ЧТО ТАКОЕ НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ? ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ
В доисторическом искусстве термин «наскальная живопись» охватывает любое теменное искусство, которое включает нанесение цветных пигментов на стены, полы или потолки древних скальных убежищ. Монохромная пещерная живопись — это живопись, выполненная только одним цветом (обычно черным). Многоцветная наскальная живопись состоит из двух или более цветов, примером чему служат великолепные разноцветные изображения бизонов на потолке в Альтамире или великолепные зубры в Камере Быков в Ласко. Напротив, термин «наскальный рисунок» относится (строго говоря) только к выгравированному рисунку, то есть рисунку, сделанному путем вырезания линий на поверхности скалы кремневым или каменным инструментом, а не путем рисования линий углем или марганцем.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ
В настоящее время у нас нет четкого представления о том, когда впервые появилась наскальная живопись. Одна из теорий связывает эволюцию искусства каменного века с появлением анатомически современных людей в Европе в период верхнего палеолита. Согласно этой теории, развитие пещерного искусства совпало с вытеснением неандертальца анатомически современным человеком, начиная примерно с 40 000 года до нашей эры. Действительно, примерно с этой даты в пещерах и скальных укрытиях по всему миру, но особенно во Франко-Кантабрийском регионе, начали появляться самые ранние наскальные рисунки. На первом месте стоит живопись, за ней следует передвижное искусство, примером которого являются переносные статуэтки Венеры, такие как Венера из Хохле-Фельса (38-33 000 лет до н. э.).
Венера из Хохле-Фельса (38-33 000 лет до н. э.)Вообще говоря, техника и материалы для наскальной живописи совершенствовались по всем направлениям, столетие за столетием. Таким образом, мы видим, как монохромные картины ориньякской культуры (40-25 000 лет до н.э.) уступают место полихромному искусству граветта (25-20 000 лет до н.э.), что приводит к апогею наскальной живописи, которая, как традиционно считается, происходит в эпоху Магдалины (около 15-10 000 лет до н. э.) в Ласко, Альтамире, Фон де Гом и Ле Комбарель. В конце Магдалины закончился ледниковый период, и период глобального потепления привел к уничтожению среды обитания магдалинийских северных оленей, а также их культуры и пещерного искусства. Подробнее об эволюции наскальной живописи и о том, как она вписывается в культуру каменного века.
ТИПЫ
Большинство доисторических наскальных рисунков были фигуративными, и 99 процентов из них были изображениями животных. Сначала художники каменного века рисовали хищных животных (львов, носорогов, саблезубых кошек, медведей) почти так же часто, как и охотничьих животных, таких как бизон и северный олень, но начиная с солютрейской эпохи в изображениях преобладали охотничьи животные. Изображения людей были исключительно редким явлением и обычно были сильно стилизованы и гораздо менее натуралистичны, чем изображения животных. Абстрактные изображения (знаки, символы и другие геометрические знаки) также были распространены и фактически представляют собой древнейший тип палеолитического искусства, найденный в пещерах позднего каменного века, как показывают недавние результаты датировки картин в Эль-Кастильо и Альтамире.
В дополнение к рисункам и абстрактным изображениям, доисторические пещеры также сильно украшены раскрашенными вручную трафаретами наскальных рисунков, большинство из которых, согласно недавним исследованиям декана Сноу из Университета штата Пенсильвания, были сделаны женщинами, но также участвовали мужчины и дети. Одними из лучших примеров этой формы живописи являются Ручные трафареты пещеры Гаргас (Верхняя Гаронна), Панель ручных трафаретов в Шове (Ардеш) и гравюры по всей Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук) в Аргентине.
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ТРИ ЭТАПА
Как правило, полихромная пещерная живопись создавалась в три основных этапа, которые могли существенно различаться в зависимости от опыта и культурной зрелости художника, характера и контуров поверхности скалы, силы и типа света, а также доступного сырья. Сфотографируйте, например, бизона. Во-первых, контур и основные черты животного рисуются на стене пещеры либо путем заострения поверхности скалы заостренным камнем, либо путем нанесения черного контура с помощью древесного угля или марганца. Во-вторых, завершенный рисунок животного будет окрашен или заполнен красной охрой или другими пигментами. В-третьих, края тела животного будут затенены черным или другим пигментом, чтобы увеличить его трехмерность. В качестве альтернативы, в зависимости от того, делал ли это необходимым контур стены пещеры, для увеличения объема и рельефа применялась дополнительная гравировка или даже скульптура.
