МАНЬЕРИЗМ — ЭТО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ, ОХВАТИВШЕЕ ПЕРИОД МЕЖДУ 1520 ГОДОМ (СМЕРТЬ ХУДОЖНИКА РАФАЭЛЯ) И ПЕРВЫМИ ГОДАМИ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА
Это реакция, начатая римским пакетом 1527 года, который поколебал гуманистический идеал эпохи Возрождения. В отличие от предыдущих художественных движений, он больше не ограничен Италией. Он распространился по Европе, где просуществовал до 1620-х годов или даже позже.
Похищение сабинянокТермин «маньеризм» происходит от итальянского маньеризма (от выражения bella maniera) в смысле характерного прикосновения художника, противоречащего правилу подражания натуре. В этом он входит в число немногих конфессий значительных художественных течений, которые особенно практиковались во время правления Франциска I.
КОНТЕКСТ
Маньеризм — это реакция на совершенство, достигнутое в эпоху Высокого Возрождения в изображении человеческого тела и овладении искусством перспективы (теория Альберти). Таким образом, маньеризм часто называли «антиальбертианским искусством», особенно Пизанелли. Таким образом, некоторые художники, работавшие вокруг Жюля Ромена и учеников Андреа дель Сарто, стремились намеренно порвать с точностью пропорций, гармонией цветов или реальностью пространства, чтобы создать новый эмоциональный и художественный эффект.
Но мы не должны видеть только художников-маньеристов, которые расстаются с эпохой Возрождения. Они заявляют, цитируя и ссылаясь на ссылки, о художественной связи с великими художниками эпохи Возрождения, такими как Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи или даже Альберти.
Маньеристский стиль живописи вдохновил этих художников, в частности Микеланджело (Страшный Суд), известного как архитекторы, так и скульпторы-маньеристы своими картинами, изображающими персонажей с позами, похожими на скульптуры.
Страшный СудМаньеризм также характеризуется как репертуарное искусство, где художники используют формулы Рафаэля или Микеланджело, чтобы определить свой конкретный словарный запас. Таким образом, Пьета Ватикана Микеланджело была переработана в «Богородицу на длинной шее Пармиджанино» примерно в 1535-1540 годах. Фигура серпантина (или Figura serpentinata) также является формулой, которую часто цитируют в работах Бронзино, особенно в noli me tangere 15613 года. Эта S-образная фигура представляет собой новый идеал для маньеристов, иррациональный, противоречащий жесткости математических правил.
Таким образом, маньеризм — это художественная игра заимствований, а также игра кодов и символов, которые часто бывают непонятными. Таким образом, он обращается к литераторам того времени, умножая намеки и цитаты, рискуя затуманить смысл работ и распространиться среди изысканных европейских дворов. Таким образом, в «Богородице с младенцем со святой Анной и четырьмя святыми» (1527-1529 гг.) Понтормо, работе, предназначенной для украшения алтаря в монастыре монахинь Сант-Анны Ин Верзиа во Флоренции, мрачная и мутная атмосфера, повторения, особенно в фигурах, а также положение персонажей и их нематериальность, ставят под сомнение хорошее богословское прочтение алтарной доски для верующего. Этот факт вызывает реакцию в самой церкви, которая обвиняет маньеризм в этом искусственном аспекте и выступает за возвращение к натурализму и правильным формулам Альберта. Карраччи иллюстрируют этот возврат к классическому ренессансу.
Тогда маньеризм требует знания того, что существовало до этого движения в истории искусства, то есть Высокого Возрождения, и особенно в архитектуре, поскольку архитектор-маньерист идет вразрез с правилами гармонии, установленными во время Высокого Возрождения.
ОСОБЕННОСТИ МАНЬЕРИСТСКОГО ИСКУССТВА
Вот как мы видим работы маньеристов, представляющие :
разобщенное и часто неопределенное пространство ;
мутный, неясный образ ;
деформация и скручивание тел с использованием, в частности, «змеиной линии» («Figura serpentinata»), которая позволяет удлинять пропорции фигур, придавая им тем самым томную мягкость кислых сырых
тонов, унаследованных от Микеланджело и Сикстинской капеллы в Риме ;
поиск движения ;
искусство кодов, символов, цитат классических художников ;
придворное искусство, ориентированное на культурных и грамотных людей ;
преувеличение форм, характерное для маньеризма XVI в.
