Египетский миф о сотворении мира сильно варьируется в зависимости от регионов, а также династий, причём акт творения связан со многими различными богами. Однако основная предпосылка аналогична. В начале существовал первобытный океан, олицетворённый божеством Нун. Этот первобытный океан характеризовался хаосом и небытием. Он также был бесформенным и бесконечным. Но дальше истории расходятся.
Популярные СМИ, включая серию фильмов «Мумия», в целом придерживаются гелиополитической концепции творения, в центре которой было рождение бога солнца Ра, чей творческий аспект назывался Атум. От Атума родились другие боги такие, как Исида, Осирис и Гор.
Гермополитанская модель является историей происхождения Амонет (Амаунет) и была более тесно связана с богом Тотом, чей голос призвал ещё восемь первобытных богов из водного тела хаоса. Восьмёрка (Огдоада) появилась на острове, выходящем из Нуна.
Они существовали парами, представляя природу бесконечного ничто, из которого они родились. Огдоада обычно представляли в виде полуводных существ-лягушек и змей, потому что они возникли из первозданных вод, чтобы создать саму землю. В дополнение к тому, что их называли «восемью», их также называли хеху, что часто переводится как «бесконечные» или «Боги Хаоса».
Для древних египтян это означало, что Нун и Наунет представляли собой воду и бесконечность, из которой первобытный бог Атум сотворил Землю. Кек и Каукет олицетворяли изначальную тьму, а Амон и Амонет олицетворяли мрак и невидимую силу, присущую небытию, которое предшествовало сотворению. Амон и Амонет часто назывались «скрытыми» и стали египетскими божествами, связанными с невидимыми природными стихиями - ветром и воздухом. Вместе гермополитанский огдоад создал и высидел космическое яйцо с помощью Атума. Одна из вариаций этой конкретной истории происходит до сотворения солнца, поэтому некоторые египтологи интерпретируют это так, что гермополитическая концепция существовала до того, как культ Ра получил широкое распространение в Четвёртой династии.
Тексты, обнаруженные в Хемену (также известном как Гермополис), подробно описывают, что Амонет была единственной хранительницей великого космического яйца, из которого родился Ра. Это интригует, поскольку во многих других текстах Ра упоминается как сын Богини, чьё тело было настоящими небесами. Другие учёные, ссылаясь на различные тексты из Фив (современный Луксор), утверждают, что космическое яйцо было снесено Амоном, который в данном случае изображался в виде гуся. Кроме того, иероглиф, представляющий космическое яйцо, был тем же символом, который использовался для обозначения эмбриона в утробе женщины. Это исторически привело к большей путанице и дальнейшим ассоциациям Амонет с «Матерью, которая является отцом».
Возможно, самое большое изменение в значении Амонет произошло, когда Мут сменила Амонет в качестве основного партнёра Амона, когда он занял видное положение в Фивах при восемнадцатой династии. Древние египтяне редко отказывались от старых богов в пользу новых. Вместо этого они часто объединяли божества, чтобы устранить совпадения или конкуренцию между системами верований. Это действие называется синкретизмом и сильно повлияло на историю и роли Амонет с момента её создания на протяжении всех династий.
Древний Египет был разделён на региональные провинции, называемые номами. В этих районах были места-поклонения богам-покровителям нома. Каждый город почитал главного бога региона, в дополнение к двум вспомогательным богам, которые часто были двойниками главного египетского божества и их сына. Сын, как правило, приближался к важности отца, поскольку он должен был унаследовать полномочия и его ранг.
С другой стороны, женский аналог, как правило, не имел большого значения. Судя по тому немногому, что известно об Амонет в популярной литературе, это, по-видимому, в значительной степени относится к ней. Ни один ребёнок не упоминается от союза Амона и Амонет, но у Амона позже был сын по имени Хонсу, рождённый от его союза с Мут.
В дополнение к Амонет и Мут, имеющим разные изображения животных, они также носят разные головные уборы в древнеегипетском искусстве. В то время как Мут носит двойную корону, представляющую объединенный Верхний и Нижний Египет, Амонет изображена в красной короне Нижнего Египта, также называемой дешрет. Оба женских божества иногда изображаются вместе со своим мужем Амоном, и их можно отличить по их коронам.
Со временем Амон и Амонет часто заменялись в тексте и изображениях Тенему и Тенемуит. Эти замены соответственно обозначали изначальные мировые аспекты мрака, ночи/прекращения и пустоты. Египтологи теоретизируют, что замены являются ответом на возвышение Амона до национальной известности начиная со Среднего царства.
Эти замены в основном изображали сцены в храмах, но иногда также были на гробницах и саркофагах.
Амонет прежде всего ассоциировалась с тишиной, неподвижностью, тайной и неизвестностью как с косвенными аспектами того, что невидимо глазу и она по-прежнему занимала видное положение в городе Фивы, где её тень была покровительницей фараонов.
Амон и Амонет стали заметными в Фивах на раннем этапе после падения гераклеополитанского режима. Однако, когда дело дошло до формирования фиванской триады, Амон служил главным богом, а Мут - его супругой, а Хонсу - их сыном. Ко времени Тутмоса III у Амона был собственный большой храмовый комплекс в Фивах. Амонет и Мут обе занимали там видное положение.
В Фивах Амонет часто отождествляли с Сатис (Сатет), богиней острова Элефантина. Имя Сатис означает сеять семена или совокупляться и, как полагают, относится к оплодотворяющей силе вод реки Нил. Это, возможно, способствовало ассоциациям Амонет с плодородием и тем, что она «Мать, которая есть Отец». В то время как Мут и Амонет разделяют мужа в Амоне, они остаются отличными божествами друг от друга.
Статуи и рельефные изображения Амонет на стенах храма, особенно в Карнаке, отражают большую часть того, что известно о богине за пределами Текстов Пирамид. Наиболее заметные из них находятся в Гипостильном зале храма Амона в Карнаке. Поклонение древнеегипетским божествам изменилось по форме во многом из-за увеличения регионального и национального богатства. Создание монолитов обходилась дорого, и эта интерпретация хорошо согласуется как с исторической литературой Египта, так и с антропологическим пониманием памятников как отражения материального богатства.
Стоит также упомянуть о том, что по одной из версий, Амонет была возлюбленной Зевса, которая, превратившись в корову, отправилась в Египет. Исходя из другой версии, она была супругой царицы Ях.
Настоящая египетская царица, Ях была также жрицей Хатхор во время той же династии (около 2134-1991 гг. до н. э.). Названная в честь Луны, эта царица жила в Верхнем египетском городе Фивы, поскольку Египет в это время не был объединён. Из-за очень ограниченных археологических свидетельств, касающихся древнеегипетских верований в нетрадиционную ориентацию, и того факта, что бог Ях был мужчиной, гораздо более вероятно, что последняя из версий ссылается на реальных людей, которые были обеими жрицами Хатхор в Фивах в один и тот же период.
Ещё один случай ошибочного отождествления и ассоциации, по-видимому, возник из-за путаницы, связанной с написанием имени Амонет. И совсем неудивительно, что некоторые неакадемические сайты путают её с Иментет (Амент, Аментент или Иментит, что означает «Она с Запада»).
Иментет была супругой Акена, паромщика подземного мира. Хотя их имена пишутся очень похоже и древнеегипетские божества часто сливались, эти две конкретные богини остаются отличными друг от друга. В то время как большая часть мифологической истории Амонет была утрачена во времени и многое другое было приписано ей из-за ошибочной идентификации, она остаётся интересной фигурой женской силы в древнеегипетской мифологии.
Древний Египет полон тайн и загадок, которые до сих пор пытаются разгадать учёные со всего мира, раз за разом устраивая различные экспедиции в попытках отыскать новые артефакты или же очередные доказательства. Исключением не стали и портреты фаюмских мумий, вокруг которых по сей день бытует множество споров и разногласий, вызывающих ряд вопросов: кто, почему и зачем их создал, и что за тайны хранят древнеегипетские картины с богатейшей историей.