05 октября ’2013 21:18
Надеюсь, эта небольшая статья будет полезна тем, кто приступает к изучению такой обширной темы, как сведение звука.
Однажды мне задали вопрос: «Как свести звук, чтобы всё было слышно? Почему у меня ничего не получается?..» Пообещав помочь, я пришел к этому человеку домой показать некоторые этапы сведения на практике. Но на деле я увидел довольно частое явление, никак не способствующее качественной творческой работе, а именно – беспорядок. О чем и хочу сейчас поговорить.
Из этой статьи вы не узнаете, как сводить музыку, но я хочу обратить ваше внимание на три важных составляющих, являющихся залогом качественного сведения.
1. Организация рабочего места.
2. Оптимизация работы компьютера.
3. Организация ведения проекта.
Организация рабочего места
Ваше рабочее место – это тот комфорт или дискомфорт, в котором ваше тело проводит большую часть времени при работе над сведением. А также это качество звука и, конечно, ваше здоровье.
Посмотрите на ваш рабочий стол. Уберите с него, наконец, стопку прошлогодних журналов, коробки с дисками, бумажки, кружки и тем более еду! Начните с абсолютно чистого стола, и вам уже не захочется его захламлять. На прикреплённом ниже фото можно посмотреть как выглядит моё домашнее рабочее место.
Если вам жалко выбрасывать старые журналы и диски, заведите для них специальные коробки, которые можно купить, например, в IKEA. Тщательно отсортируйте и структурируйте вашу коллекцию купленных и записанных компакт-дисков "десятилетней давности". На сегодняшний день имеет смысл завести переносной жесткий диск и скопировать на него все компакт-диски с данными. Согласитесь, один жесткий диск куда удобнее и компактнее пачки CD и DVD, валяющихся где попало.
Постарайтесь позаботиться об удобном кресле. Ноющая боль в руках, плечах или спине – не самое приятное ощущение и совершенно не способствует творчеству.
Вездесущая пыль. Возьмите за правило хотя бы раз в неделю (в идеале – через день) делать влажную уборку. Это займет у вас минут 10, а ваши легкие будут вам благодарны. В дополнение можно приобрести такое полезное устройство, как увлажнитель воздуха с функцией очистки воздуха.
Порядок на столе – это порядок в голове, а отсутствие лишних предметов и ваш комфорт во время работы позволят лучше сосредоточиться.
Оптимизация работы компьютера
Беспроблемно работающий компьютер – залог эффективной работы. Начните с очистки системного блока от пыли. Почистите вентиляторы, переберите все подключенные провода и уберите лишние.
Цифровой хлам. Этим термином я называю все то гигантское количество бессистемно и бездумно устанавливаемых программ. Самое печальное, когда я наблюдаю это явление в отечественных студиях звукозаписи, претендующих на звание профессиональных.
Сделайте, наконец, отважный шаг – переустановите систему. Отсортируйте все файлы и папки, разложите все по категориям. Инсталлируйте только самые необходимые программы и плагины. Поверьте, вам совершенно не нужны те десятки и сотни эффектов, которые вы установили, искренне считая, что каждый новый установленный плагин сделает ваш звук сказочным, восхитительным и неповторимым. Практика показывает, что для сведения проекта любой сложности вполне достаточно нескольких основных плагинов. Сведение – это кропотливый и творческий процесс, а ваш главный инструментарий – это ваши уши и голова.
Если вы используете большое количество звуковых библиотек, таких как для Kontakt, то заведите для них отдельный, быстрый жесткий диск. Перенесите туда все библиотеки и обязательно сделайте дефрагментацию. Это обеспечит быстрый доступ к файлам диска, что крайне важно при работе с сэмплерами.
Вообще, старайтесь не пренебрегать регулярной дефрагментацией дисков. Это обеспечивает целостность файлов и, соответственно, быструю работу диска. Как результат – увеличение производительности компьютера в целом.
Старайтесь не инсталлировать программы в разные папки. Заведите одну папку для всех аудиопрограмм, а внутри нее организуйте аккуратную структуру. Приведу пример из собственной практики:
Audio_programs - основная папка где установлен(ы) аудиоредакторы, а так же находится папка VST, внутри которой ещё две папки:
"VST"/
VST_plugins
VSTi_instruments
В этом случае ваш системный диск не будет захламлен разбросанными файлами, и вы всегда будете знать, где установлен тот или иной плагин, или программа.
Поверьте, время потраченное на процесс оптимизации с лихвой окупится в процессе работы.
Организация ведения проекта
Есть такая шутка: "Новая папка 3, от создателей Новая папка и Новая папка 2"
Думаю, не ошибусь, если скажу, что с этим явлением знаком каждый из нас. Самое неприятное при начале работы над сторонним проектом - это видеть примерно следующий набор папок:
"название проекта"/
"не удалять"
"don't kill"
"разобрать звук"
"новая запись"
"старые файлы"
"от Джонни не разобрано"
"000000000000"
"!!!!!!!!!!!!!"
и т.д.
Продолжать можно очень долго, иногда разнообразность папок просто впечатляет масштабами. Но самое главное это то, что придётся потратить внушительное количество времени, чтобы это разобрать и начать работать.
Постараюсь дать некоторые рекомендации по организации любого проекта. Для начала заведите главную и основную папку, где будут находиться все ваши рабочие проекты. Например, папка "Music projects". И внутри неё заводите новые папки с проектами. Например:
"Music projects"/
"project name"
"project name"
"project name"
...
Теперь о том, что должно быть внутри каждого проекта. Всегда старайтесь всё раскладывать по папкам.
Вот пример дерева каталога одного из моих проектов:
"Project name"/
"Project name_midi"
"Project name_samplitude projects"
"Project name_audio files"
"Project name_master files"
"Project name_different files"
"Project name_mixed tracks"
"Project name_midi" - здесь хранятся midi файлы, сделанные в одном из аудиоредакторов.
"Project name_samplitude projects" - здесь хранятся основные файлы проектов программы Samplitude, и ничего кроме них.
"Project name_audio files" - здесь находятся все аудиофайлы, которые использованы в проекте. Все новые аудиофайлы, необходимые для работы, складываются туда же.
"Project name_master files" - конечная папка с готовым(и) мастер-треками.
"Project name_different files" - как следует из названия, в этой папке вы можете складывать все некаталогизируемые файлы. Текстовые документы, картинки и т.д.
"Project name_mixed tracks" - после того, как вы закончили сведение проекта, настоятельно советую сделать так называемый мультитрек. То есть обсчитайте подорожечно все дорожки готового проекта строго от начала проекта. К примеру, большой барабан, малый барабан, соло гитара, бас гитара, пианино, спецэффекты... Эта папка будет вашим главным архивом. В будущем, например, если вам захочется что-то исправить, вы без труда откроете последний файл проекта. Но при условии, что у вас будут установлены те же плагины. Но может оказаться так, что через несколько лет у вас уже не будет этих плагинов или новые версии плагинов будут несовместимы со старым проектом. В этом случае вы сможете воспользоваться мультитреком. Просто подставьте все дорожки друг под друга, и можно вносить изменения и делать реставрацию. Эта практика существует очень давно и используется практически во всех отраслях, связанных с аудиопроизводством.
В конце работы я всегда сжимаю готовый проект в архив и копирую на отдельный переносной жёсткий диск и DVD. Скажете, перебор? Но мне не хотелось бы однажды написать следующее: "Выкладываю музыку в том виде, в каком есть. К сожалению, проект безвозвратно утерян из-за поломки диска, и внести изменения невозможно."
Я никого не призываю делать всё в точности, как это делаю я, но всё же не забывайте делать регулярное резервное копирование и следите за порядком в проекте.
Приглашаю всех желающих к обсуждению и обмену опытом по организации и оптимизации рабочего процесса.
Благодарю за внимание!
Перейти к данному сообщению на форуме
|
|