28 февраля ’2019 00:01
Осмелюсь вставить свои три копейки в ваше обсуждение.
Ситар не имеет фиксированного строя. Лады на грифе передвигаются, и исполнитель способен создать свою ладовую систему. Если ему не нужна традиционная 22-х ступенчатая темперация, то он настраивает лад по своему замыслу, может и пятитонику,может и что-то совсем экзотическое и неведомое.
В книге суфийского мистика Инаят-хана, который приезжал в Россию в начале20-го века и обсуждал со Скрябиным замысел его мистерии, есть место про смысл исполнения композитора-мистика. Насколько я помню, суть в следующем: Потомственный исполнитель высшей касты, для которого нет никаких сложностей во владении инструментом, всегда настраивает свой инструмент, чаще всего ситар, сидя перед слушателями. Иногда этот процесс занимает минут 15-20, и публика терпеливо с пониманием ждёт начала исполнения. Бывает, что после этих 20 минут исполнитель говорит, что сегодня играть не будет и уходит. Суть в том, что исполнитель , как мистик, настраивается сам, своё сознание в резонанс со всеми слушателями, и с помощью с настроенным в унисон со своим перестроенным сознанием инструментом, через являющуюся ему в данный момент музыку доносит какую-то информацию до слушателей из высших сфер. Когда ему не удаётся настроиться на общее сознание, то он честно и не соглашается играть,- это же не кабак и не развлечение. Он из высшей обеспеченной касты, и ему не нужно унижаться,ожидая подачки и аранжировать песенки про атомную бомбардировку Вашингтона, или лабать перед новобранцами "У солдата выходной, пуговицы в ряд...."
Перейти к данному сообщению на форуме
|
|