Представим,что для украшения прикладных предметов дизайнер пользуется классическими картинами с глубокой перспективой. Уровень линии горизонта как бы диктует зрителю его местоположение в пространстве.Масштаб фигур,находящихся в глубине,заставляет зрителя мысленно преодолеть пространство,отделяющее его от изображения.Предмет становится доминантой в пространстве,окружающем его,создает иллюзию параллельной реальности.Не удивительно,что предметы декоративного искусства чаще не несут в своем украшении сюжетного начала.
На факультете,где я училась,рисунок преподавал скульптор-анималист Николаев Е.В. Для оценки рисунков он пользовался такой схемой:1-композиция,2-пропорции,3-построение,4-объем,5-материальность. И,соответственно,оценка при невыполнении какого-либо пункта снижалась.Конечно,в рисунке цвет отсутствует,и для живописи ,особенно неакадемической,существуют другие критерии оценки.Тем не менее можно рассмотреть и произведение примитивной живописи ,и произведение прикладного искусства с подобной точки зрения.
Уместно ли обращение к наивному искусству на определенном этапе жизни и творчества,или это определенный склад психики? У профессионального художника этот вопрос может возникнуть только при выполнении авторских или выставочных вещей.Ведь чаще всего существуют определенные рамки заказной работы,в которые художник старается вписаться.
Радость от простых вещей,увлечение игрой,стремление к познанию,-все это многие стараются воплотить в своем творчестве совершенно искренне,и совершенно искренне передать это настроение другим.Вполне естественна для такого творчества форма детского рисунка,обращение к сказке,игрушке.Если у взрослых людей остается хорошая связь со своим "внутренним ребенком", то существует возможность реализовывать это состояние в своем творчестве.
Большинство картин наивного стиля содержат в себе четко прочитываемую фабулу.Художник как бы создает театральное действие,зачастую даже используя театральные приемы организации пространства.Такое "разыгрывание"ситуации может перекликаться с фольклором и народным театром.
Во Франции в Ницце находится международный музей наивного искусства Анатоля Жаковски. В 1930-е гг.Жаковски писал о художниках-абстракционистах,с некоторыми из которых был хорошо знаком.В 40-е гг.он увлекся наивным искусством. Жаковски организовывал выставки наивного искусства,коллекционировал картины художников,работавших в этом направлении.В 1978 г он передал свою коллекцию в дар Ницце. Музей был открыт в 1982 году в замке Святой Елены.
Сюжетные декоративные росписи выполнялись не только безымянными мастерами,но и художниками,которых причисляют к великим.Картоны для гобеленов,росписи мебели,кассоне,декоративные интерьерные росписи самых разных стилей и направлений,-все это могло выполняться художниками-профессионалами.Эти художники не изменяли своего творческого почерка,когда выполняли декоративные росписи.Примером такого предмета,украшенного живописью,можно привести кассоне(ит.свадебный сундук). http://colory.ru/?item=b66cfc18-7924-4c9e-b556-b281f8d58c9a&termin=0e28a321-5a63-473e-b120-17e6cbe37691
У Генералича тематика картин близка к тематике наивного искусства.Примитивисты больше внимания уделяют формальным законам композиции,построения формы,сочетанию тональных и цветовых отношений.Они менее повествовательны.Иногда наивное искусство и примитивизм различают по признаку образованности художника. М.Некрасова,искусствовед,много писала о народном искусстве.Она предложила классификацию:профессиональное искусство,профессиональное народное искусство,самодеятельное искусство,самодеятельное народное искусство.Кстати,возникает еще вопрос классификации произведений искусства:чем цветная графика отличается от живописи,или от прикладного искусства.
Сейчас при работе с детьми психологи часто используют метод сказкотерапии.Этот же метод актуален и при психотерапии для взрослых,но в сказки здесь могут заменяться притчами,фантастикой, афоризмами.Художник-примитивист тоже как бы рассказывает зрителю сказку о жизни,где главным героем зритель может представить самого себя.
Темой наивного искусства очень часто становится представление о счастливой жизни.Повседневная жизнь,на которую смотрят с умилением,в которой ищут не столько идеала,сколько уюта,тишины,собственной значимости.В народном искусстве подобные сюжеты,"предстояния"особенно характерны для городецкой живописи.В декоративном искусстве тема"счастливая жизнь" встречается реже,чем цветочный орнамент . Цветочные,травные и растительные мотивы - темы более свойственные прикладному профессиональному искусству.
В большинстве случаев декоративное искусство не ставит своей задачей передачу эмоций и настроений,хотя такие выразительные средства как цвет,масштаб,линия и несут в себе определенные качества,помогающие придать выразительность интерьеру,например.Это качества цвета и формы,непосредственно влияющие на психику человека или связанные с таким влиянием опосредованно через мифологию,историю,культуру. К наиболее ранним цветам,использованным человеком,относят белый,черный и красный.Естественное восприятие человеком этих цветов(белый-светлое,черный-темное,красный-кровь)оказало влияние на их значение в мифологии и символике.
При фабричном производстве стоимость прикладной вещи(поднос,ваза,гобелен и т.п.)обычно получается ниже,чем при итд,а качество отделки выше.Я видела в интернете видео о столярах,способных подогнать мебельные детали с микронной точностью.Но таких людей единицы.Большинство начинает заниматься станковым искусством,и рассчитывает найти свое место в жизни и на рынке.
Когда дизайн выталкивает живописное украшение предмета,то художник-прикладник переходит на плоскость холста.Чаще всего его первые опыты при этом оказываются близки наивному искусству,если не по признаку отсутствия школы,то по незнанию преобладающих тенденций в искусстве.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=710104195751702&set=pcb.710104409085014&type=1&theater В Нижнем Тагиле существует традиционная техника росписи подносов.Возникшая еще в 18 в роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения и напоминала роспись по дереву и бересте. На рубеже 18-19 вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись,приближенная к декоративной картине.Характерный просечной борт играл роль картинной рамы.В вышеприведенной ссылке-материал о выставке подносов-копий картин Нижнетагильского музея. Недавно вышел иллюстрированный альбом -каталог произведений мастерицы тагильского подноса Агриппины Васильевны Афанасьевой «В гармонии с душой». Есть прекрасная возможность сравнить 2 направления в профессиональном народном искусстве.
Предметы и живопись должны делать жизнь нарядной,радостной.Конечно,этого можно добиться и в графичном решении с ограниченным количеством цвета,но яркость и чистота цвета помогают быстрее достичь поставленной цели.Интересно,что в традиционном народном искусстве часто встречается обращение к красному цвету.По символике-это цвет солнца,жизни. Что же касается ограниченного количества цвета в прикладном искусстве,то это условие позволяет сделать композицию более читаемой и понятной.Присутствие валёров,большого числа оттенков одного цвета не характерны для прикладного искусства.Художники наивного искусства тоже предпочитают искать скорее тональные сочетания,помогающие передать объем,сделать предмет "похожим".
Прикладное искусство иногда в качестве сюжета напрямую заимствует композиции из станкового.Еще в Древнем Египте каноны,принятые в монументальном искусстве,использовались мастерами-прикладниками.Прямые заимствования из станковой живописи и скульптуры,книжной графики существовали и существуют в разных формах.Во-первых,точная копия,сделанная художником-мастером,получившим профессиональное образование.Во-вторых,композиция,выполненная по собственному рисунку профессионального художника-мастера.Собственный стиль-это вопрос времени и практики. Начинающий художник старается придерживаться правил,изученных на уроках живописи,и образцов,которые он копировал раньше.Чаще всего это приводит к эклектичному подражанию. Художник наивного направления тоже часто идет от копирования понравившегося образца.У него нет задачи создания точной копии,т.к.зачастую нет теоретической подготовки,и он более свободно обращается с визуальным материалом,стремясь выразить свое представление о красоте.
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2011/03/leonov/ Удивительные работы художника Леонова П.П.(1920-2011гг.) С 90-х гг его работы популярны среди коллекционеров.Учился в ЗНУИ у Рогинского М. В композиционных схемах,используемых художником,видны приемы ,характерные и для народного искусства:главные фигуры выделены размером;ярусная композиция не подразумевает никакого перспективного сокращения;в основном жанровые и сказочные сюжеты .Плоскостные композиции разделены на отдельные ярусы или клейма,связанные до определенной степени сюжетом.Создается общая картина огромного мира,населенного людьми,животными,птицами и сказочными существами.
О ПЕРСПЕКТИВЕ в живописи."Ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе,"-т.з.академика Раушенбаха Б.В.,приведенная в статье из Википедии.Виды перспективы:прямая линейная; обратная линейная; панорамная; сферическая; аксонометрическая;перцептивная.
В большинстве своем декоративная живопись не имеет глубокого пространства.Пространство разрушило бы форму предмета,исказило бы плоскость стены.Иллюзорная живопись часто призвана именно исказить реальную форму предмета.В наивном искусстве художник часто не владеет приемами передачи пространства.Его живопись или имеет неглубокое пространство,или разворачивает пространство по вертикали."Вид сверху" дает возможность подробно рассмотреть детали композиции,насытить изображение подробностями,интересными для зрителя.
http://www.fresher.ru/2013/07/30/borovskij-genij-graffiti/ Наивное направление в современном граффити.Распространено представление о граффити как о замысловатой шрифтовой композиции.Но дизайнерский подход часто уступает место сюжетным росписям.И этот ход ничуть не хуже шрифтовых абстракций.
В те же 90-е гг мне пришлось видеть мебель с резьбой("татьянкой",наверное).Розы из красного дерева были совершенно реалистичны.Вряд ли ,конечно,вырезанный из дерева букет можно отнести к высокому искусству,но к "наиву" он тоже не относится.
Я хочу привести примером народную живопись.Традиционно она была связана с предметом. Филенки шкафа,створки дверей,столешницы,-все они часто украшались росписью.Дизайн отказался от украшательства предметов еще в эпоху модерна.Пятнадцать лет назад я обошла несколько мебельных производств Москвы с предложением росписи мебели.Городской покупатель склонен к минимализму,и расписная мебель никому не понадобилась.В такой ситуации мастера-прикладники нередко выбирают основой для живописи холст.Красочное декоративное пятно смещается с предмета на стену.Возможно,оно еще сохраняет смысл оберега,когда перестает украшать предмет и превращается в настенное панно-картину.
Самые светлые воспоминания у человека часто связаны с детством.Яркость и непосредственность детского восприятия соответствует образному ряду:сказка,праздник,любовь окружающих,нежность матери.Рисунок,похожий на картинку из детской книжки,вполне в состоянии вызвать положительные эмоции.
В книге Иткиной Е.И. "Русский рисованный лубок" подробно рассказывается о рисованном лубке конца XVIII - начала XX века.Интересно,что мастера,рисовавшие картинки,(староверы)темой выбирали портрет,исторический сюжет,апокрифы и не брали темой изображение святых,т.е.проводили разграничение между тематикой иконописи и тематикой картинки,нарисованной на бумаге.Возможно это определялось и градацией в мастерстве художника.
Интересные картины,которые мне показались очень близкими к книжной графике.Настроение персонажей такое же умильно-трогательное,как у большинства персонажей наивной живописи.
Петер,спасибо за отклик!Мне интересен процесс создания школы.Как по Вашему,каких художников можно было бы назвать если не учениками,то последователями Пиросмани?О бубнововалетцах тоже можно было бы вспомнить.
Самодеятельные художники довольно часто начинают свою творческую биографию с копирования.Хорошо,если при этом они пользуются хорошо подобранными иллюстрациями .В случае такого копирования нередко происходит замена материала.Например,в оригинале-холст,масло.В копии-вышивка,резьба или картина гуашью.Интересный материал о немецких альбомах с орнаментами,предназначенных для самого разного круга художников.Эти альбомы появились еще в 17 веке. http://smilylana.blogspot.ru/2012/09/3-german-embroidery-from-origins-to_19.html
Недавно я повесила на стену несколько лубочных картинок вплотную друг к другу.Пришло в голову,что это очень похоже на шпалерную развеску картин в каком-нибудь дворце.Действительно,можно провести забавную параллель:деревенские пасторали во дворце-лубочные дамы в кринолинах в избе,портреты вельмож и полководцев,военные баталии и т.п.В тематике,конечно,были бы некоторые различия:мифологическую тематику дворцовой живописи пришлось бы заменить иллюстрацией к сказке,например.
Живопись на холсте-картина,самодостаточное произведение.Живопись на стене-монументальное произведение,независимо от того,экстерьер или интерьер расписан.Живопись на предмете-декоративная,а на шкатулке-миниатюрная.Фаворский писал о смысле картинной рамы,довершающей изоляцию картины от окружающего пространства.На подносах роль рамы играет золотный орнамент,пышный или только полоска. Подносы я беру в качестве примера потому,что в них функциональность сочетается с картинностью предмета. Эти же орнаменты почти обязательны для предметов с живописными росписями.Живописный предмет с таким же успехом может оказаться доминантой в интерьере,как и картина.Предметы и картины начинают спорить между собой за место в интерьере.Смысловая насыщенность интерьера могла бы оказаться утомительной,если бы декоративные вещи не имели в себе функцию именно украшения,любования материалом,фактурой,техникой исполнения.И тематика соответствующая:цветы,птицы,фрукты,-предметы и картины как бы расширяют пространство,насыщая его дополнительно идеями предметов.
Мне кажется ,что Маврина искала язык, понятный массам,выражающий особенности национальной культуры.Истоки этого языка она стремилась найти в крестьянском искусстве.Мне более всего знакома ее книга о Городце.В самих городецких донцах можно увидеть влияние лубочных картинок,травных росписей и традиции,сохранившейся от древнерусского узорочья.Но крестьянское искусство для художника,скорее всего не образец,а элемент поиска национального своеобразия в искусстве. В эпоху же модерна обращение к национальной тематике не были редкостью.И в работах Мавриной мне видится большее влияние модерна,чем примитивизма.