16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 411Зрителей: 66 498
Авторов: 56 913

On-line17 428Зрителей: 3420
Авторов: 14008

Загружено работ – 2 122 847
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков



Если о художниках-самоучках в наше время известно немало, то скульпторы-самоучки, как правило, остаются в тени. Одним из таких самородков был Иннокентий Жуков – талантливый и, увы, забытый для современного поколентя художник, педагог и писатель. Его скульптурные работы высоко ценили Толстой, Репин и даже Роден. А ещё он был основателем пионерского движения, более того – именно Иннокентий Жуков сто лет назад предложил называть юных ленинцев «пионерами».



Иннокентий Жуков родился в 1875 году в Забайкалье. Отец, титулярный советник, служил на золотом прииске – был управляющим Горно-Зерентуйского рудника. В детстве Иннокентий любил гулять по лесу, находить большие причудливые сучья и корни, а потом вырезать из них фигуры зверушек и людей. В 12 лет его отправили учиться в Читу. Когда ему было около тридцати, переехал в Петербург, где прожил несколько лет. Затем жил в Чите и в Москве. И в творчестве, и в педагогике Жуков придерживался принципа «Гори и зажигай других»!

 

 

Скульптор и педагог Иннокентий Жуков

 

Скульптор и педагог Иннокентий Жуков



Сатирические скульптуры и трубки с фашистами

Скульптура была главной его страстью (не менее сильной, чем педагогика). За 45 лет он создал более тысячи работ.

Аллегоричная композиция «В дремучем лесу» с пояснением: трагедия детской души.

 

Аллегоричная композиция «В дремучем лесу» с пояснением: трагедия детской души.



Он очень хотел получить художественное образование, но помешала Первая мировая. Впрочем, иногда урывками ему удавалось посещать уроки в Петербурге, а ешё в течение двух лет (с 1912-го по 1914-й) он частным образом обучался в Париже в мастерской Эмиля Бурделя – воспитанника самого Огюста Родена. Поездку и занятия оплатили друзья Иннокентия, верившие в его одарённость.

Русские ученики Бурделя, 1913 год. На фото с педагогом Вера Мухина и Иннокентий Жуков.. /Фото: stroler.livejournal.com

 

Русские ученики Бурделя, 1913 год. На фото с педагогом Вера Мухина и Иннокентий Жуков.. /Фото: stroler.livejournal.com



И Бурдель, и сам Роден, ознакомившись с его работами, высоко их оценили. В частности, последний говорил о них так: «Это сильно, очень сильно» и отмечал, что видит в скульптурах русского ученика невероятную мощь и экспрессию.

Он создал тысячи работ.

 

Он создал тысячи работ.



Скульптуры Иннокентия Жукова были полны любви к людям и иронии. Вместе с тем в них он высмеивал людские пороки и пошлость. Это были и портреты, и жанровые сценки. Они были очень популярны и имели успех на выставках в Петербурге (после революции – Ленинграде), в Москве, а также в других крупных городах России. Оценили их и на выставке в Париже в 1914 году. Из репродукций его работ делали открытки, и они хорошо раскупались по всей России.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 6 художников-самоучек, которые смогли прославиться на весь мир

«Как хороши, как свежи были розы...». Изображение с открытки.

 

«Как хороши, как свежи были розы...». Изображение с открытки.



Свои скульптуры Жуков создавал из глины, цемента, гипса. Максим Горький называл их талантливыми и жизненными, трогающими сердце. А Лев Толстой отмечал в них большую силу выразительности, коротко добавляя: «Хорошо». Высоко отзывались о них Конёнков и Репин, а также другие великие мастера того времени.

Он показывал простых людей и высмеивал людские пороки.

 

Он показывал простых людей и высмеивал людские пороки.



Однако были и те, у кого его непосредственные, экспрессивные, а иногда и едко-сатирические скульптуры вызывали неприятие. Возможно, они узнавали в этих образах себя.

Скульптура «На даче» с подписью: «С кем-то она там гуляет?»

 

Скульптура «На даче» с подписью: «С кем-то она там гуляет?»



Когда наступила Великая Отечественная война, Иннокентий Жуков, находясь в эвакуации в Перми, направил свое творчество в актуальное и очень необычное русло: стал делать из глины оригинальные курительные трубки. На них были разные забавные физиономии либо карикатурные изображения фашистов. Скульптор отправлял эти трубки на фронт и получал в ответ письма от бойцов с благодарностью. Солдаты отмечали, что веселые трубки Жукова поднимают боевой дух и вызывают желание ещё пуще бить врага.

Он придумал пионерский галстук

Имея университетское образование, талантливый скульптор много лет работал учителем географии.

