16+
Лайт-версия сайта

Новости

Эстетика (aesthetics). Определение и значение

Эстетика (aesthetics). Определение и значение

Эстетика (aesthetics). Определение и значение

Происходящий от греческого слова, обозначающего восприятие (aisthesis), и впервые использованный в 18 веке немецким философом Александром Баумгартеном, термин “эстетика” (также известный как æsthetics или esthetics) относится к тем принципам, которые определяют природу и оценку красоты, особенно в изобразительном искусстве. С академической точки зрения эстетика относится к той области философии, которая занимается вопросами красоты и художественного вкуса.

Проще говоря, эстетика охватывает такие вопросы, как:

• Что такое красота?
• Что делает что-то прекрасным?
• Что такое искусство?
• В чем разница между хорошим искусством и плохим искусством?
• В чем ценность искусства?
• Кто имеет право решать, что такое искусство?
• В чем разница между искусством и (скажем) развлечениями?
• В чем разница между изобразительным искусством и прикладным искусством?

ЭСТЕТИЗМ

Так называлось европейское движение 19 века, которое отстаивало идею о том, что искусство существует только ради своей красоты. Оно возникло как реакция против утилитаризма и воспринимаемого уродства и отсутствия вкуса индустриальной эпохи. Сторонниками эстетизма были художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Берн-Джонс, прерафаэлиты , иллюстратор Обри Бердсли и художник Уистлер. Критикам, включая Джона Раскина и Уильяма Морриса, не понравилась идея, что искусство может быть оторвано от морали.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА

• Слово “искусство” происходит от латинского слова ars, что примерно означает “мастерство” или “ремесло”. Это не продвинет нас далеко.

• Одна энциклопедия определяет искусство как “использование навыков и воображения в создании эстетических объектов, окружающей среды или опыта, которыми можно поделиться с другими”. К сожалению, это определение игнорирует отношение аудитории, которое мы считаем бесполезным.

• Мы говорим, что искусство создается, когда художник создает красивый объект или производит стимулирующий опыт, который, по мнению его аудитории, имеет художественные достоинства. Это все еще крайне расплывчато, но мы думаем, что оно охватывает все основные вопросы. (См. также: Виды искусства.)

ВНУТРЕННЯЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ ИСКУССТВА

Красота – это не та тема, которая привлекает единообразие мнений. У каждого из нас, похоже, своя точка зрения на то, что красиво, а что нет. В результате практически невозможно установить согласованное определение искусства.

В этой проблеме нет ничего нового. Искусствоведы, кураторы и историки спорили об этом на протяжении веков. Однако за последние десятилетия представители современного искусства, такие как Джефф Кунс (р. 1955), Трейси Эмин (р. 1963) и Дэмиен Херст (р. 1965), среди прочих, создали ряд новых работ, которые мало похожи на традиционные образцы изобразительного искусства. В связи с этим возникает вопрос: каковы пределы искусства?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ИСКУССТВА

Очевидно, что не все может быть искусством. Но как мы устанавливаем границы? Например, как мы можем определить разницу между (скажем) произведением прикладного и произведением исполнительского искусства? Или, в чем разница между научным экспериментом и художественной инсталляцией? Или, когда документальный фильм становится произведением искусства?

ПРОЦЕДУРАЛИЗМ ДАЕТ ОТВЕТ

Процедуралистский подход, который определяет искусство в соответствии с процедурой, связанной с его созданием, может помочь определить, что такое искусство. Это работает следующим образом: (1) Если художник Иван нанесет несколько слоев красной краски на большой прямоугольный кусок дерева, который он намерен выставить в качестве картины в своей местной художественной галерее, то это действительно произведение искусства. (2) Если, с другой стороны, дизайнер интерьера Пётр наносит несколько слоев красной краски на аналогичный кусок дерева, который он затем устанавливает как входная дверь в доме клиента, тогда это дверь, а не произведение искусства. Проще говоря, если я хочу, чтобы что-то было искусством, это искусство; если нет, то это не так.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПЛОХОЕ ИСКУССТВО ВСЕ ЕЩЕ ИСКУССТВОМ?

Минутку – что я имею в виду, когда использую выражение “плохое искусство”? Наверное, “Мне это не нравится!” Другими словами, это не объективное суждение, а личное – чисто субъективное мнение. (Возможно, мне не нравится скульптура (скажем) Пикассо, но я бы, вероятно, согласился, что это все еще искусство.)

