Женский костюм разных регионов и субэтносов России может различаться – подчас настолько, что, кажется, речь идет об одежде далеких друг от друга народов! А вот мужской костюм отличался меньшим разнообразием. Основой его была рубаха, и почти всегда – одного и того же кроя, мало зависящего от географического положения и почти не изменившегося с течением времени, пока на смену традиционной рубахе не пришли современные виды нательной одежды. Крой этот был продиктован особенностями домашнего производства ткани и образом жизни русского крестьянства.
Прямое полотнище домотканого холста с вырезом на шее, согнутое пополам, еще два таких – по бокам, иногда – такие же неокрашенные или, наоборот, кумачовые или пестрядные клинья, расширяющие рубаху книзу. Поскольку полотна были узкими, а для тяжелого физического труда неэластичная облегающая одежда – крайне неудачный выбор, приходилось идти на разные конструктивные ухищрения.
В плечах в некоторых регионах рубаха расширялась еще поликами – прямыми или трапециевидными полосками ткани. Между боковыми частями рубахи и рукавами вставлялись ластовицы, благодаря которым рубаха становилась удобнее, просторнее и… долговечнее. Ластовицы портились в первую очередь от пота и истирания, поэтому их легко выпарывали и заменяли. Ту же роль играла… подоплека. Да-да, это слово означает не только скрытую причину какого-либо события, но и полоску ткани, вшитую на самых «потливых» местах – на шее и спине.
В узорах вышивки и других видов отделки рубах многие ищут след тайных знаний или хотя бы космогонических мифов древних славянских и финноугорских племен. Так или иначе, орнаменты мужских рубах в различных регионах России несколько различаются, но определенно играют «магическую» роль, защищая «уязвимые» места, через которые к человеку может подобраться нечистая сила. Праздничные рубахи, разумеется, украшались особенно богато, особенно по подолу – и носились навыпуск с тканым поясом.
Самый распространенный тип русской рубахи – косоворотка. Расположение застежки слева на шее было продиктовано именно спецификой кроя – вшиванием боковых частей. Правда, есть и другие версии – например, по мнению Д.С. Лихачева, боковое расположение застежки позволяло надежнее сохранить шейный крестик, он не выпадал и не мешал во время работы. Подобный крой лучше защищал от ветра – например, у теплой верхней одежды застежка также часто боковая.
И, возможно, это расположение ворота перешло в «мирную» одежду из конструкции древних кольчуг. Со временем косоворотка приобрела и узорчатый воротник-стойку.
Обычно считается, что именно косым воротом русская рубаха отличается от украинской и белорусской, но в действительности это разделение не так строго и однозначно, основную роль играет разница в орнаментации.
Исследователи сегодня описывают множество семейных традиций, связанных с рубахами. Например, в работе «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» Ф.С. Капица указывает, что на первые пеленки новорожденного шла тщательно выстиранная, но непременно поношенная отцовская рубаха – чтобы дитя охранялось от всех зол отцовской силой и любовью. И в этом действительно что-то есть – многие из нас любят в тишине домашнего уюта облачиться в старый свитер или рубашку близкого человека!
Впрочем, в некоторых случаях отцовская рубаха служила «оберегом» для младенца (и, разумеется, его матери) еще до рождения – считалось, что роженица для облегчения родов должна ее надеть или совершать с ней различные действия, например, повесить, как после стирки. На Рязанине младенца крестили в венчальной отцовской рубашке – по-видимому, с той же целью, а собственную полноценную рубаху ребенок получал только после трехлетнего возраста.
Вообще венчальные рубахи хранили, они часто были богато украшены, с кумачовыми ластовицами, галуном и кружевами по подолу, и сопровождали обладателя от венца до… могилы. Считалось дурной приметой лишиться венчальной рубахи, ее нежелательно было продавать, с ней проводили народные магические ритуалы. В ней же часто человека и хоронили. Однако существовали и специальные «смертные» рубашки без застежек, на тесемках – их шили без узелков швом «вперед иголку», а вышивали иногда не просто ниткой, а человеческим волосом. Такую вещь начинали шить еще до смерти человека, зная, что она уже близка, а завершали непосредственно перед похоронами.
Несмотря на то, что в XIX-XX веках мужская одежда в России претерпевала изменения, теряя свою обрядово-магическую функцию и двигаясь ближе к буржуазным европейским образцам, старая форма рубахи неоднократно возвращалась – то малозаметно, то триумфально. После Октябрьской революции мужчины из крестьянской среды продолжали носить рубахи традиционного кроя с разными типами ворота, правда, уже не орнаментированные, по типу косоворотки создавались военные гимнастерки. Особую любовь к таким рубахам питали представители творческой среды – например, Максим Горький. Он носил косоворотки с особым щегольством, демонстративно сочетал их с более современными вещами. На фотографии с поэтом Николаем Клюевым юный Сергей Есенин, по-видимому, тоже одет в косоворотку, появлялись в них Леонид Андреев и Александр Блок.
Наши современники тоже носят традиционные русские рубахи и одежду, созданную под влиянием русского народного костюма. И речь не только о реконструкторах, участниках народных ансамблей и людей, ратующих за возвращение исконных традиций, в том числе костюма. Многие отечественные дизайнеры экспериментируют с этническими мотивами, особенно интересны создатели молодежной одежды в стиле streetwear – например, бренды Тула-200 и I'm from Siberia.
Текст: Софья Егорова.