Когда старший сын российского императора Николая I, цесаревич Александр, потерял голову от любви к одной из фрейлин императрицы Александры Фёдоровны, его родители заволновались. Александр был безумно влюблён в красавицу Ольгу Калиновскую. Девушка была невероятно хороша, имела благородное происхождение, но составить партию цесаревичу не могла. А тот в свою очередь был настолько поглощен чувствами, что решил отречься от права на престол. Что делать? Император Николай I решил, что лучшее средство — новая любовь. Цесаревичу был вручен целый список невест из Европы. Александр подчинился отцу и поехал в путешествие, чтобы забыть свою любовь и найти себе невесту.
Удивительно, но он достаточно быстро нашёл то, что искал — ему приглянулась принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа Софи Мария Гессенская. И всё было бы хорошо, но в выданном Николаем I списке её не было. Александру девушка так понравилось, что он был готов жениться, несмотря на то, что ей исполнилось всего лишь пятнадцать лет. Родителей цесаревича останавливали слухи о том, что рождена принцесса была не от законного супруга своей матери, а от другого мужчины. Причем список возможных отцов был достаточно велик. Николай I велел сыну отбросить идею женитьбы и посетить Лондон, чтобы нанести визит юной королеве Англии.
Королева Англии Виктория, по утверждениям историков, была очень влюбчивой девушкой. С раннего детства ее готовили к тому, что она станет королевой — она была единственной наследницей престола. К сожалению, даже мать, королева Виктория, а также приближённые королевы лелеяли планы сделать из девушки послушную игрушку, которая будет беспрекословно выполнять все приказы. Положение изменил виконт Мельбурн, который с 1834 года занимал пост премьер-министра Великобритании. Он благоволил к наследнице престола и взял в свои руки её обучение. Историки утверждают, что во многом за счёт этого влияния будущая королева Виктория стала серьёзной и властной правительницей.
Виктория проводила очень много времени с лордом Мельбурном, и, очарованная его благородством и умом, влюбилась в него без памяти. Мужчина отвечал девушке взаимностью. В дневниках юной Виктории есть очень много упоминаний о Мельбурне. Утро начиналось с того, чтобы премьер-министр и королева шли в рабочий кабинет. Мельбурн был её личным секретарем. Затем наступало время обеда, совместной верховой езды, ужина, вечерних прогулок, разговоров. Придворные сплетничали, что скоро можно ждать свадьбы Виктории и Мельбурна. Но лорд был женат. Однако не это стало причиной их разрыва. Благородный мужчина, которому исполнилось уже 57 лет, прекрасно понимал, что разница в возрасте слишком велика. Он не сможет воспитать будущих детей, быть опорой королеве. Когда Виктория отметила 20-летний юбилей, Мельбурн подал в отставку. Виктория была поражена. В дневнике она пишет, что рыдает целыми днями, очень хочет взять Мельбурна за руки никуда не отпускать. Умный лорд не предпринял решительных действий, но постепенно сознательно отдалился от юной Виктории.
В 1839 году королева Виктория отмечала своё 20-летие. По этому случаю в Лондон прибыла процессия российского наследника престола. Цесаревича не особо интересовали дипломатические мероприятия. Он считал, что будет скучно, неинтересно, потому планировал побыть немного в Лондоне и уехать домой. Тем не менее, все резко изменилось после того, как Александр Николаевич встретился с юной Викторией. Александр был поражён, насколько прекрасна, элегантна и умна эта девушка. Что касается Виктории, то она знала многих русских князей, но цесаревич Александр явно выигрывал. Он был вежлив, умён и рассудителен, чем напомнил ей лорда Мельбурна. Но у него была неоспоримое преимущество — молодость. Александр был статен и высок, его манеры были превосходны. Он понравился не только королеве, но и всему двору. Александр великолепно разбирался в живописи, в политике, английской литературе. Достаточно было одного танца с юной Викторией — и вспыхнул взаимный интерес.
В дневнике Виктория писала, что князь ей очень нравится, с ним легко и приятно общаться. А в другом дневнике, принадлежавшем Семёну Юрьевичу (адъютанту цесаревича) появилась запись, что после знакомства с Викторией цесаревич говорил лишь о ней. События стали стремительно развиваться. Королева нетерпеливо ждала, когда цесаревич приедет в Букингемский дворец, я чтобы потанцевать с ним и побеседовать. Другие лорды сидели в стороне. В дневнике она написала, что влюбилась в русского князя, что он просто очарователен и великолепно танцует кадриль, и что она очень счастлива. Семён Юрьевич писал, что цесаревич рассказал о своих чувствах к Виктории. Такое донесение было отправлено им В Санкт-Петербург государю. Апогеем стало событие, произошедшие в Лондонском театре. Изначально Александр и Виктория сидели в разных ложах, но, когда наступил антракт, они уединились. По Лондону поползли сплетни.
Донесение адъютанта Юрьевича возымело действие. Император Николай I прислал приказ — наследник должен немедленно уехать из Лондона. Однако цесаревич не торопился с отъездом и пренебрёг приказом отца. Александр был ознакомлен с решением императора российского о том, что цесаревич не может стать принцем-консортом, не являющийся суверенным монархом в своём праве. Окружение королевы со своей стороны старалось убедить девушку, что сближаться с Россией так радикально нельзя. Стороны предприняли массу усилий, чтобы сделать невозможными свидания цесаревича и Виктории. Но встреча всё равно произошла. Александр должен был уехать 30 мая, но 29 числа Виктория и цесаревич встретились для прощания.
Верные приближённые королевы помогли им, сделав так, что все представители России и английские придворные покинули парочку. В дневнике Виктория написала, что Александр сильно нервничал, он чуть не плакал, и сказал, что не может выразить словами свои эмоции. После этого влюблённые поцеловались. На этом роман закончился, но на память о нём цесаревич подарил Виктории прекрасную собаку — овчарку с красивой кличкой Казбек, а также альбом, где находились его выгравированные портреты.