АВТОМАТИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛЮБОЙ ТЕХНИКИ, КОТОРАЯ УСТРАНЯЕТ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОЦЕССОМ
ЧТО ТАКОЕ АВТОМАТИЗМ?
В изобразительном искусстве термин «автоматизм» чаще всего относится к технике подсознательного рисования, в которой художник позволяет своему подсознанию взять управление в свои руки. Популяризированные в 20 веке художниками-сюрреалистами, которые стремились раскрыть творческую силу бессознательного в искусстве, автоматическое рисование и живопись рассматривались как единственный способ освободиться от культурных, интеллектуальных и исторических ограничений и раскрыть основные творческие способности, предположительно заложенные глубоко в личности художника.
Сюрреалистический автоматизм Джулио ТуркатоДля художников-сюрреалистов автоматическое рисование и живопись представляли собой более высокую, более благородную форму поведения — отношение, мало чем отличающееся от того, которое выражают приверженцы искусства Аутсайдеров, которые рассматривают культуру и образование как своего рода творческую смирительную рубашку. Помимо сюрреализма, другие движения, в которых автоматизм сыграл определенную роль, включают Дада, жестовый стиль живописи и канадскую группу художников конца 1940-х годов, известную как Les Automatistes. Вероятно, самыми известными художниками, связанными с автоматическим искусством, являются Сальвадор Дали (1904-89) и Джексон Поллок (1912-56). С 1930-х годов автоматизм стал частью технического репертуара как современного, так и постмодернистского искусства.
ИСТОКИ И ИСТОРИЯ АВТОМАТИЗМА В ИСКУССТВЕ
Хотя автоматизм действительно ассоциируется с современными художниками двадцатого века, рудиментарные формы возникли в восемнадцатом веке, такие как случайные «рисунки клякс» акварелиста Александра Козенса (1717-86), который преподавал рисование и разработал метод, с помощью которого рисунки пейзажей можно было создавать из абстрактных клякс на бумаге. Другим пионером был эксцентричный английский художник и гравер Уильям Блейк (1757-1827), который утверждал, что в некоторых своих иллюстрациях руководствовался духом своего младшего брата, умершего в подростковом возрасте от чахотки. Другим интересным автомастером была Мэдж Джилл (1882-1961), которая в 1919 году, после нескольких травмирующих событий, начала создавать большое количество рисунков пером и чернилами, находясь в трансе. Эти изображения варьировались от маленьких картинок диаметром в несколько сантиметров до огромных творений шириной до 3-х метров. Ее рукой, как она утверждала, управлял ее духовный наставник по имени Мирнинерест. Современник Джилла, английский художник и оккультист Остин Спейр (1886-1956) также утверждал, что руководствуется подсознательными влияниями, и стал известен своим автоматическим письмом, рисованием и оккультными символами, основанными на его теориях взаимосвязи между сознательным и бессознательным «я». Кроме того, за последние два столетия появилось множество художников, которые создавали подсознательные картины и иллюстрации под воздействием наркотиков. Среди них художники, работающие в печально известной студии Энди Уорхола (1928-87) в Нью-Йорке, известной как Фабрика.
АВТОМАТИЗМ В СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ
Кровавая бойня Первой мировой войны привела к кризису доверия к буржуазной морали. В искусстве, например, это спровоцировало появление антиискусственного движения, известного как Дада, чья нигилистическая эстетика в конечном итоге привела его к собственной гибели. Большинство дадаистов перегруппировались в 1924 году, чтобы запустить движение сюрреализма. Под бдительным оком его теоретика Андре Бретона (1896-1966) художники-сюрреалисты стремились создать совершенно новый тип образов, который не имел ничего общего с буржуазными ценностями «истеблишмента», которые они считали принципиально реакционными, неправдивыми и крайне ограничивающими. Единственный способ освободиться от любой возможной культурной или образовательной связи со «старым порядком» состоял в том, чтобы подавить свои сознательные мысли и вместо этого использовать творческую силу своего подсознания — как правило, с помощью автоматических или случайно сгенерированных образов, хотя гипноз, сны и галлюцинации также использовались. Несмотря на то, что сюрреализм далек от любой формы академического искусства, он вызвал всплеск творчества и быстро распространился по всей Европе, став доминирующим стилем современного искусства в межвоенные годы. Его образы, хотя часто причудливые и абсурдные, захватили воображение как искусствоведов, так и публики. Однако, несмотря на утверждение Бретона о том, что сюрреализм был «психическим автоматизмом в чистом виде», в конце концов, лишь небольшой процент сюрреалистических работ был создан с использованием автоматизма. Кроме того, следует отметить, что автоматические методы, используемые художниками-сюрреалистами, не были полностью бессознательными. Таким образом, их автоматическое рисование не было на 100 процентов автоматическим, но также требовало определенной степени сознательного вмешательства, чтобы сделать изображение более реалистичным или приемлемым.
