Зарегистрировано — 123 413Зрителей: 66 500
Авторов: 56 913
On-line — 17 441Зрителей: 3422
Авторов: 14019
Загружено работ — 2 122 851
«Неизвестный Гений»
Новости
Роковая любовь, страхи и фобии одного из самых дорогих художников мира: Эдвард Мунк
В юности Эдвард Мунк боготворил женщину как источник жизни и мечтал о тихом семейном счастье, о чем свидетельствует его ранняя живопись, полная надежд и чаяний. В молодые годы он признавал полную беспомощность перед ее чарами, считая, что она, словно вампир, лишает его жизненной и творческой энергии. В зрелом же возрасте его страх - попасть под её влияние, перерос в фобию. О любовных романах, не принесших Мунку ни покоя, ни радости, а лишь душевную боль и страдание, далее - в нашей публикации.
Если посмотреть на биографию норвежского художника Эдварда Мунка поверхностно, разбирая лишь ключевые моменты, можно подумать, что он был настоящим баловнем судьбы. Эдвард впервые изъездил несколько стран Европы и исходил все самые важные музеи еще в ранней молодости при финансовой поддержке первого учителя, живописи Фрица Таулова. Вслед за этим он три раза подряд получал государственный грант на творческие путешествия по Европе, учился в Париже у именитого Леона Бонна. Его первая персональная выставка прошла в Христиании(нынешний Осло) в 1889 году, когда художнику было всего 26 лет. А в 30-ть - Норвежская Национальная галерея приобрела у него первую картину «Ночь в Ницце», немногим позже - «Автопортрет с сигаретой».
Жил в Париже, Ницце, Гавре, Антверпене, Берлине, Копенгагене, писал портреты знаменитых писателей, художников, композиторов, пропадал в богемных барах и повсюду заводил важные знакомства, участвовал в выставках. Да к тому же был весьма привлекателен, красноречив и обаятелен.
Но, это было лишь вершиной айсберга. Видимо высшие силы, таким образом, пытались компенсировать Эдварду все неурядицы и беды, которые буквально сыпались на его голову с самого детства. Так, внешнее благополучие и триумфальное профессиональное восхождение на вершину славы сопровождалось целой чередой смертей близких людей, неурядицами, затяжными болезнями, постоянной бессонницей и нескончаемой тревогой, со временем превратившейся в манию. Жизнь художника, наполненная психическими расстройствами и разочарованием, была по истине мрачна и мучительна.
Тяжелое депрессивное состояние и сложность характера Мунка сказались и на отношениях с представительницам слабого пола. В молодые годы Эдвард Мунк разрывался между страстью к женщинам и боязнью, что его отвергнут. А позже он даже не пытался скрыть своих убеждений в том, что женщины поглощают творческую энергию мужчин и высасывают из них все жизненные соки, поэтому относился к ним с большой опаской, если не сказать с ужасом. Психоаналитики утверждают, что художник испытывал страх перед сексом и видел в страсти смертельную опасность. Поэтому брак он считал помехой своим амбициям и прожил холостяком до 80 лет.
Первая любовь и роковая муза художника
В 1885 году Эдвард Мунк страстно влюбился в замужнюю дочь своего учителя живописи Фрица Таулова - Милли. Юноша, мечась между необузданной страстью и религиозным воспитанием, чуть с ума не сошел от переживаний. Но сердцу не прикажешь, да и сама Милли не отвергала ухаживаний Эдварда. Их тайная связь продолжалась около шести лет. И все это время Мунк места себе не находил от мучавших его противоречий. Однако их роман быстро угас, как только художник узнал, что его пассия завела еще одного любовника. Постигшее Мунка первое разочарование в дальнейшем негативно повлияло на его отношения и с другими женщинами.