Правда в том, что, хотя процедуралистский подход помогает нам отделить искусство от неискусства, он не помогает нам отличить хорошее от плохого.

В принципе, если мы не намерены вводить “полицию искусства”, нам нужно признать, что плохое искусство здесь надолго. На самом деле, как с практической, так и с философской точки зрения, нам нужны плохие картины, плохие пластическое искусство и плохие инсталляции, чтобы подчеркнуть хорошие вещи!

ЦЕННОСТЬ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Среди многих вопросов красоты и эстетики, охватываемых философией искусства, есть вопрос: в чем разница между искусством и ремеслами (между изобразительным искусством и декоративно-прикладное искусство)? Даже сегодня эти две области разделены огромной пропастью: отдельные колледжи, отдельные профессии, отдельные системы финансирования, отдельные выставки и так далее. Оправдано ли все это? Ответ таков: это зависит от вашей системы ценностей. Если вы думаете, что рисунок и живопись это как-то более возвышенно или интеллектуально, чем создание потрясающего дизайна для нового автомобиля – или куска витражного стекла, гобелена, лакированной шкатулки из черного дерева или пары сережек, – тогда вы можете ответить “Да”. С другой стороны, если вы чувствуете, что все эти виды деятельности способны быть одинаково творческими, вы ответите “Нет”. Исторически сложилось так, что рисование, живопись и скульптура уже давно классифицируются как “изобразительное искусство” – благородный вид “искусства ради искусства”, в то время как ремесла, наряду с их современным двоюродным братом “прикладным искусством” (в основном, дизайном), рассматриваются как второстепенные дисциплины. К счастью, в 21 веке это меняется.

По иронии судьбы, Импрессионизм – самое известное в мире художественное движение, возглавляемое Клодом Моне, извлекло огромную пользу из переработанной трубки для краски в 1841 году, изобретенной американским художником Джоном Рэндом, которая значительно облегчила пленэрную живопись.

ЧТО ДЕЛАЕТ КАРТИНУ ХОРОШЕЙ?

Это еще один ключевой вопрос эстетики, с которым постоянно сталкиваются кураторы и отборочные комитеты выставок по всему миру. Например, в какой степени художественная ценность картины зависит от ее визуального воздействия, а в какой-от ее интеллектуального содержания? Являются ли реалистические или натуралистические картины лучше абстрактных? Неудивительно, что на эти вопросы есть бесчисленное множество ответов!

ПОПУЛЯРНОЕ ПРОТИВ ХОРОШЕГО ИСКУССТВА

Почти каждый год появляется какая-то главная модная тенденция или стиль. Многие потребители следуют ему, но через некоторое время они сбрасывают его, поскольку он вытесняется следующим большим стилем. Движется ли искусство в том же направлении, что и индустрия моды?

Возьмем, к примеру, индустрию художественных музеев. Планируя выставку, должны ли кураторы выбирать картины, скульптуры, инсталляции и другие современные произведения искусства, потому что они представляют собой высококачественное искусство или потому, что они привлекут посетителей в музей?

Следует ли Жюри премии Тернера выбирает шорт-лист художников на основе художественного таланта или потому, что они привлекут внимание к конкурсу и его выставке?

Эти вопросы подчеркивают важную проблему. Музеи считаются довольно скучными местами, поэтому наличие на выставке шокирующего или весьма противоречивого произведения искусства может помочь привлечь толпу. Точно так же премия Тернера нуждается в рекламе, чтобы выжить и процветать. В обоих случаях организаторы могут отреагировать, выбрав произведения искусства, которые, по их мнению, будут развлекать публику, даже если их художественные стандарты ниже, чем у других работ. Хотя это имеет явные краткосрочные преимущества, имеет ли эта стратегия смысл в долгосрочной перспективе?

Например, что происходит, когда студенты – искусствоведы начинают понимать, что для достижения успеха в мире искусства – вместо того, чтобы развивать набор конкретных творческих навыков-им нужно изобрести какую-то странную, противоречивую идею, привлекающую внимание? Ответ: они ищут привлекающую внимание идею и поэтому становятся артистами. К сожалению, как мы все знаем, методы, используемые для привлечения внимания людей, включают насилие, сквернословие и другие подобные методы. Это может быть популярно, но будет ли это искусством?

эстетика, aesthetics

Происходящий от греческого слова, обозначающего восприятие (aisthesis), и впервые использованный в 18 веке немецким философом, термин “эстетика




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft