Имена таких вождей, как Текумзе или Джеронимо у всех на устах. О них снимали фильмы, писали книги, о них знают из уроков истории. Но среди множества этих храбрых воинов была одна женщина, имя которой не найти на страницах учебников. Но она тоже внесла значительный вклад в защиту территорий коренных народов Америки. Её мужественное сопротивление иностранным захватчикам помогло её племени обеспечить себе культурное выживание.
Она известна под именем Лозен и среди своего народа прославилась своей храбростью, военным мастерством и преданностью делу свободы апачей. Женщина была воином и шаманом, она три десятка лет сражалась против всех врагов, получив прозвище «Апачская Жанна д'Арк».
Лозен родилась около 1840 года в семье апачей Чихенн Чирикауа недалеко от Охо Калиенте, штат Нью-Мексико. В то время существовало по крайней мере семь разных племён апачей. Многочисленные кланы которых проживали на весьма обширных территориях, известных под названием Апачирия. Сейчас это территория современной Мексики, восточной Аризоны и юго-западного Нью-Мексико.
Племя Лозен было столь же воинственным, как и другие апачи. Они постоянно совершали на соседние племена набеги. Их внешним отличием была красная полоса, которую они наносили на свои лица. Они были кочевниками и долго на одном месте не засиживались.
Настоящее имя Лозен истории неизвестно. Слово Лозен обозначает нечто вроде титула или звания. Буквально оно значит «ловкий конокрад». Этим наименованием награждали за особенность незаметно проникать в стан врага и уводить лошадей. Эти качества пригодились Лозен в будущем во время военных действий.
Рождённая в матриархальной культуре, где божеством служила «Белая раскрашенная женщина», Лозен с юных лет понимала, что женщины играют важную роль. Только вот традиционные женские заботы её совсем не влекли. Она с детства предпочитала уделять больше времени верховой езде, стрельбе из лука, искусству ведения войны. Обучал всему её родной брат Викторио. «Лозен - моя правая рука», - часто говорил он о своей сестре. «Сильная и храбрая как мужчина, самый хитроумный стратег. Лозен - щит для своего народа».
Кроме всего, что касалось военного искусства девушка очень интересовалась медициной. В своём племени она завоевала славу искусной знахарки и шаманки. Она прекрасно разбиралась в травах и лечила ими соплеменников. Женщины апачей были все храбрыми и воинственными. Если убивали мужчину, то рядом с ним всегда оказывалась женщина, которая с оружием в руках продолжала сопротивление. Женщины также занимались тем, что прятали детей от врагов. Но такую отважную и искусную воительницу как Лозен, нужно было поискать.
Кроме того, у апачской амазонки была некая сверхъестественная способность определять местонахождение врагов. Это бесконечно восхищало её товарищей по оружию и приносило массу пользы племени.
После того как вождь племени Кочиз, был ложно обвинен в похищении белого мальчика, конфликт перерос в два десятилетия кровавой войны между Соединёнными Штатами и племенами апачей. Сам Кочиз погиб в битве у Апачского перевала. Его вместе с 200 воинами разгромили артиллерией.
Лозен приняли в совет воинов. Долгие годы она сражалась рука об руку со своим братом Викторио за свою родину. После того как апачей вынудили жить в резервации, они продолжали борьбу. После одного случая, Лозен потеряла веру в то, что они станут когда-либо свободными. Амазонка сопровождала группу женщин и детей в Мексику через бушующую реку Рио-Гранде. Некий Джеймс Кайвайкла, индеец из племени апачей, который дожил до глубокой старости, всегда вспоминал этот день.
Джеймс был тогда ещё ребёнком. Он ехал вместе со своей бабушкой, когда их отряд бежал от американских войск. Кайвайкла вдруг увидел величественную женщину на прекрасной лошади. Она держала над своей головой ружьё. После того как она переправила их группу через реку, она вернулась обратно и вступила в бой. Замёрзшая и мокрая, она сражалась как львица. В какой-то момент Лозен покинула товарищей, увидев молодую беременную женщину, которая отстала от своих. Ей грозила участь, худшая чем смерть.
Лозен оставила товарищей, чтобы помочь женщине. Она помогла ей пересечь пустыню Чиуауа в Мексике и вернуться к своей семье в резервацию Мескалеро. Лозен была вооружена лишь одной винтовкой и ножом. Запасов еды у неё не было. В пути она одним ножом убила длиннорогую корову, чтобы им было что есть. Также она захватила двух лошадей. В дороге воительнице пришлось искать убежища, где спрятать женщину, когда у той начались роды. Лозен помогла ей родить ребёнка.
После этого женщина-воин вернулась к своим. Только вот пока её не было, её любимый брат Викторио попал в засаду и был предательски убит. Также погибло много воинов из племени апачей. Лозен и другие люди из её племени прекрасно понимали, что будь она с братом — этого бы не произошло. Осознание этого факта нависло над Лозен до конца её дней чёрной тучей.
После смерти Викторио Лозен присоединилась к Джеронимо. Они воевали плечом к плечу несколько лет. За это время они освободили множество людей и помогли многим. Вместе они вели настоящую партизанскую войну против белолицых. Это была отчаянная борьба, но прошло время и ей настал конец. Во время одной из битв Джеронимо вынужден был сдаться взамен на жизни своих соплеменников. Генерал Нельсон Майлз обещал индейцам, что все они смогут потом отправиться к своим семьям. Лозен пошла вслед за Джеронимо. Обещание, естественно, никто не сдержал.
Мятежных апачей и всех их женщин и детей отправили в тюрьмы. Там многие умерли. В их числе была и индейская амазонка Лозен. В 1887 году она скончалась от туберкулёза.
Впоследствии тех, кто выжил, перевезли в резервацию Маскалеро. Там о подвигах «Апачской Жанны д'Арк» помнят до сих пор. О жизни и смерти воительницы Питер Алшир написал книгу «Женщина-воин: История Лозен, Воина Апачей и Шамана». Она важна не только для собственного народа, но и для мировой истории в целом. Историю этой удивительной женщины заслуживает фильма. Ведь ей посчастливилось объединить в себе уникальные физические и духовные дары. Это подлинная история о легендарном мужестве и упорстве апачей.