03 января ’2022 20:25
хотим мы признать или нет, но общество всегда делилось на элиту и плебс. Элита, освобожденная от поиска пищи, жилища, одежды -обувки имела больше времени для интеллектуального развития. И, естественно, не упускала этой возможности. И так же естественно, прививала эту стремление к развитию интеллекта у своих детей. И со временем культурные традиции знати и народа стали здорово отличаться друг от друга. И к тому же не забывайте: знать , в отличии от простолюдинов, имела возможность путешествовать, общаться за границей с себе подобными, и потому волей неволей расширяла границы своего музыкального вкуса. Ведь мы говорим о музыке? Не так ли? Из- за границы привозились новые музыкальные инструменты, выписывались для домашних театров музыканты, дирижеры, актеры, вокалисты...Приглашались в страну концертирующие зарубежные исполнители. То есть рост музыкальной культуры шел за счет интереса к ней богатых слоев общества. Простой же народ по прежнему довольствовался народными песнями да церковными песнопениями.
Положение изменилось только после революции. Богатеев перебили, интеллегенцию почти извели, кто остался? Плебс? Да те немногие хранители ВЫСОКОЙ музыкальной культуры, которые по каким-то причинам не смогли выехать за рубеж. Нужна ли была простому народу высокая "барская" культура? Оперы, классическая музыка, симфонические оркестры? Сложные музыкальные сочинения? Народу, который по прежнему большую часть своей жизни пахал и вкалывал на всесоюзных стройках пятилеток, и жил по прежнему в жутких условиях? А там еще подоспела и война...Вот так и вышло, что основным потребителем старой барской культуры стал новый класс советско- партийного аппарата столиц и областных центров. Постепенно через рабфаки сформировалась и новая интеллигенция, которая тоже хотела чувствовать себя сливками нового общества, тоже быть приобщенной к высокому искусству... Но чтобы сохранить и развить это высокое искусство нужны были исполнители. И где было искать замену старым музыкантам, вокалистам, композиторам? Для этого и организовывались музыкальные школы, училища, и консерватории. Куда набирались одаренные дети из любых слоев общества. Но набирались конечно же не для того, чтобы поднять ОБЩУЮ музыкальную культуру народа ( народу вполне хватало и всяких Л.Утесовых, К. Шульженок, В.Козинов, Л.Орловых,П. Лещенко и иже с ними) Новые музыканты и вокалисты классического направления нужны были в первую очередь для сохранения старой элитной музыкальной культуры. По сути они были музыкальной обслугой сливок советского общества. Народу сочинялись бодрые песенки- У самовара я и моя Маша, Мы кузнецы и дух наш молод, и прочая шняга. То есть обратите внимание, что культура даже при советской власти разделялась на два рукава- для народа, и для элиты. Всякий кто мнил себя интеллекталом непременно должен был хорошо разбираться и в музыке далекой от народных предпочтений. Так что на мой взгляд нынешнее упрощение музыки- это просто реальный запрос плебса. Который голосует рублем за то, что ближе его культуре. У сливок же общества по прежнему будет в цене и опера, и балет, и классическая музыка. Главное нам самим определиться, что нам ближе- народные песнопения типа "Два кусочечка колбаски" или "Хлопайте в ладоши суки" или нечто более изощренное, требующее какой-то интеллектуальной подготовки.
Перейти к данному сообщению на форуме
|
|