Зарегистрировано — 123 604Зрителей: 66 667
Авторов: 56 937
On-line — 11 091Зрителей: 2144
Авторов: 8947
Загружено работ — 2 127 462
«Неизвестный Гений»
Новости
В чём секрет картин Истмена Джонсона, которого современники называли «американский Рембрандт»
В отличие от европейской и восточной истории искусства, имеющей многовековые традиции и занимающей львиную долю в мировой художественной культуре, история искусства США насчитывает всего-навсего 300 лет. Тем не менее, относительно молодое искусство американского континента имеет своих фаворитов. И они столь же талантливы, интересны и самобытны. В этой публикации мы познакомим вас с творчеством американского живописца Истмена Джонсона, одного из основателей Художественного музея Метрополитен, которого современники почтительно называли «американским Рембрандтом».
Истмен Джонсон - известный американский художник XIX века, выдающийся мастер бытового и портретного жанров, яркий представитель реализма в искусстве. На протяжении многих лет он был ведущим художником-жанристом Соединенных Штатов, одним из первых своего поколения, получивших основательное образование в Европе. На формирование его стиля огромное влияние оказало творчество голландских и фламандских мастеров живописи XVII столетия. Именно его глубокое восхищение и подражание художникам голландской школы снискали ему немалую славу и прозвище «американский Рембрандт». Лучшие работы мастера сегодня украшают экспозиции многих ведущих музеев США и частных коллекций.
Немного из 300-летней истории американского искусства
До начала колонизации на территории США процветало этническое творчество коренных жителей - американских индейцев. А с приходом на континент европейцев начался новый этап в развитии всех сфер бытия, в том числе и в искусстве. Первые из дошедших до нас произведений американской живописи относятся к концу 16-го началу 17-го века. Это были любительские зарисовки, участников исследовательских экспедиций, а также военных офицеров.
В эпоху же колонизации изобразительное искусство на континенте стали развивать уже европейские художники-самоучки, писавшие в основном портреты и пейзажи, подражая английской живописи. К слову, портретный жанр приносил неплохой доход, поэтому занимал ведущее положение в американской живописи очень длительное время. А вот профессиональные художники, получившие образование в Европе, появились за океаном лишь в конце XVIII века. В то время талантливые американцы ехали за художественным образованием в Дюссельдорф, Мюнхен и Париж. Получив фундаментальные знания, некоторые из них оставались в Европе и становились знаменитыми, остальные - возвращались на родину и своим творчеством творили историю искусства.
Но, уже вначале XIX века в США стали создаваться свои учебные заведения для обучения художественному мастерству, что позволило стремительно развить эту сферу. Так, в 1820 году здесь была создана школа реки Гудзон, где преобладало влияние романтической пейзажной живописи. А спустя три десятка лет в стране уже процветало академическое искусство, которое было весьма востребовано. Быстро обогатившиеся американцы приобретали картины своих соотечественников, а также европейских мастеров, привозивших на выставки в Америку свои работы. После Второй мировой войны в Нью-Йорк из Парижа переместился центр мирового искусства. Ныне изобразительное искусство в Соединённых Штатах охватывает огромный диапазон художественных стилей и занимает одну из лучших страниц в истории мировой культуры.
Хотелось бы отметить, что значительный вклад в изобразительное искусство США внесли и художники-эмигранты из России, среди которых был основатель «абстрактного сюрреализма» Аршил Горки, последователь абстрактного экспрессионизма - Марк Ротко, а также Давид Бурлюк, Николай Фешин, Сергей Судейкин, Сергей Голлербах и другие.
Немного из биографии художника
Джонатан Истмен Джонсон (Eastman Johnson) родился в 1824 году в Ловелле (штат Мэн) в семье чиновника Карригана Филиппа Джонсона и Марии Кимбэлл Чендлер. Он был восьмым ребенком в семье. Талант к рисованию у мальчика проявился с раннего возраста, и в 16 лет Джонатана определили в ученики в литографическую мастерскую Дж. Х. Баффорда, где юноша получил первоначальные художественные навыки. А спустя два года, 18-летний рисовальщик отправляется в 3-х летнее путешествие по Новой Англии и Вашингтону, за время которого Джонсон научился рисовать монохромные и цветные портреты, которые охотно покупали состоятельные друзья его отца, демонстрируя отменное мастерство в работе с мелом, карандашом и с углем.