Роковой музой исследователи жизни Мунка считают жену его друга по берлинскому литературно-философскому кружку - Дагни Юль-Пшибышевскую. Пианистка, писательница, переводчик. Феминистка. «Свободнейшая из свободнейших». Муза многих художников и писателей. В 33-летнем возрасте была застрелена любовником в отеле на глазах у сына. Опомнившись, следом застрелился и любовник. Дагни Юль была музой и для Мунка, он неоднократно использовал ее образ в своих картинах. Биографы допускают возможность, что между ними была любовная связь.
Роковая любовь
Однако самым болезненным для Эдварда стал бурный роман, завязавшийся с Матильдой (Туллой) Ларсен. Девушке исполнилось 29, когда общий приятель познакомил ее 35-летним успешным художником Эдвардом Мунком. Тулла настолько была очарована новым знакомым, что тут же для себя решила непременно выйти за него замуж. И это оказалась одной из самых больших ошибок в её жизни.
Тулла Ларсен, родившаяся в обеспеченный семье, была одиннадцатым ребенком торговца вином, который с лихвой сумел пожизненно обеспечить своих двенадцать детей. Тулла получила прекрасное образование в частной школе для девочек. Позже изучала графическое искусство в Берлине. А вернувшись домой, в Норвегию, все свои знания применяла, как большинство обеспеченных образованных женщин той эпохи — украшала умными разговорами шумные богемные артистические собрания Христиании.
Но, как не пыталась девушка высечь искру страсти и нежности в своем возлюбленном, наш герой даже в разгар их отношений пылким и страстным не был. Он так прямо и говорил: "Ты ждешь от меня земного счастья, но я этой земле не принадлежу — и счастьем таким никогда тебя не обеспечу."
Не давая никаких обещаний и надежд, художник пренебрежительно, грубо, а временами и по-хамски вел себя с Туллой. Отталкивал, демонстрируя безразличие, и постоянно пытаясь выскользнуть из этих отношений. Однако неистовому упрямству Туллы можно было позавидовать. Что же так удерживало ее рядом с этим человеком - сейчас сказать сложно.
Скорее всего это была одержимость. Страстная и импульсивная, взбалмошная и неудержимая Тулла держалась за эти отношения мертвой хваткой. Они с Эдвардом некоторое время много путешествовали вдвоем, много пили, много разговаривали, спорили, ссорились. Во время ссор Мунк выскальзывал из рук Туллы и уезжал надолго один, к примеру, поучаствовать в выставках или же в санаторий, поправить здоровье.
К первой годовщине их отношений Мунк напишет возлюбленной в письме: «На протяжении всего времени, что мы были вместе — во все эти моменты — когда мы лежали так близко друг к другу — когда мы смотрели на великолепие Флоренции — когда мы шли вместе по освещенной солнцем дороге — когда мы сидели рядом — и даже в те мгновения, которые должны были быть самыми счастливыми в моей жизни — даже тогда счастье сияло для меня как сквозь приоткрытую дверь — ту самую дверь, которая отделяет мою темную келью от сияющего бального зала жизни».Романтическим признанием в любви, как видите, здесь и не пахло.
А с каждым последующим годом тучи над их отношениями все больше и больше сгущались. Упрекая, угрожая, уговаривая и шантажируя друг друга, Эдвард и Тулла накалили обстановку до такой степени, что грянула буря. Так, во время очередной встречи, которую шантажом спровоцировала отчаявшаяся любовница, в комнате, где были они наедине грянул выстрел. Мунк получил огнестрельное ранение в палец левой руки. То ли художник пытался покончить с собой, да промахнулся, то ли стреляться собралась Тулла, а он ей помешал. Ни Тулла, ни сам Мунк так и не смогли вразумительно объяснить случившееся, и кто был виноват, так и осталось неизвестным.
Как бы там ни было, но этот инцидент поставил жирную точку на их злополучном романе, и больше жизненные дороги этой парочки никогда не пересекались. Скандальная же сцена разрыва стала практически легендарной в жизнеописаниях Мунка. А он сам всю оставшуюся жизнь писал картины, обходясь без крайней фаланги среднего пальца.
