Не помню точно, по моему, Бердяев написал статью "Пушкин и Серафим Саровский", где высказал и обосновал мысль о том, что у каждого из них был свой духовный подвиг.
Любим мы рассуждать абстрактно.
А вот конкретный пример:
Александр Сергеевич Пушкин
ТЕЛЕГА ЖИЗНИ
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . .
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.
Как вы относитесь к мату в этом стихотворении?
(Между прочим, даже в советские времена считалось хрестоматийным и публиковалось во всех собраниях сочинений и многих сборниках стихотворений Пушкина. При жизни Пушкина было опубликовано трижды: в 1825, 1826 и 1829 гг).
Я к мату отношусь отрицательно не только в творчестве, но и в обыденной жизни никогда его не использую.
Вместе с тем, мне не претит, когда я встречаю мат в произведениях русской классики. Например: в "Житие протопопа Аввакума", в стихотворении Пушкина "Телега жизни", и в некоторых его же эпиграммах, в поэме "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева...