В принципе -- да.
И я слышал, как художник разделял рисующих по принципу, продают ли они свои картины.
Одна бывают случаи, когда профессионал, становится, например, менеджером и перестает рисовать. А народный художник начинает пользоваться успехом и жить с проданным работ, которые и качеством не отличаются да и ничего он не выплескивает, а штампует удачную или модную находку. Или считать эти случаи исключением?..
Очень интересный аспект (грань) темы Вы открыли!!
В основном -- Вы правы... Но что касается современного искусства, например, абстракционизма и -- особенно -- экспрессионизма, то я думаю, что здесь автор часто действует "на подсознании". Например. нельзя "вычислить" все искажения, которыми снабжает экспрессионист натуру, чтобы добиться нужного эффекта.
1
Профессионализм – фиговый листок бездарности.
2
Художник, оставайся художником всегда!
3
Возьмите да и забудьте всё, чему вы с таким трудом научились.
4
Хоть раз в году, хоть для души... нарисуйте нескучное!
6
Не рассказывайте, как вы медленно рисуете: точно не поверят!
7
Когда-нибудь вспомните о том, что хотели нарисовать да тогда не смогли. Может быть, теперь сможете!
11
Если в уличной толпе вас окликнули "Художник", это не означает, что вас таковым считают (с большой буквы!),– просто забыли, как вас зовут.
12
Начиная новую работу, заставьте себя не думать о потенциальном покупателе.
Последнее относится в основном к профессионалам, однако и непрофи иногда тщит себя аналогичной мыслью...
В работах непрофи нет философии -- или я ошибаюсь? (У профи хоть чуть-чуть, но просматривается. Это называют: "вложил" в работу. Хотя иногда может быть и халтурка -- для заработка, тоже без философии -- только мастерство.)
Для многих непрофессионалов характерно отсутствие развития: освоил некую технику, добился относительного совершенства, а если еще и тему свою нашел (свой угол -- или удел...), на этом и остановился.
Всё было бы просто в споре о профи и непрофи, если бы у профи не было бы точно так же: я знаю заслуженных и признанных художников, которые десятилетиями тиражируют свои творческие находки.
Кто видел картины Гогена того периода, когда он еще был биржевиком и, следовательно, непрофессиональным художником? Там уже было высокое качество (правда, без самобытности!), а вот того душевного потенциала, характерного для гения-Гогена, не было. Так не этим ли должен отличаться профи?..
А кроме профи и непрофи есть еще такая категория творцов, как "народный художник". Они не имеют художественного образования, но часто живут со своего творчества (хотя бы отчасти)...
А как Вам такой штамп, который можно было раньше слышать в конце репортажа о выставке известного художника: "Эта выставка еще раз подтвердила высокий профессионализм мастера"?
И всё же: вернемся к изначальной теме...
Большинство сходится на том, что главное, характерное отличие профи от не-профи в технике рисования.
Или я неправ?
Лидия! Вы подняли интересную тему (я с этим явлением встречался в жизни!) "бывшего профессионала", который со своим профессионализмом остался в прошлом.
Добавлю, что такое случается и с любителем: он, достигнув какого-то уровня профессионализма, может судорожно за него держаться, оставаясь в рамках стиля прошлого, что сводит на нет все его усилия.
Согласен с Вами.
Профессионал сплошь рядом останавливается на самом нижнем уровне мастерства (почти механическом)-- ему достаточно: надо ведь на хлеб зарабатывать.
Непрофессионал, стремясь к профессионализму своих работ (а не к статусу!), может "с ходу проскочить горизонт"...