В педагогике Иннокентий Жуков прослыл новатором, спорщиком, романтиком и даже фантазером. В Москве с 1922 года он работал с детьми в ЦК комсомола и Народном комиссариате просвещения. Он придумывал для ребят интересные массовые игры, конкурсы и состязания и обязательно присутствовал на всех пионерских слетах. И дети, и коллеги называли его «Дядя Кеша» и «Старший пионер РСФСР» (такое звание – единственное в истории – ему официально присвоило советское государство).

 

Веря, что пионерское движение охватит весь мир, Иннокентий Жуков самостоятельно выучил язык международного общения эсперанто и призывал ребят последовать его примеру. И даже некоторые свои произведения он издал на этом языке, ведь, помимо занятий с детьми, он писал. Например, в те годы были очень популярны его повести «Мертвый огонь» (о невероятном путешествии пионеров в древний Египет) и «Приключение пионеров в стране чудес» (о том, как ребята из 1924 года перенеслись в 1957-й, в котором, по его предположению, на Земле уже воцарился всемирный коммунизм).

Повести Жукова были очень популярны (книга 1928 года).

 

Повести Жукова были очень популярны (книга 1928 года).



Даже в советские годы мало кто знал, что именно педагог Иннокентий Жуков придумал и ввел в оборот название «пионеры». Кстати, еще до революции, работая со скаутами и публикуя статьи об этом движении, он называл скаутов «пионерами культуры». Более того, пионерский костер, изображенный на значке, галстук алого цвета и знаменитый клич «Будь готов!» с ответном «Всегда готов!» тоже придумал он.

Он был одним из создателей пионерской организации. /Фото:togdazine.ru/

 

Он был одним из создателей пионерской организации. /Фото:togdazine.ru/



До работы с пионерами (еще в 1915-1916 годах) Жуков продвигал в России идеи скаутизма, был во главе этого движения и даже основал журналы «Русский скаут» и «Петроградский скаут».

 

Живя в те годы под Петербургом в Поповке, он работал над скульптурами и параллельно руководил скаутским отрядом. В своей мастерской он встречался с ребятами и проводил с ними беседы о важности скаутского движения. Вместе с наставником юные скауты совершали добрые поступки – например, помогали в постройке забора для учебного заведения, корчевали пни на соседских участках или организовывали для местных жителей концерты. Конечно, не обходилось и без походов и ночевок в палатках.

Некоторые его идеи вызывали недоумение

Среди неординарных идей педагога Жукова – задуманное им масштабное путешествие детей по Забайкалью. В 1918 году он собрал в Чите «экспедиционный корпус». Он состоял из семи сотен ребят 10-14 лет. Путешествие вполне могло состояться, если бы не непростое военное положение тех лет.

Ещё один проект педагога – проведенный на Дальнем Востоке «Картофельный конкурс», получивший поддержку местного Министерства народного просвещения. Школьникам предлагалось объединиться в группы и на выделенных участках самостоятельно выращивать картофель. В конкурсе приняли участие полтысячи команд.

Был у Жукова еще один очень странный проект, представленный им Народному комиссариату просвещения. Он назывался «Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики» и подразумевал создание в главном образовательном ведомстве страны должностей Робинзона и Пятницы. Эта идея, помимо прочего, подразумевала экспедицию советских детей в Африку.Педагог считал, что такое новаторство приблизит Министерство просвещения к миру детей и позволит лучше понять их. Поддержку странный и утопичный проект, который и сам Жуков (видимо, в шутку) назвал сумасбродным, не получил.

Описание проекта, который вызвал недоумение и реализован не был.

 

Описание проекта, который вызвал недоумение и реализован не был.



На пенсии пошел учиться марксизму-ленинизму

В 1931 году Иннокентий Жуков ушел на пенсию. Не без участия Крупской, которая очень ценила его педагогический талант и мастерство скульптора, он получил от государства отдельную квартиру в Москве и собственную студию. Ему была назначена персональная пенсия. С тех пор он полностью отдался скульптуре.

Даже на пенсии он продолжал создавать скульптуры. /Фото:auction-imperia.ru

 

Даже на пенсии он продолжал создавать скульптуры. /Фото:auction-imperia.ru



Но даже уйдя на пенсию, он не забывал о детях и об идеях коммунизма, в которые фанатично верил. Жуков входил в государственный ученый совет по работе над школьными программами, а также перед самой войной, уже в 66-летнем возрасте, поступил в Университет марксизма-ленинизма (обучение пришлось прервать на время войны).

Умер скульптор и педагог в 1948 году. Похоронили его в столице на Введенском кладбище. Повести Жукова можно найти в интернете, а его скульптуры выставлены в Русском музее в Питере, а также в музеях самых разных городов России.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250921/51224/




Комментарии:

26 октября ’2021   21:21
СПАСИБО!!!


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
Премьера!ШАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ВИКТОР Бекк+2 конкурса

Присоединяйтесь 



Наш рупор

194

Рупор будет свободен через:
35 сек.







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft