27 сентября ’2010 03:57
Имеет смысл начать с того, что это, во-первых, не чёрный, а во-вторых - не квадрат. Цвет "квадрата" получен посредством послойного наложения различных оттенков, в итоге поглощающих весь цветовой спектр. Чёрной краски там нет вообще. Относительно геометрии "квадрата", - сам Малевич настаивал на том, что его нужно вешать самой широкой стороной вверх. Но на многих выставках "Квадрат" ошибочно вывешивали перевёрнутым, - вверх самой узкой стороной.
Если учесть то обстоятельство, что с 1915 до середины 30-х годов Малевич сделал, как минимум, семь авторских повторений своего "квадрата", можно заключить, что уже тогда "квадрат" пользовался заметной популярностью.
Собственно, в ответе на вопрос "Что означает" присутствуют два аспекта. Первый наиболее очевиден, поскольку лежит на поверхности. Написание Чёрного квадрата ознаменовало завершение целого направления в живописи. До того, - на протяжении многих столетий, - художники стремились к наиболее точному воспроизведению предметов окружающего мира, и, - в особекнности после открытия законов линейной перспективы, - достигли на этом поприще весьма впечатляющих успехов. Но вот в середине девятнадцатого века появилась фотография. И многие художники были обескуражены, - вместо "иллюзии жизни" в искусство как бы ворвалась сама жзнь. И передать всю сложную геометрию предметов лучше фотографии художники не могли. Могли так же хорошо, но не лучше. И, соответственно, возник вопрос, - а нужно ли вообще человеку соревноваться с машиной?
Начались поиски новых путей. Возник импрессионизм, - воссоздание на холсте внешнего, одномоментного впечатления от увиденного. И экспрессионизм, - как отражение, отображение внутреннего мира художника. Были и совершенно формальные эксперименты в изобразительном искусстве, - например, разложение самых сложных природных форм на самые простые геометрические. Это направление получило наименование "кубизм".
У Малевича тоже были свои формальные изыскания и эксперименты. Его "Чёрный квадрат" - это некий прогноз, предостережение для всех художников, - каков, собственно, будет апогей всех их экспериментов. И предостережение возымело свой резонанс. Даже такой столп кубизма, как Пикассо, значительно смягчил свои формы, уйдя от чистой геометрии. То есть, объекты у него остались вполне абстрактными, но линии стали более плавными и округлыми, что легко заметить, например, по его голубю, ставшему международнымным символом мира.
Но есть и другая сторона проблемы. Как архитектор, - и по призванию, и по образованию, - Малевич много занимался исследованием форм. И внёс свою несомненную лепту в изыскание основ всего изобразительного искусства. Как бы "разбирая" всю пирамиду рисования и живописи, веками выстроенную человечеством, он добрался до её основания, - самых простых, элементарных геометрических фигур, - крест, круг, треугольник, трапеция, квадрат. Причём, ещё и разделил их на устойчивые и неустойчивые.
Здесь, несомненно, следует указать и сугубо "исторический" момент, - "Квадрат" Малевича впервые появился в декорациях к опере «Победа над Солнцем», как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: Чёрный Квадрат вместо Солнечного Круга. Это была декорация к пятой сцене 1-го действия, - квадрат в квадрате, поделённый на две части, - чёрную и белую
Перейти к данному сообщению на форуме
|
|