ПРИЕМЫ АВТОМАТИЗМА
Автоматизм в изобразительном искусстве может возникнуть в результате любой техники, которая устраняет сознательный контроль над художественным процессом и заменяет его случайностью (как в техниках фроттажа, граттажа и декалькомании), бессознательными движениями (вызванными снами, гипнозом, наркотиками и так далее). Большинство из этих методов были изобретены или разработаны художниками-сюрреалистами, хотя (как описано выше) автоматическое рисование (когда рука делает случайные пометки на бумаге) веками практиковалось медиумами и практиками психических искусств.
ИЗВЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ, ПРАКТИКОВАВШИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО:
Сальвадор Дали (1904-89)
Использовал образы, почерпнутые из его снов и фантазий, — технику, которую он окрестил «критической паранойей». Среди его выдающихся картин — незабываемая Мягкая конструкция с вареными бобами: Предчувствие гражданской войны (1936, Художественный музей Филадельфии).
Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны). (1936). Сальвадор ДалиМакс Эрнст (1891-1976)
Увлекшись гипнозом во сне, Эрнст также разработал несколько автоматизированных техник. Они включают в себя: фроттаж — при котором бумага накладывается на текстурированную поверхность и выполняется растирание с помощью карандаша или другого инструмента для рисования. Он также стал пионером декалькомании, техники, которая включает в себя создание изображений путем нажатия краски между двумя поверхностями.
Андре Массон (1896-1987)
Психологически травмированный опытом военного времени, Массон был пионером автоматического рисования. Он также привнес случайность в свое искусство, рассыпав песок по холстам, предварительно беспорядочно намазанным клеем. Затем, на огромной скорости, он покрывал холст краской, запечатлевая эти случайные узоры из песка и клея в узорах кисти и цвета.
Джоан Миро (1893-1983)
Испанский сюрреалист, известный своими «автоматическими» картинами и случайными формами, как в «Рождении мира» (1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Фрэнсис Бэкон (1909-92)
Известный своими шокирующими сюрреалистическими образами, Бэкон был не прочь получить художественную помощь от бутылки. Он признался, например, что его первая крупная работа, триптих «Три этюда для фигур у основания распятия» (1944, Тейт Британия, Лондон), была написана в состоянии алкогольного опьянения.
«Три этюда для фигур у основания распятия» (1944). Фрэнсис БэконДЕЙСТВИЕ-ЖИВОПИСЬ
В середине 1940-х годов Джексон Поллок (1912-56), лидер Нью-Йоркской школы, разработал очень энергичный, похожий на транс метод живописи действия, в котором он капал и выливал краску на горизонтальный холст. Находясь под влиянием сюрреализма, Поллок и другие использовали эту технику для пропаганды важности экзистенциализма в искусстве, в котором «существование предшествует сущности». Таким образом, вместо того, чтобы быть написанными в соответствии с определенным планом, картины Джексона Поллока появляются в процессе рисования. В Европе подобный метод был замечен в форме тахизма.
LES AUTOMATISTES
В период 1946-51 годов радикальная группа франко-канадских художников-сюрреалистов, известная как Les Automatistes, начала рисовать, используя технику, основанную на автоматическом письме. Основанная в Монреале, Квебек, и возглавляемая Полем-Эмилем Бордуасом (1905-60), чей «универсальный» стиль жестовой живописи был похож на Поллока, в группу входили Жан-Поль Риопель (1923-2002), а также Марсель Барбо, Роже Фото, Пьер Говро, Фернан Ледюк и Жан-Поль Муссо. Группа вызвала возмущение публикацией своего манифеста 1948 года «Глобальный отказ» («полный отказ»), в котором атаковались многочисленные аспекты канадской культуры, в частности Церковь.