Из истории известно, что книжная иллюстрация появилась практически вместе с первыми письменными источниками. А если быть точнее, то картинки появились первыми — ведь рассказывать истории с помощью изображений человечество стало еще задолго до изобретения письменности. Лишь в XIV веке Иоганн Гутенберг (1397-1468) - немецкий первопечатник и типограф иллюстрировал первые печатные книги рисунками, которые переводились на бумагу с помощью деревянных досок. Впрочем, книги и до изобретения печатного станка украшались иллюстрациями. Но, по тем временам иллюстрация была уникальным искусством, так как каждый рисунок в отдельно взятом экземпляре создавался вручную. А с развитием гравюры и литографии копирование изображений стало проще и приобрело массовый характер.
А теперь мы и вовсе не представляем себе книжные и журнальные издания без иллюстраций. Ибо визуальное сопровождение текста делает процесс чтения многогранным и красочным. К тому же иллюстративные образы подстегивают наше воображение, мы начинаем глубже погружаться в повествование, дорисовываем картины в своем уме, становимся их частью.
Вот так и яркие, парадоксальные, остроумные и просто красивые произведения британского арт-иллюстратора Родни Мэттьюза радуют читателя, напоминая о том, как важно даже взрослому человеку мечтать, фантазировать, надеяться… Его фантастические миры - это стиль гротескного сюрреализма, напоминающий стиль и идеи Иеронима Босха, дополненный новаторскими идеями британского иллюстратора.
Родни Мэтьюз также известен поклонникам этого жанра как оформитель более 130-ти обложек ведущих музыкальных рок групп мира. Сам же Мэтьюз совмещает в себе и в своем творчестве, качества рок музыканта, концептуального дизайнера, иллюстратора и художника фантастического фэнтези.
Родни Мэттьюз (Rodney Matthews) родился в 1945 году в британском городе Паултон в семье Уилфреда Джека Мэтьюса, который был чрезвычайно одаренным и изобретательным человеком. Он занимался живописью, фотографией и архитектурой, создавал рабочие мини-модели локомотивов, военных судов и самолетов, разрабатывал и создавал эксклюзивную мебель, умел оказать первую медицинскую помощь, мастерски играл на барабанах в эстрадных оркестрах, и также превосходно орудовал сварочным аппаратом. И с таким огромным списком разносторонних навыков своего отца, Родни пытался конкурировать, разумеется, когда вырос.
Семья Мэтьюз жила в сельской местности, и мальчишка с детства увлекался природой, он даже обустроил собственный зверинец. И именно те детские наблюдения и увлечения оказали сильное влияние на его творчество, ключевым в котором стало создание сказочных фантастических животных и растений. Стоит ли говорить о том, что именно отец оказал огромное влиянием на раннее художественное развитие сына, дав ему первые уроки рисования. Мальчик еще совсем маленьким пытался рисовать по возвращении из кинотеатра сцены из знаменитого диснеевского мультфильма «Алиса в стране чудес» по книге Льюиса Кэрролла, которую много лет спустя блестяще проиллюстрирует.
Окончив школу, в 1959 году, Родни работал некоторое время с отцом в его мастерской, но оказался совершенно непригоден для работы со станками и инструментами. За первые же две недели он едва не потерял большой палец в токарном станке. Он постоянно калечился разными орудиями труда, пока отец не решил, что сыну нужно получать образование в другой профессиональной сфере, менее травмоопасной.
В 1960-м Родни становится студентом престижного образовательного учреждения Великобритании - Бристольского колледжа искусств на отделении коммерческого дизайна, откуда выпускали «технических» художников – в первую очередь рекламщиков.
Окончив колледж, Родни поступил на работу в рекламное агентство. Однако рутинная работа в рекламной компании вынудила начинающего художника искать другую нишу для своего творчества. Так, оформляя конверты для пластинок, плакаты и прочее, Мэттьюз постепенно нашел свое призвание. Именно в тот период художник создал первые эскизы, посвящённые знаменитой саге «Властелин колец», которые дадут ему следующий творческий толчок. С этого времени арт-иллюстратор начинает интегрировать свои идеи в открытки, календари, страницы фантастических романов и в пластинки именитых рок исполнителей, таких как «Роллинг Стоунз», «Назарет», «Азия», «Магнум» и Рик Уэйкман.
Знаковую роль в творческой карьере Родни Мэтьюза сыграло знакомство со знаменитым писателем Майклом Муркоком, который приоткрыл для художника дверь в мир книжной иллюстрации. Позже Мэттьюз успеет поработать также с произведениями Андре Нортона, Роберта Асприна, Абрахама Мерритта. А вначале 70-х годов лондонская компания «Big O Posters company», заключит с иллюстратором контракт. Его плакаты начнут продаваться миллионными тиражами, и Родни в один миг станет знаменитым в области фантастического арт-дизайна.
Мэтьюз также работал в течение 30 лет в качестве внештатного дизайнера и иллюстратора фэнтези, научной фантастики и сказки. Он оформлял обложки детских книг и книг для взрослых, рисовал эскизы для сериалов и видеоигр. Родни признан во всем мире одним из лучших мастеров в этих художественных жанрах.
В начале 1990-х годов, Мэтьюз увлекся анимацией и вместе с Джерри Андерсоном создает 26-ти серийный анимационный фильм «Лавандовый замок». Спустя время талантливый дизайнер разрабатывает идеи для компьютерных игр Sony Psygnosis и Midway, пробуя себя в совершенно неизвестной области графики и анимации.
И в заключение хотелось бы отметить, что фантазия британского художника не знает границ. Он буквально смешивает фэнтезийных животных и магию с фантастическими технологиями, исследует смежные области вроде сказок, стимпанка или антиутопии, заигрывает с сюрреализмом. Мэттьюз в своем творчестве может быть драматически серьёзен и хулигански шутлив, может даже совместить эти несовместимые на первый взгляд понятия в единое целое.
Также стоит сказать, что картины Мэттьюза выходят за рамки общепринятого понятия иллюстрации, часто обретая собственную жизнь; несмотря на остроту, в них можно найти и изящную красоту, и религиозные мотивы, и едкую сатиру.
16 января ’2022 12:13
Прикольный чувачок с тяготением к мягким теням и тоненьким линиям.
|