Хотя отношения Эдварда Мунка и Туллы Ларсен и продлились всего-навсего четыре года, они были настолько мучительно-болезненными и губительными, что разрушили психику обоих. Художник несколько лет пытался бороться с последствиями этих отношений, пока не попал в психиатрическую лечебницу. Произошло это спустя 6 лет после разрыва.
Жизнь после
Ровно через год Тулла вышла замуж за молодого художника Арне Кавли, а через семь лет развелась с ним. Тут же снова вышла замуж — и прожила со вторым мужем 10 лет. Больше о ее жизни ничего не известно: после разрыва с Мунком светскую хронику ее жизнь уже мало интересовала.
Сам же Мунк после этих злосчастных отношений приходил в себя длительное время. Первым делом он разрезал парный автопортрет с Туллой Ларсен, потом написал драматическую сцену с собою раздетым и бесчувственным на операционном столе в окружении врачей. Из-за смотрового окна за операцией наблюдают то ли студенты. то ли зеваки, а у медсестры в руках целый таз его крови.
Кровавая история с пальцем наложилась на безрадостные воспоминания Мунка о детстве и юношестве, прошедшие среди болезней, смертей и горя близких. Нелепая травма оказалась для него гораздо более сложной на психо-эмоциональном уровне, чем можно было предположить. И с тех пор литры потерянной крови, которые он так настойчиво писал несколько лет после разрыва с Туллой, были метафорой жизненных сил, которые медленно покидали его. Ощущение бренности и обреченности уже никогда не оставляло художника, оно навсегда лишило его душевного равновесия и покоя.
И, чтобы как-нибудь приглушить душевную боль, Мунк с головой ушел в работу. Экспозиции его работ были представлены в Вене, Праге и Париже, на него посыпались контракты с издателями графических альбомов и арт-дилерами из разных стран Европы. Наконец, ему вручили особую норвежскую награду за особые заслуги — Орден Святого Олафа.
Он был на самом пике славы и успеха, когда психика Эдварда не выдержала и дала нервный сбой, вследствие которого художник оказался в частной психиатрической клинике, где провел целых 8 месяцев. Но на этом его беды не закончились. Художник, обладавший слабым здоровьем, в 1918 году переборол «испанкой», которая погубила миллионы людей, в 1930 году почти ослеп на один глаз из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза.
Разумеется, что Мунк и в дальнейшем не был обделен вниманием женщин, но ни одна из них так и не смогла приблизиться к его сердцу. Тем не менее, невзирая ни на что, он часто изображал на своих полотнах отношения между мужчинами и женщинами, которые были переполнены напряжением и эмоциональностью. Однажды он написал: «Я не буду изображать декорации, на фоне которых мужчины читают, а женщины вяжут. Я буду писать живых людей, которые дышат, чувствуют, страдают и любят».
Р.S.
Эдвард Мунк, никогда не имевший ни жены, ни наследников, называл детьми свои картины. Он проживал практически в одиночестве весь свой век. А последние двадцать семь лет жизни он и вовсе провел отшельником в поместье под Осло. После его кончины в 1944 году, в возрасте 80 лет, власти обнаружили в доме художника коллекцию из тысячи с лишним картин, четырёх с половиной тысяч рисунков и более пятнадцати тысяч гравюр, а также огромное множество офортов, гравюр и фотографий.
Однако, по иронии судьбы, невзирая на такое богатое наследие, Мунк сегодня известен миру как создатель одного образа, который затмил его огромное достижение как первопроходца в импрессионизме, влиятельного художника, и гравёра. Это картина «Крик» - икона современного искусства, на которой Мунк изобразил бесполое, скрюченное существо с лицом эмбриона, огромными глазницами и с широко раскрытым ртом в крике от ужаса.