Цитата: sersh, 14.07.2017 - 13:37
Вспоминается один отрывок из известного романа Булгакова:
«- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
- Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? - заговорил Воланд сурово.
- Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший.
- Но тебе придется примириться с этим, - возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, - не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, - в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.
- Я не буду с тобой спорить, старый софист, - ответил Левий Матвей».
Софизм — ложное умозаключение, формально кажущееся правильным, умышленно использующее двусмысленность понятий или приравнивание целого к его части.
Софистика — намеренное применение обманчивых доводов; хитроумные словесные построения с целью ввести в заблуждение.
Софист(любитель софистики) — человек прибегающий к словесным ухищрениям с целью ввести в заблуждение.
Левий называет Воланда "повелителем теней" в смысле мистическом ("владыка призраков и демонов"). Воланд же опровергает тезис Левия, понимая слово тень в смысле физическом. Но что касается физических света и тьмы, то с библейской точки зрения они равно созданны Богом и управляются Им:«Ты простираешь тьму, и бывает ночь»(Пс.103,20)
«Чтобы делало твое добро, если бы не существовало зла?"
Божественное Добро дарило бы Себя людям без всякого препятствия. Человеческое же добро восходило бы к еще большему Свету и добру. Если под тенью иметь в виду зло, то приеосновение к нему никак не является необходимым условием жизни и добра, и Богопричастия.
Не все познается в сравнении. Неужели мать может испытывать любовь к своему младенцу, лишь если она лишится его? Добро первично и самодостаточно. С онтологической точки зрения оно имеет опору в Боге, а не в Сатане. С гносеологической же точки зрения добро обладает достаточной силой убедительности для человеческой совести, чтобы не нуждаться в помощи и рекомендациях зла.
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1,5)
Бог не нуждается в "тенях", расставляемых Сатаной, — Он Сам может ограничивать Свои проявления в мире и умерять их так, чтобы для людей они были вместимы.
Так что пусть растут деревья, пусть будут тени на земле. Но из человеческой души тени и призраки лучше изгонять. И старых софистов, оправдывающих свое право на зло, слушать не стоит.