Таким образом, среди особенностей маньеризма мы находим в живописи множество изображений обнаженных тел, необычные и сложные позы, а также чрезмерную мускулатуру. Изображенный субъект может быть намеренно необъяснимым или поэтому может быть неразборчивым. Основная сцена расположена в глубине композиции или скрыта среди других фигур, которые с ней не связаны. Она предназначена только для того, чтобы проиллюстрировать таланты художника. Перспективы максимально увеличены, размеры и масштаб искажены. Цвета ярки благодаря их противоположностям.
Что касается архитектуры, маньеризм идет вразрез с кодексами Высокого Возрождения, поскольку он по-настоящему нарушает гармонию, уступая место буйному и раздутому орнаменту.
В скульптуре маньеризм определяется переходом от фронтальности в восприятии скульптуры к поиску различных точек зрения. Силуэты скульптур вытянулись. Цель состоит в том, чтобы наблюдать за скульптурой, где каждая точка зрения уникальна.
Итальянский художник Иосиф Понтормо (1494-1557) говорил, что Ренессанс считал бы Маньеризм набором противоречивых цветов, а также рамками разобщенного пространства и времени. Действительно, ни одежда персонажей, ни здания, ни даже цвета этой библейской сцены не представлены в соответствии с кодексами того времени. В этом смысле эта работа была контрасенсом, но оставалась верным отголоском общества своего времени.
Россо Фиорентино, который был учеником Понтормо в студии Андреа дель Сарто, привез флорентийскую Маньеру в Фонтенбло в 1530 году, где стал одним из основателей французского маньеризма XVI века, называемого школой Фонтенбло.
Стиль Фонтенбло благодаря гравюрам передал итальянский маньеристский стиль в Антверпен, Северную Европу, из Лондона в Польшу, где он продавался в таких роскошных изделиях, как шелк и резная мебель. Чувство напряжения контролировало яркое выражение, выраженное через символы и аллегории, в то же время удлиняя пропорции женских тел, что является характерным удлинением этого стиля.
«Тайная вечеря» Тинторетто — прекрасный пример маньеристской живописи, где Иисус изображен рядом со столом в центре. На нем изображены все, в том числе Иуда, с ореолом, покрывающим его. Цвета, которые кажутся кричащими, служат для изображения ангелов в запутанной атмосфере.
Тайная вечеряТо же самое относится и к восхождению на голгофу Туссена Дюбрея, на котором также изображена религиозная сцена (Распятие) в запутанной атмосфере с множеством разных планов, которые придают этой картине на холсте ощущение театральности.
Страшный суд Микеланджело — одна из фресок, покрывающих две боковые стены Сикстинской капеллы. Она была заказана папой Климентом VII Микеланджело и была открыта в 1541 году. Эта работа считается одной из первых культовых работ маньеризма. Его создание коррелирует с событием в Риме, которое внесло значительный вклад в создание движения маньеризма.
Знаменитый итальянский художник Эль Греко также подходил к религиозным сценам с обостренным манеризмом. Эта форма преувеличения должна была проложить путь от маньеризма к возрождающемуся классицизму.
МАНЬЕРИСТСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Дворец те в Мантуе, построенный гонзагами в старинном особняке, был спроектирован и украшен в 1525 году Джулио Пеппи, говорит Жюль Ромен (1499-1546). Это самый завершенный пример маньеризма.
Еще один пример маньеристской архитектуры — Вилла Фарнезе в Капрароле, в сельской местности Рима:
Вилла ФарнезеРаспространение гравюр в XVI веке распространило маньеристский стиль быстрее, чем все предыдущие стили.
Город Антверпен во время своего развития в XVI веке был важным центром творчества маньеристов. Антверпенский маньеризм стал формой, в которой возрождающиеся стили были широко представлены в Англии, Германии, а также в Северной и Восточной Европе в целом.
Парадные ворота замка Кольдиц, изобилующие декоративными деталями в романском стиле, являются ярким примером этого скандинавского стиля.
Во многих аспектах маньеризм предвещает тенденции архитектуры барокко.