НЕСТАНДАРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКИ
Интересный заворот. Знать бы, что такое есть стандартная психология музыки
Но автор темы конкретизирует: «Я часто задавал себе вопрос и не находил ответа. Что такое музыка? Фон, увлечение, шум, работа, наслаждение, истина, каторга, звуковые колебания влияющие на мозг, а может это всё вместе??? В чём её суть? Откуда она пришла?»
Или дальнейшая коррекция названия темы на отзыв зашедшего на страницу – «Психология музыки».
Здесь бы уже можно было ответить двояко: – Психология от слушаемой музыки, либо музыка сочиненная с такой-то психологией.
А тут поперли Фрэйд, Заппа… А что, Фрэйд был музыкантом? У него есть собственные сочинения в плане музыки акромя вопросов здравомыслия? А Заппа – так тот вообще просто ёрничал, из принципа, пытался делать всё не так (самый крутой ПАНК, у него кое-что получалось!) Но у Роберта Фриппа это дело получилось качественнее
Пелевин опять же «припёрся»… Да в древнем Китае, не в Японии это было – каждый чиновник обязан был уметь составлять слова в рифму – это не поэзия, это не графомания, это явление своеобразного «творчества» называется версификацией. Хотя даже многие из окрест нас живущих этого не могут проделать
И отдадим им, неумехам, должное – пусть хорошо делают то, что умеют.
А музыка… Вот же, блин горелый!!!, в который раз эта тема появляется на форуме… И что-то в который раз, копоть пельменная!!!!, меня заставляет всё бросить, и засесть за очередное «изливание души». Кто-то ко мне в личку зашел и задал те же вопросы; не помню кто…
Ребята, граждане и не сограждане, МЫ о чём дебатируем? Верю – не верю! Вот о чём идёт речь. Если ОНО есть, то оно и будет. Если ОНОГО нет – так хоть задоказывайся…
Тупейший пример, который я приводил здесь сотню раз; пусть будет сто первый: – Я ел соль, а Вы ни разу не пробовали. Как я Вам расскажу о вкусе соли???? Белые такие кристаллики, вкус очень специфический…
Это как вера в Бога – кто-то верит, а кто-то знает, лично общался. И ВСЁ!!!
Всё-то всё, но с этого момента начинается другое восприятие происходящего вокруг тебя, и твоё персональное в происходящем участие. Это сложно, но это возможно.
Мы, человеки, придумали такой термин «Ментальность». Только не надо меня обвинять в расизме!!! Но негры никогда не споют натуральный мажор! Никогда! Когда я учился в вузе, существовало на весь обитаемый мир только три (3) негритянки, которые могли работать в Итальянской опере. Этих примадонн обучали по специальной методике постольку, поскольку пусть роль служанки исполняет настоящая негритянка, а не перекрашенные… предположим, румынка))) Или молдаванка)))
Музыкальная ментальность – мы всегда узнаем, что это индусы, это азиаты, это арабы, а это узбеки
Музыкальный лад – набор звуков, используемый для музицирования, – это объективное явление, и оспаривать его бессмысленно.
Я так издалека зашел, прямо научную статью пишу, НотаБене)))
А теперь смотрите, дамы и господа, только трогающие музыкальные инструменты, и профи, наевшиеся дерьма по уши, – весь МИР в звуках. И не просто в щебетании птиц, хрюканье порося, или кукареканье петуха на заре, а в музыкальных наборах. Кто-нибудь из Вас слушал, как звучит окружающая среда? Вот просто тупо высовываешься в окно и СЛУШАЕШЬ. Пару секунд настраиваешься – и ОБА-НА!!!
А МУЗЫКА существует вне нас, она есть порождение Вселенной, процессами в ней происходящими. Потому-то у каждого времени своя музыка. А кто-то (Моцарт) правильно заметил: – Всё приходящее, только музыка вечна.
И, между прочим, она, музыка, видима, то бишь смотрибельна
Кто-то не поверит. Ну, стало быть, не дорос еще, и обижаться не стоит, не на кого обижаться
Я на своих уроках детям частенько задаю такое задание: – А наберите-ка мне светло-зелёный набор звуков (аккорд – три и более звуков звучащих одновременно). И некоторые набирают, и – да, наше видение музыки в цвете совпадает. (Где-то на форуме болтается тема о цветовом восприятии музыки, где я привожу конкретные примеры в нотах. Я даже обещал персонажу Kondrat, что дети разрисуют одну из его вещиц в цвете; не получилось, не помню по какой причине; прости, брат-Кондрат!).
