое строение животного, его повадки и особенности жизнедеятельности, затем изготавливает деревянную модель, а после покрывает ее предварительно заготовленной деревянной стружкой.
Стружка – материал дешевый, доступный, простой в использовании, пластичный и при этом обладающий широкой палитрой оттенков. Для подготовки стружки с нужной степенью упругости и прочности необходимо сначала вымочить деревянный брусок в воде – тогда она не будет ломаться при работе. Над одной скульптурой он может трудиться год или два, работая по десять часов в день, а его любимый материал – сибирский кедр. Сегодня в семье мастера, словно в давние времена, возникла особая преемственность поколений – теперь над созданием деревянных зверей с ним работает сын Артем. А в планах – создание центра изучения традиционных ремесел и деревянной скульптуры.
Хсу Тун Хан – скульптор из Тайваня, известный своими деревянными скульптурами с эффектом растровой сетки и глитча. Проще говоря, силуэты людей и животных словно распадаются на пиксели, теряя всякое сходство с живым организмом, или разрываются «помехами», то отсылающими к реальному сбою в передаче изображения, то – к движению воды…
Довольно часто работы скульптора, напоминающие своей формой и дефектах цифрового изображения, связывают с критикой современного общества, чрезмерно погруженного в digital – до полного растворения в нем.
Исчерпав себя в живописи, абстракционизм прочно занял свое место в сфере современной скульптуры. Новые необычные материалы, микс декоративно-прикладного искусства и contemporary art, неожиданные темы и ракурсы – молодое поколение художников значительно освежило уже, казалось бы, всем поднадоевшее направление.
Одна из таких мастеров – Джессика Дренк, создающая поэтические аморфные скульптуры из обычных карандашей. Привычные всем бытовые объекты, созданные промышленным способом, она превращает в нечто, напоминающее о природных формах – срезах дерева и причудливых корягах, многоцветном натуральном камне, морских жителях и лишайниках.
Один из самых известных скульпторов наших дней, предпочитающий дерево гипсу или бронзе – Вилли Вергинер, уроженец Южного Тироля. Скульптуры, созданные из характерных для этой местности древесных пород – яблони или липы – посвящены сложным отношениям человека и природы. Кто мы – дети матери-земли или истинные враги всего сущего? Едины мы с каждым живым организмом вокруг нас или же само наше существование в корне противоестественно? Дети в работах Вергинера, как существа наиболее «природные», взывают к справедливости или же тают среди облаков и листьев. Взрослые штурмуют горы или исчезают, поглощенные превосходящей силой.
С другой стороны, несмотря на свою глубокую обеспокоенность состоянием окружающей среды, скульптор опасается приобрести сомнительную славу художника, обслуживающего экологическую повестку. Его работы посвящены и литературным произведениям, и поэзии, и музыке. Вергинер всегда позиционировал себя как свободного, «галерейного» творца, не стремился угодить публике и уж тем более искать состоятельных заказчиков.
Бразильский дизайнер ливанского происхождения Камиль Качани проектирует мебель. Только вот использовать ее трудновато, ведь он достойный наследник художников-сюрреалистов. Садовый инвентарь, бытовая техника, стулья и полки прорастают ветвями, зеленеют листьями – и больше не принадлежат человеческому миру.
А вот Йен Джуй-Лин из Тайваня не призывает зрителя задуматься об экологических проблемах и сохранении видового разнообразия. Он – развлекает, а его чудесные персонажи радуют глаз… и, признаться, согревают сердце. Все мы в детстве любили поделки из желудей и стручков, но они были такими крохотными, недолговечными и эфемерными… А вот игрушки, созданные мастером – прочны и надежны. Каждый персонаж, будь он из бука или каштана, навеян сказочной историей.
Рекс Хоман – художник из Новой Зеландии. Родился он в Окленде, затем переехал на берег залива Изобилия, природа которого стала для него подлинным вдохновением. Для работы он использует почти исключительно из древесины каури (научное название – агатис южный). Каури – один из самых древних видов хвойных деревьев, существовавший уже в юрском периоде, свидетель расцвета и вымирания динозавров. Известно, что каури росли на нашей планете еще сто пятьдесят миллионов лет назад, а их древесина удивительно устойчива к гниению и воздействию насекомых. Но не только материал делает работы Хомана «истинно новозеландскими». Как скульптор он испытывает огромное влияние культуры и искусства народов Океании, а его любимый мотив – это птицы, населяющие эти территории.