ЦИТАТА из книги Е.Муриной и С.Джафаровой:"...Хлебников,Каменский,Асеев высоко ценили творчество Лентулова...,в котором сам художник видел разрешение проблемы великого русского декоративного искусства." Я думаю,что здесь можно говорить не только о монументально-декоративном искусстве,но и о том,что картины Лентулова являются органичным развитием народной традиции,перешагнувшей в станковое искусство .Оригинальное смешение реального и условного,динамичность форм,экспрессивность цвета-вот черты ,присущие творчеству А.Лентулова.
Яркий представитель русского авангарда 1900-1920-х годов-Аристарх Лентулов.Кубофутурист,работавший в "народном"ключе,вводивший в свои картины элементы примитива,ярмарочной театральности.Известный декоратор,театральный художник,монументалист,он в начале 1920-х годов начинает переоценивать свой взгляд на искусство. В письме к Куприну от 29 марта 1920 года он так определяет свой взгляд на творчество:"...Мы слишком,очертя голову,пошли по пути методов и экспериментов,а методы заставили нас смотреть на природу не с точки зрения чувства,любования,эмоций,а с точки зрения объективного применения ее к нашим живописным методам и формулам,с сохранением подчас ничтожного количества индивидуальности в цветоощущении или в остроте формы и только,а между тем мы забыли,что искусство слагаеся из массы элементов,...,сюда входит все:и личность,и поэзия,и романтика ,и все...мы пришли к тупику,к академии методов,принципов и т.п.,бездушным,мертвым формулам...к черту методы...и да здравствуют все великие мастера,которые это понимали!" В последующих сериях портретов и пейзажей А.Лентулов разрабатывает свои новые принципы.
Несмотря на то,что лубок изначально родственен гравюре и относится к графике,он часто перекликается с живописными произведениями народной культуры.Первые русские печатные картинки относятся к к.16 в."Библия для бедных" и календари из Европы,агитационные листки немецкой реформации или французской революции -все это оказало свое влияние. Упрощенно или гротесково изображается в 18-19 вв. портрет,батальная сцена,жанровая сцена. Наглядность,простота,лаконичность изображения-это то,что могло повлиять на художников авангардистов. В 1914 году К.Малевич,А.Лентулов,В.Маяковский,Д.Бурлюк объединились в группу"Сегодняшний лубок".В своих произведениях они использовали традиции батального лубка.
Многие художники-авангардисты,творившие в начале 20 века,обращались к иконописи и к крестьянскому изобразительному фольклору .Крестьянское искусство имеет несколько составляющих в своем истоке.Лубок печатный и рисованный,книжная миниатюра,традиционные ремесла резьбы и росписи.Освоив принципы модерна,искусство оказалось готово вновь обратиться к примитивизму с его уплощенностью и упрощенностью форм,с его открытым экспрессивным цветом.Авангардистский примитивизм обратился к пластике лубка.Лубок синкретичен,он объединяет линию,цвет,текст.И картины художников-авангардистов тоже часто включают в себя обрывки текста,гротесковость и декоративность изображения.Кстати,яркость народной картинки скорее всего была обусловлена недостатком освещения в избе.Авангардисты же использовали этот открытый цвет для выражения эмоционального состояния.
Одним из предшественников модернизма был символизм.Наиболее известные художники-символисты:Г.Моро,Пюви де Шаванн,О.Бердслей,О.Редон,М.Врубель,М.Чюрленис,П.Кузнецов,Судейкин,Сарьян.Символизм зародился в Европе.1886 год-год опубликования "Манифеста символистов"Ж.Мореасом.1903 год-лекция В.Брюсова"Ключи тайн"-манифест русского символизма."Искусство начинается в тот миг,когда художник пытается уяснить себе свои темные,тайные чувствования.Где нет этого уяснения,нет и творчества...Для кого все в мире просто,понятно,постижимо-тот не может быть художником." Высшим и единственным назначением искусства в символизме является познание мира интуитивным путем,путем прозрения.Искусство и символ-это способ видеть тайный смысл вещей.
Мне кажется,что здесь не следует сопоставлять личность изображаемого человека и само изображение,где преобладает самовыражение художника.В любом произведении,будь то академизм или авангард,присутствует выражение личности художника.Но в авангардистских произведениях,если это не простое подражание,ЭГО художника преобладает. Моральное же давление может оказывать человек,не обязательно умеющий рисовать.
В статье для учащихся художественных вузов авангард рассматривался как состоящий из экспрессионизма,футуризма,сюрреализма и т.п.Кстати,в качестве сюрреалистического приводится творчество Г.Апполинера(сопоставление поэзии и живописи ).Сюрреализму присуще автоматическое письмо,творчество без контроля разума,свободные ассоциации,грезы и сновидения.Один из главных приемов-"ошеломляющий образ"-из несопоставимых элементов.Эти приемы используются не только в поэзии,но и в изобразительных искусствах.
1757 г-год основания Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Лучшие достижения в области искусства в России связаны с именами ее выпускников.
Встретила в литературе деление модернизма на декаданс и авангард.Декаданс-попытка эстетизирования предыдущего направления в искусстве,сопровождающаяся повышенным интересом к мистике.Иллюзорность и маскарадность ("Серебряный век"в искусстве).Авангард-отрицание предыдущего этапа в искусстве,преобладание индивидуального взгляда художника на искусство,переориентация искусства на другой социальный слой зрителей ("Железный век"в искусстве,наверное).