Осев, наконец, в Бостоне, молодой художник-самоучка, имея незаурядный врожденный талант, некоторое время еще писал графические портреты, пока не пришло осознание, что нужно совершенствовать свое мастерство. А поскольку для этого нужны были знания, в 1849 году Истмен Джонсон, заручившись финансовой поддержкой родителей, отправляется в Европу, чтобы учиться в Дюссельдорфской Академии, специализирующейся на жанровой и пейзажной живописи. Во время своего двухлетнего пребывания в Германии Джонсон знакомится с художником Эмануэлем Лойце, и на некоторое время становится его учеником. Позже продолжает обучение в Гааге, также путешествует по Северной Европе, изучая голландских и фламандских мастеров, в частности Рембрандта и Ван Дейка. Свои европейские «университеты» Джонсон закончил в Париже, где в 1855 году учился у академического живописца Томас Кутюр. В том же году ему пришлось вернуться в США, в связи со смертью матери.
По приезду художник некоторое время жил в штате Висконсин в районе Великих озер у своей сестры Сары и рисовал местных жителей племени оджибве, общение с которыми изменило не только его мировоззрение, но и подход к живописи. Модели с удовольствием позировали художнику и очень радовались, когда в названия картин тот включал их имена. Но эти работы не пользовались спросом у консервативной местной публики, и художник испытывал материальные трудности. Все картины и эскизы, посвященные жизни племени оджибве оставались непроданными в течение всей жизни мастера. Зато теперь эти работы огромную ценность и находятся в Музее искусств университета штата Миннесоты.
Чтобы заработать деньги, Истмен вынужден был переключиться на произведения портретного жанра. И вскоре, поправив свое материальное положение, художник переехал в Нью-Йорк, где открыл собственную студию. Помимо портретов, он начал писать произведения бытового жанра, многие из которых были посвящены жизни чернокожих рабов. Именно эти работы принесли художнику широкую известность. Одна из них - «Жизнь рабов на юге»(1859), зарекомендовавшая себя как правдивое свидетельство жизни угнетенных людей в Америке. В 1860 году Истмен Джонсон был избран действительным членом Национальной академии дизайна.
Во время Гражданской войны (1861—1865 г.г.) художник целиком сосредоточился на проблемах расы в Соединенных Штатах. Переживания художника вылились в полотно «Дорога свободы - беглые рабы» - вторую его работу, привлекшую внимание к проблемам рабства и расовой дискриминации в Америке. Картина символична: мужчина и ребенок темнокожие, а женщина – имеет европейскую внешность. Она напряженно вглядывается вдаль, опасаясь погони. Истмен Джонсон в данном произведении показал, что в Америке есть и иной вид угнетения — общественные ограничения, которые не одобряют межрасовых отношений.
масло. Бруклинский музей. Автор: Истмен Джонсон.
Стоит также отметить, что художественный акцент на афроамериканцах во время гражданской войны не был полностью новым, но на полотнах Истмена эта тема прозвучала по-новаторски. Большой жизненный опыт Джонсона, и события, захлестнувшие страну, максимально повлияли на сюжеты, к которым художник будет возвращаться всю свою творческую жизнь.
Так, за последующие 20 лет художник создал большое количество портретов и жанровых работ, посвященным как простым американцам, так и ведущим деятелям страны того времени. Очень актуальна была для художника и детская тема. Долго оставаясь холостяком, он в 55-летнем возрасте женился на Элизабет Бакли. В этом браке родилась единственная дочь Этель, которая была для отца не только отрадой, но и моделью для многих произведений.
Все годы художник постоянно принимал участие в выставках, вел активную общественную жизнь, а в апреле 1870 года стал одним из основателей знаменитого Метрополитен-Музея в Нью-Йорке, крупнейшего художественного музея в США и третьего по величине в мире после Лувра в Париже и Китайского национального музея в Пекине.
Вплоть до начала ХХ века признанный мэтр живописи продолжал активно работать в своей мастерской, а последних шесть лет писал очень мало. Умер Истмен Джонсон в 1906 году в возрасте 82 лет в окружении близких в Нью-Йорке, где и похоронен.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что полотна американского художника Истмена Джонсона поражают не столько реализмом, достигнутым за счет форм, света, композиции, а скорее «бережным» отношением к образам картин. Он с одинаковым мастерством и теплотой изображал многих известных политических, общественных деятелей, людей высшего света, простых американцев, чернокожих рабов, индейцев племени оджибве; он также много писал деревенских мальчишек и девчонок, женщин и мужчин за тяжелой крестьянской работой. И в каждой его работе буквально чувствуется трепетное отношение к этим всем персонажам. А это дорогого стоит...
За 300-летнюю историю Америка дала миру огромное множество живописцев, работы которых вошли в мировую сокровищницу шедевров изобразительного искусства. Среди таких в первых рядах стоит имя Эндрю Уайета - художника ХХ столетия, избравшего тематикой своего творчества быт провинции и скудную на цвет природу американских прерий.