Фредерик Эдвин Чёрч - американский художник-пейзажист, путешественник и коллекционер живописи, а также центральная фигура своего времени в школе американских живописцев на реке Гудзон. Он был чрезвычайно успешным не только как живописец, но и как бизнесмен. Его коммерческая и финансовая хватка была такова, что к концу жизни он имел возможность не только жить безбедно в своем шикарном особняке, но и выкупать свои собственные картины на аукционах у владельцев коллекций.
Фредерик Эдвин Чёрч (Frederic Edwin Church) родился в 1826 году в семье коммерсанта Джозефа Чёрча в Коннектикуте, США. Отец Фредерика в свою очередь был сыном Сэмюэля Чёрча, который основал первую бумажную фабрику в Ли, штат Массачусетс. Это позволило семье сколотить солидный капитал, благодаря которому будущий художник получил возможность целиком посвятить себя искусству.
Начальное художественное образование Фредерик получил в мастерской художника Томаса Коула. За четыре года обучения юноша стал любимым учеником своего учителя и продолжателем американской романтической пейзажной живописи. В 22 года Чёрч уже был самым молодым сотрудником Национальной академии дизайна, а через год, вскоре после того как удачно продал свою первую крупную работу, получил звание академика.
И если вначале карьеры Чёрч писал пейзажи Северной Америки, где поселился в 1849 году, то с годами, достигнув значительных финансовых успехов, мог много путешествовать по всему миру в поисках вдохновения и новых впечатлений. Именно с того времени сюжеты его полотен стали отражать широкий географический диапазон - от Южной Африки до Полярного круга.
Чёрч много работал на пленэре, с весны до осени, делая этюды, а зимой завершал их и продавал. В 1850-х живописец создал серию горных пейзажей, считающихся самыми характерными произведениями американского романтизма. Одно из полотен, написанных по материалам кругосветных путешествий - «Сердце Анд», являющееся самым значимым в карьере художника. Закончив его, Чёрч тут же представил картину общественности Нью-Йорка. Для этого он организовал выставку одной картины, собрав публику в галерее, проплатив входные билеты и выдав оперные очки для изучения деталей, изображенных на полотне.
Зрители были рассажены в экспозиционном зале на скамьи перед живописным произведением, в раму которого были задернуты занавески, создававшие иллюзию вида из окна. Помещение было затемнено, освещалась лишь пейзажная живопись и экзотические растения, привезенные лично художником из поездки в Южную Америку. Разумеется, такая обстановка создала соответствующее настроение зрителям и ввела в неописуемый восторг. Успех автору был гарантирован. В итоге Чёрч продал свое творение за 10 000 долларов, что на тот момент было самой высокой суммой, когда-либо заплаченной за картину американского художника. К слову сказать, именно по такому сценарию была продана не одна картина Чёрча.
Таким образом, Эдвин получил признание критиков и любовь американской публики не только как живописец. Он также зарекомендовал себя как проницательный бизнесмен, рассматривающий свои картины как финансовые активы. И в этом ему помогала его врожденная предприимчивость. Так, художник организовал передвижную выставку, которая продлилась более двух лет и охватила восемь городов Америки, а также Великобританию. Когда его масштабная работа «Ниагарский водопад», вместе с другими полотнами была переправлена в Англию, Чёрч настоял на том, чтобы она была застрахована на сумму 10 000 долларов. И организатором ничего не оставалось как удовлетворить просьбу автора. Его решение выставить свои картины по обе стороны Атлантики - в Нью-Йорке и Лондоне - также стало важным фактором его финансового успеха. Такой продуманный шаг позволил Эдвину Чёрчу расширить свою аудиторию зрителей, получить международных поклонников и богатых покупателей.
В 1860 году Чёрч женился на Изабель Карнес и вскоре с молодой женой поселился в небольшом поместье в северной части штата Нью-Йорк. К этому времени, заработав значительную сумму денег на живописи, Фредерик смог обратиться к новым проектам. Теперь помимо живописи Черч приступил к преобразованию участка площадью 126 акров, прилегающему к своему имению, разведению молочного стада, посадке множества деревьев и строительству особняка в восточном стиле. Идея строительства дома и выбор стиля возникли после его паломничества на Святую Землю. Художник буквально был потрясен архитектурными деталями зданий в Дамаске, Иерусалиме и Бейруте, поэтому и решил привнести восточную чувственность в дизайн своего жилища. Новый экзотический дом на восточный манер был построен в 1872 году. И что любопытно, он до сих пор стоит в красивом месте с видом на реку Гудзон.
К несчастью, в 1876 году Чёрч заболел ревматоидным артритом. Теперь художнику заниматься живописью было сложно, но он продолжал создавать свои работы левой рукой, хотя и гораздо медленнее. Но, как бы там ни было на закате своей художественной карьеры уровень материального благополучия этого мастера достиг такой отметки, которая освободила его от бремени творческой работы. Как говорилось выше, он начал коллекционировать свои же произведения, превратив свой дом в небольшую галерею. Умер американский живописец в кругу семьи своего сына в 1900 году.
Чёрч был талисманом для следующего поколения американских художников, включая Эдварда Хоппера, Джорджа Беллоуса и других членов так называемой школы Ашкан. Его влияние на этих художников было совершенно не из-за какого-то особого качества его работ, а из-за феноменального умения реализовывать плоды своего труда, а если быть точнее - коммерческого успеха. К слову сказать, о своих картинах он позаботился еще при своей жизни. На сегодняшний день его наследием управляет Olana Partnership, благотворительная организация, созданная самим Чёрчем, которая следит за содержанием его дома и галереи в северной части штата Нью-Йорк и организует регулярные выставки работ предприимчивого художника.
В заключение хотелось бы сказать, что романтические пейзажи Фредерика Эдвина Черча подчеркивают не столько красоту, а величие природы Американского континента. На его картинах часто открывается широкий обзор местности, небо и облака занимают значительную часть полотна, тем самым создавая ощущение огромного бескрайнего пространства. Людей если и изображал художник, то очень маленькими и незначительными на фоне всего этого величия. Природу в своем естественном нетронутом виде мастер виртуозно представлял совершенной и возвышенной.