"Подскажите пожалуйста, на какой программе звук более естественный? FL как не крути, не может передать натуральность."
Соглашусь со многими дебатирующими, звук от программы не зависит. Но что касается MIDI (именно заглавными буквами пишется это слово, так как является аббревиатурой от Musical Instrument Digital Interface, что по-русски означает Цифровой Интерфейс Музыкальных Инструментов) - это обычный текстовой файл. Он в себе не содержит ни единого звука, только команды для используемого Вами тон-генератора (или нескольких тон-генераторов). Это протокол общения между двумя (теоретически до 10-ти) цифровыми устройствами, причем, это последовательный протокол NB! - команды отрабатываются строго одна за другой. Т.е., сначала исполняется первая команда, затем вторая и так последовательно далее (от чего и название - последовательный протокол!). И учтите, что когда Вы берете, предположим, десятизвучный аккорд, ноты будут играться последовательно, но микрозадержка настолько маленькая, что человек не слышит это микро-арпеджиато! А в "плотных" партитурах эта задержка уже слышна. (А вот когда треки будут в Аудио - этой задержки не будет).
Когда в "народе" говорят MIDI-звуки, здесь Вы должны знать следующее: по имеющейся у меня документации от фирмы Roland, этот протокол был принят в 1982 году (хотя в Википедии стоит 1983!), и этот протокол сформировал и (главное) упорядочил комплект звуков для всех цифровых музыкальных устройств. Т.е., начинается с рояля, потом яркий рояль, конкретные виды электро-пиано и так далее. Благодаря чему, Вы, отписав партию на трубе, и воспроизведя свою вещь на стороннем синтезаторе, услышите трубу, а не ган-шот. Вот так и появился MIDI-набор обязательных звуков для всех цифровых музыкальных устройств (он условно назвался GM-MIDI). А вот качество звуков полностью ложится на совесть производителей устройств. Для экономии оперативной памяти сэмплы ужимаются до максимума, и отсюда напряжёнка в узнавании некоторых инструментов
. Но!!! Если у Вас были скрипки, на любом комповом плейере и любом синтезаторе Вы услышите их, а не... дутьё в бутылочное горлышко
Но все производители синтезаторов изобретали собственные звуки! И если Вы на Korg M-1 писали партию уникальным корговским звуком, в обычном MIDI-файле этого звука не найдётся, и прозвучит что-нибудь очень неожиданное
Да много всяких коллизий и затЫков было. Но MIDI-протокол "не стоял" на месте, и в конце 90-х пришла революция в виде звуковых библиотек в формате SF (звуковой шрифт). А еще фирмой Creative к звуковой плате SBLive! был приложен плагин Viena, позволявший из любого аудио-пука сделать звук для использования на музыкальном инструменте. И вот здесь протокольные MIDI-звучания были практически забыты. В конце 90-х весь тырнет был уже завален библиотеками SF2 и подборками сэмплов, готовых лупов, грувов (но разрядность машин еще была 16-ти битовая). И два Великих конкурента QBase и CakeWalk предложили миру такие возможности в создании (и генерировании) музыки, которых до селе не было.
А вот здесь уже пора сказать об удобстве работы с MIDI-данными. Великий Штейнберг ещё в начале 90-х подробнейшим образом расписал всю MIDI-логику в своей электронной книге "Что такое MIDI". Ну всё разложил по полочкам - и типы секвенсеров, и типы команд со сторонним оборудованием и системным эксклюзивом, и... короче всё разложил по понятиям
Книга была защищена, но я взломал защиту и перевёл книгу на русский язык. Издал тиражом 5000 экз. Нет, я не разбогател, но потом я неплохо зарабатывал на переводе документации к синтезаторам
И вот, после всех этих "мытарств" с документацией как на синтезаторы, так и на программы, какой лично я делаю вывод?
1. Штейнберг, конечно, гений, но в работе с MIDI-данными в Кюбейсе он явно перемудрил. Хотя есть генератор музыкальных фраз;
2. КейкВолк не замудрялся, а предоставил максимально удобный интерфейс для работы с MIDI-данными! Проверено многолетним опытом, собственными пальцАми и мозгами.
Поясню в чём дело. Штейнберг, в упомянутой выше книге, чётко обозначил три основных вида отображения MIDI-данных для любой музыкальной софтины (и это было принято мировым сообществом) - Список MIDI-событий, PianoRoll (рулон для механического пианино) и Нотный текст. (Блин горелый!, какой-то мастер-класс получается!)
Список MIDI-событий - всё по столбикам, четко указывается - номера контроллеров, время начала действия, время окончания, используемые значения; то же касается и нот, и команд системного эксклюзива. Очень нужный вид отображения мидЕй! Зачастую заниматься редактированием конкретных параметров технологичнее именно в этом окне.
ПьяноРолл (как переводилось в хэлпе для FL) - слева по вертикали клавиатура фо-но, а справа - широкое поле усеянное кирпичами (если захотите - они станут жёлтыми и приведут Вас в Изумрудный город!). Кирпичи - это ваши ноты. Хотите удлиняйте или укорачивайте; хотите - перетаскивайте вверх или вниз относительно клавиатуры (тем самым изменяя высоту тона), хотите - квантуйте. И здесь, выше, уже приводилось в пример окно пиано-ролл от FL. Я посмотрел в (на) это окно, и подумал: - А на фига столько заморочек? Я понимаю, каждый разработчик софта пытается блеснуть оригинальностью. Но, братцы, имеет место быть тупая эргономика! Удобно - или не удобно. Много лишнего. Типа панорама, срезы фильтров, портаменто, глиссандо). И меня позабавило то, что в описании на русском, ни в едином месте не указано чем "портаменто" отличается от "глиссандо"! Скажу просто, что за эти эффекты в MIDI отвечают вообще разные контроллеры со своими специфическими значениями. Да и если дальше говорить о FL - перегруженный паттерновый секвенсер. Лично мне больше по душе трековые секевенсеры. Потому, как панораму и фазовые штучки, а также экспрессию (в MIDI три вида громкости) редактируют по треку. Не-е, в Сонаре (КейВоке) всё интуитивнее проще.
Ноты. Ни Кюбейс, ни Сонар (КейкВок) толком ноты не отображают. Работать с этими нотами можно, но публиковать - ни в коем случае!!! Для этого есть софты-нотаторы (только не GuitarPro!!!).
Но вернемся к звукам GM-MIDI. У каждого производителя свое качество. Мне попадались неплохие подборки, собранные от разных разработчиков. Поищите звуки в Тырнете, бесплатных и приемлемого качества завались!
Ещё один вопрос непременно возникнет: - сводить звучащие MIDI-треки, или перегнать их в Аудио, и затем заниматься сведением? Мой совет - перегнать каждый MIDI-трек в свой Аудио-трек. Отключить воспроизведение MIDI-треков, тем самым разгрузив процессор от навешанных синтезаторов, и работать уже только с Аудио. Если не верите, проверьте тот и другой способ, и пригласите стороннего музыканта для "взятия анализов"