Длина стиха также не может быть безразлична, чем произведение длиннее, тем сложнее увлечь читателя в стихотворное повествование и продолжить это делать впоследствии.
А каково Ваше отношеение к поэмам?
Почитаем Мцыри Лермонтова:
1
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой - и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
---
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
3а гранью дружеских штыков.
2
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной.
Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Темный лес
Тянулся по горам кругам.
Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал
И с каждым днем приметно вял.
И близок стал его конец;
Тогда пришел к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил,
И долго так он говорил:
Итого 26 глав...
(Наизусть могу процитировать лишь первую. Много учила произведений детстве)
Очень понравилось, как рассуждает Stranicyn!) Полностью разделяю его суждения. И комментарий DefaeR, так же поддерживаю. И автору темы adilina, за "Ничего, пусть еще одна тема будет, все же небезразличие - это уже хорошо." мой Респект! Чаще, именно безразличие губит души... Успехов всем вам!)
Да, безразличие - это угроза современности, если всем все равно, то к лучшему свету мир не повернется...
Заглянула в последние 17 ответов ... Однако тема-то пытается сменить тему... (прошу извинить за тавтологию), перейдя на разного рода характеристики сайта.
Господа а как же все таки рифма?...
Должно ли стихотворение восприниматься как непрерывная мелодия?
На раз уж вскользь затронули тему критики, выскажу и я свое мнение. Я за обоснованные отзывы, за те, что не укладываются в одно или два слова с последующим восклицательным знаком. Если человеку доставила удовольствие работа, можно и "срифмовать" несколько положительных предложений. Если нет, но хочется высказаться - хорошо, пусть только обоснованная критика будет иметь место быть. Давайте все же не будем становиться дилетантами письменности...
Гармоника, гармоника! Эй, пой, визжи и жги! Эй, желтенькие лютики, Весенние цветки!.. Блок
Ну, здесь же парные глухие согласные Г-К выступают в рифме, а парность - это не неправильность. Это же не "лужа - луна".
Соединение сонорных и глухих - вот это да...
Я сейчас поищу "крутых" авторов на сайте.
Кстати, говоря об эмпиреях,вы имели в виду отрыв автора от действительности?
Соглашусь про рифмованную маскировку пустоты слога - это, пожалуй еще хуже, чем неправильно срифмованная идея.
Но ведь поэт гений - это тот, кто может и первое и второе,и внести идею, и интеллектуально насытить слог и соблюсти все технические моменты.
Я часто пишу стихи ночью - это, я думаю, не удивит многих. Ночью, я имею в виду, когда вдруг просыпаешься оттого, что пришла она, Идея.
И в таком случае, когда остается лишь взять бумагу и записать, не возникает вопроса рифмы. Они сами складываются в правильные.
А вот когда сидишь и ищешь строку намеренно и не находишь - стихотворение, скажем так, не удается.
Поэтому для меня вопрос отделения понятия "поэзия" от понятия "стиха" или восприятие последнего как часть первой и т.д. не столь важен.
Найдется ли неправильная рифма у классиков поэтического искусства?... Я не встречала.
Соглашусь насчет белого стиха - для его понимания нужен особенный подход, чаще всего он воспринимается, как просто текст, а ведь это отдельная сторона поэзии. Белый стих, например, Поля Элюара, на мой взгляд, прекрасен:
Тучи в ладонях
Это отчаянье смутное
Неуловимый источник дождливая ночь
Вдалеке от клейкой листвы
Вдалеке от целебных слез
Этот презрительный вызов востока
Этот мертвенно-бледный рай
Это движение вспять
Недоверчивое изнуренное
К обрывкам воспоминаний
Чудо лекарство согласье подарок доверье.
СВЕЖИЙ ВОЗДУХ
Быть
С поникшим лбом со знаменем повисшим
Влачу тебя когда я одинок
По черным комнатам
По улицам промозглым
И милостыню клянчу
Я не хочу я их не отпущу
Твои простые и загадочные руки
Родившиеся в зеркале ревнивых рук моих
Все прочее на свете безупречно
Все прочее на свете бесполезно
Как жизнь
В твоей тени колодец вырыть
В немую воду у твоих грудей
Как камень
Кануть.
И улыбка
В мире нет беспросветных ночей
Вы мне верить должны если я говорю
Если я утверждаю
Что всегда даже в самой кромешной печали
Есть открытое настежь окно озаренное светом
В мире есть мечта начеку
Есть желанье которое нужно исполнить
Есть голод который нужно насытить
В мире есть благородное сердце
И пожатье надежной руки
И внимательные глаза
И жизнь которая хочет
Чтоб ее разделили с другими.
По-моему, в разумных пределах всё имеет право на существование. И никаких незыблемых формул в поэзии (как и вообще в искусстве) нет. Если это красиво, если это работает, если задевает какие-то струны в душе у читателя - тогда почему нет?.. А просто так теоретически рассуждать, по-моему, бессмысленно. Нужны конкретные живые примеры. И вот на конкретном примере уже можно обсуждать, что тут проходит, что не проходит, что оправдано, а что нет.
Ну почему вы считаете, что нет формул - в каждом виде искусства есть своя база, своя статика, на которую уже накладывается индивидуальное авторское содержимое.
Мне-то и кажется, что сочетание несочетаемого (что Очень! часто) - это как раз некрасиво, невозможно, на мой взгляд и не должно быть.
Конкретные примеры обсуждать, безусловно, лучше, но для этого нужен конкретный стих, а если я его процитирую, это оскорбит автора, выложившего последний. Это же переход на личности, а здесь вопрос этики не последний.
Хотелось бы затронуть тему поиска правильных рифм в стихотворении и соблюдении фразовых ударений. Рифмы ...луна - ...земля, ...сны - ...мои и т.п., так называемые неполные, имеют ли они право на существование, если мы говорим о поэтическом Искусстве? Допустимо ли это и в каком контексте, нужен и понимаем ли "белый стих"?