Мне кажется, первоначально поэзия была схожа с ораторским искусством: говорить могут и полуграмотные, поэтому, чтобы показать, что ты круче, надо было говорить/писать как-то особо. Ритм и рифма вызывают какое-то состояние (типа гипноза), при котором сказанное воспринимается, как нечто значительное.
Дополнительные ограничения (палиндром, каламбурная рифма) усиливают впечатление, потому что так могут немногие. Напр., на сигаретных пачках пишут, что курение убивает. Сравните впечатление от этой фразы и такого стишка:
Сигаретной каждой пачкой
Лёгкие и бронхи пачкай!
И хоть сделано по ГОСТу,
Понесут тебя к погосту!
Это, как если бы один бегун бежал обычно, а другой со связанными руками и обгонял. (А в случае палиндрома бежал бы спиной вперёд).
Для сравнения возьмём зарисовку Н. Некрасова
В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России,-
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью землею,
Колосья бесконечных нив...
И такую зарисовку:
Кому-то баксы из трубы,
Кому грозят судилищем,
А нам с тобой на Истру бы,
Да посидеть с удилищем
Там, где пасли на Истре коз
Под шум комбайна и стрекоз.
В последнем случае впечатление сильнее, как от драгоценного камня (смысл) в дорогой огранке (форма).