Полихромная пещерная живописьГДЕ НАХОДИТСЯ БОЛЬШИНСТВО НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКОВ?
Наиболее впечатляющие образцы этого наскального искусства были обнаружены на юго-западе Франции и севере Испании — поэтому его иногда называют франко-кантабрийским наскальным искусством — где археологи обнаружили около 350 пещер, содержащих произведения искусства верхнего палеолита. Самые большие скопления пещер находятся в Дордони (Ласко, Куссак, Лоссель, Фон-де-Гом, Ле-Комбарель, Руффиньяк) и вокруг Монте-Кастильо в районе Пуэнте-Вьесго, Кантабрия, но другие великолепно украшенные пещеры были найдены в разных частях мира, включая Южную Африку, Аргентину, Индию, Китай, Австралию и другие.
КАКИЕ САМЫЕ ДРЕВНИЕ НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ?
В настоящее время самое раннее искусство в доисторических пещерах, даты происхождения которого были подтверждены радиоуглеродным датированием, состоит из абстрактных знаков, а именно красной точки и отпечатка руки, найденных среди наскальных рисунков Эль-Кастильо в Кантабрии, Испания. Эти изображения датируются по меньшей мере 39 000 годом до н.э. и 35 500 годом до н.э. соответственно, что делает их древнейшим произведением искусства такого типа из пещеры в Европе.
Однако в 2014 году в Индонезии, на другом конце света, археологи использовали методы уран-ториевого датирования, чтобы датировать ручные трафареты среди изображений, найденных в пещере Леанг Тимпусенг, Сулавеси, 37 900 годом до нашей эры. (Рисунки животных на этом месте были датированы 33 400 годом до н.э.) Далее по возрасту идут изображения пещеры Фумане (около 35 000 лет до н. э.), затем два символа в форме ключа, найденные в Альтамире, датированные 34 000 годом до н. э. Следующие по древности картины находятся в пещере Шове, расположенной в регионе Ардеш во Франции. Они были обнаружены в 1994 году и датируются 30 000 годом до нашей эры. Наиболее продуктивными периодами пещерного искусства были граветтская и магдаленская культуры, датируемые 25 000-200 000 годами до н.э. и 15 000-10000 годами до н. э. соответственно.
Примечание: Многие пещеры содержат свидетельства повторяющейся живописи, иногда растянувшейся на десятки тысяч лет. Поэтому некоторые из этих «пещерных студий» могут оказаться старше, чем первоначально предполагалось. Это именно то, что произошло в Альтамире, где основная часть произведений искусства относится к периоду Магдалины (около 15 000 лет до н. э.), но недавние тесты показали, что одно конкретное абстрактное изображение относится к ориньякской эпохе около 34 000 лет до н. э.
КАКИЕ КАРТИНЫ РИСОВАЛИСЬ В ДОИСТОРИЧЕСКИХ ПЕЩЕРАХ?
Художники каменного века создавали разнообразные фигуративные и абстрактные изображения. На натуралистических картинах в основном изображены сцены охоты или изображения животных — обычно бизонов, лошадей, северных оленей, крупного рогатого скота, зубров и мамонтов, хотя было изображено множество других существ, таких как: львы, овцебыки, ослы, сайгаки, серны, волки, лисы, зайцы, выдры, гиены, тюлени, рыбы, рептилии, птицы и другие существа. Но в доисторическом искусстве нет пейзажной живописи или даже каких-либо изображенных элементов пейзажа, таких как горы или реки. Изображения людей появляются очень редко: даже тогда они похожи на людей, а не на реальных людей. Хорошими примерами являются: «раненые» в Куньяке; картина человека с птичьей головой в «Шахте мертвеца» в Ласко; и гравированная картина «Колдун» в пещере Труа-Фрер.
Как уже упоминалось, абстрактное искусство также распространено. Стены пещеры изобилуют множеством точек, линий, знаков и символов. Например, исследователи из Университета Виктории на острове Ванкувер выявили более 20 знаков, нарисованных в одном стиле, которые снова и снова появляются в разных убежищах. Некоторые из них сделаны простыми мазками кисти, такими как круги, полукруги, треугольники и прямые линии; другие немного сложнее. В дополнение к только что упомянутым, они включают в себя: авиформы, клавиформы, сердечные формы, перекрестия, крестообразные, непонятые формы, отрицательные стрелки, открытые углы, овалы, пектиформы, пенниформы, положительные стрелки, четырехугольники, пениформы, скаляриформы, змеевидные формы, спирали, тектиформы, зигзаги и другие.