Я музыку, которая над нами, помимо нас существует, вижу как ярко зеленые и синие переплетающиеся нити с золотистыми отблесками (каждое реально существующее музыкальное произведение имеет свою цветовую окраску; не надо путать с Музыкой). И, что забавно, когда в это «небо» отправляешь свою музыкальную тему, она там вплетается в общий поток, и начинает трансформироваться всяко разно. И ты уже слушаешь даже не «симфоническую» разработку, а что-то круче, из полифонии… Можно «заказать» повтор, или «вот с этого такта еще раз»; или вот в таком стиле; или ракоход… «Да пожалуйте», как бы говорят, и слушаешь…
И, к стати, очень важный момент. Любому своему ученику, перед тем, как он начнет играть, я говорю: – "Включи» произведение у себя в голове, и ты настроишься. Умеешь включать и выключать музыку?" Кто-то умеет, кто-то не умеет. Но ведь все знаем, что ни один дирижер не «запустит» оркестр в звучание, пока сам не услышит то, что ожидает. А когда услышит – "Альтист Шевердук, вы опять Роллингов слушали! Когда это закончится?! Вы либо в музыке, либо в рэп переключайтесь, либо битломаньте на худой-то конец
Я знаю «композиторов», которые проштудировав «Учебник гармонии» Дубовского со товарищами, решив пару-тройку задач по гармонии, сделали открытие: – Так вот оно как всё делается! А ну-ка я сейчас!»
Ковырялово получается, а не музыка))) Высоски из пальца. И таких деятелей-сочинителей по стране ой-ёй-ёй сколько. «Да вы что? – говорит какая-нибудь дама от официоза, приклеившаяся к «композитору», – Он же сочинил!!!»
Да не сочинил он, а наковырял. Сам процесс (процедура) творчества достаточно непонятная (красиво сказал) вещь. На современном сленге, очень утрированно, это выглядит примерно так: – в башке открывается люк, и ты видишь летящих гусей, и ты их ловишь, пытаясь запомнить, либо зафиксировать любым способом. А потом гуси улетают, люк закрывается. И не дай Бог кто-то в этот момент тебя отвлечёт – убить, это первое, что приходит в голову. Я своей сразу всё рассказал, чтобы не входила, а перед тем, как позвонить, пару минут подумала бы о вечном
Не, правда, не вру. Исключение – дети; но эти никогда с гуся не сбивали, они как-то чувствуют – «Папа, покажи!» это уже после. И вот ты сидишь с «наловленным» материалом и либо плюёшься, либо запускаешь в упорядочивание для общечеловеческого восприятия (пафосное, но справедливо). Образно говоря, жарить, варить, или пусть полежит в морозильнике.
Что такое музыка? Не помню кто из философов обозначил – разновысотный набор звуков, организованный во времени. Видимо, эта формулировка появилась В ТО время, в котором шумы не различали как психо-акустическое явление. На сегодняшний день мы различаем 4 вида шумов – белый, серый, коричневый и розовый. Самый интересный, это серый шум – модулирования основного сигнала внешним источником – шум камышей, шелест волн, ветер и т.п. Все четыре типа шумов сегодня используются в синтезаторах (не в смоиграйках) для создания новых звуков. И я знаете какого звука добивался? Да не угадаете!:))) Звук разлива газировки в стаканчик из уличного автомата (вырос на этих агрегатах, потом автоматы с улицу брали)! Нет, не сэмпл, а сгенерировал!
На сайте есть такие авторы, как Сергей Аверьянов (averjanov), есть тот же Андрей Шеверду (Kondrat), есть Гладнев Валера (varelik), есть Саша Тибелиус (парень из "Ариэль"), и еще туча настоящих музыкантов, которые скажут…
Неожиданная мысль пришла в голову: – «Деньги в руки, будут звуки! Ни ноты без банкноты!» Это, понятно, для кого. А кому-то скажут: – Та-ак, не хило. А что у тебя ещё есть?» Вот в этом месте я чётко различил ремеслуху и Музыку. (Мужики, за рекламу с вас по 10 баксов!)
А музыка – она заполняет пустоты в наших душах. А те, кому это дано свыше, (не побоюсь этого словосочетания), впадающие в резонанс с мирозданьем, лишь трансляторы для всех остальных. Ну так назначено им. Хотите верьте, хотите – нет.
Искренне Ваш, не владеющий истиной в последней инстанции,
Орехов Сергей Михайлович