КАКИЕ МЕТОДЫ ЖИВОПИСИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ХУДОЖНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА?
Используя морские раковины в качестве контейнеров для краски и работая при лучинах или иногда при слабом солнечном свете, доисторические художники использовали самые разнообразные методы живописи. Сначала они рисовали пальцами, а затем переключились на комковатые пигментные мелки, подушечки из мха или кисти из шерсти животных или растительного волокна. Они также использовали более сложные методы окраски распылением с использованием тростника или специально выдолбленных костей. В пещере Альтамира была найдена выдолбленная кость птицы, окрашенная красной охрой, датируемая примерно 16 000 годом до н.э., что свидетельствует о том, что к этой дате солютреано-магдаленские художники, должно быть, были искусны в рисовании распылением. Художники каменного века также использовали технику ракурса и светотени. Каждая эпоха вводила новые методы наскальной живописи, и пещеры, украшенные на протяжении многих поколений, демонстрируют множество стилей — например, в пещере Ласко археологи выявили более дюжины различных стилей живописи.
Наскальная живопись пещеры ЛаскоКАК ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ХУДОЖНИКИ ДЕЛАЛИ КРАСКИ?
Все цветные пигменты, используемые в наскальной живописи, были получены из местных источников, в основном из минеральных источников, найденных в земле. Художники каменного века использовали несколько различных комбинаций материалов для изготовления цветных красок. Глиняная охра давала три основных цвета: многочисленные разновидности красного, плюс желтый и коричневый. Для черного цвета художники использовали либо диоксид марганца, либо древесный уголь. После измельчения пигментов в мелкий порошок художники смешивали порошок с пещерной водой (обычно с высоким содержанием карбоната кальция), животными жирами, овощным соком, кровью или мочой, чтобы помочь ему прилипнуть к поверхности камня.
Они также использовали расширители, такие как биотит и полевой шпат, или молотый кварц и фосфат кальция (полученные из измельченных, нагретых костей животных). Вполне возможно, что художники были знакомы с пигментами благодаря живописи тела и лица — искусствам, которыми они занимались в течение тысячелетий, прежде чем начали украшать пещеры. Для получения более подробной информации о типе цветовых пигментов, используемых в наскальной живописи каменного века, см.: Доисторическая цветовая палитра.
ДЕЛАЛИ ЛИ ХУДОЖНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАБРОСКИ?
Иногда. В пещере Ла-Ваш археологи обнаружили слой древесного угля под черным пигментом картин, указывающий на то, что предварительный набросок был сделан до нанесения краски. Чаще всего силуэт животного вместе с его основными чертами был выгравирован на скале кремнем, а затем окрашен пигментом.
КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ ЭТИХ НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКОВ?
Мы точно не знаем. Первоначально большинство палеоантропологов считали, что этот вид древнего искусства был чисто декоративным. Однако подробные археологические свидетельства показывают, что расписные пещеры не были населены обычными людьми. Вместо этого в них жила только небольшая группа художников или других людей, участвовавших в церемониальной деятельности и роли пещеры. В результате в настоящее время считается, что наскальная живопись была создана шаманами по церемониальным причинам — возможно, в связи с социальными, сверхъестественными или религиозными ритуалами. В используемой иконографии нет четкой закономерности, поэтому в настоящее время большинство теорий относительно точного значения или функции наскальной живописи каменного века являются всего лишь догадками.
ЕСТЬ ЛИ В ДОИСТОРИЧЕСКИХ ПЕЩЕРАХ СКУЛЬПТУРЫ?
Да. Сохранилось несколько прекрасных образцов рельефной скульптуры. Они включают Венеру Лоссельскую (около 23 000 лет до н.э.), одну из шести скульптур-барельефов, выгравированных на большом блоке известняка в скальном укрытии Лоссель, недалеко от Ласко; а также знаменитые рельефные изображения зубра Тук д’Одубер (около 13 500 лет до н.э.), выполненные из необожженной глины, которые были найдены в Арьеже, Франция. Эксперты полагают, что доисторическая скульптура, возможно, была столь же распространена, как и настенная живопись, за исключением того, что большая ее часть разрушилась или погибла.
Венера Лоссельская (около 23 000 лет до н.э.)