25 октября ’2010 03:31
Кубистом, безусловно, Малевич никогда не был. Если и считать его основоположником абстрактного искусства, то именно в той его (абстрактного искусства) части, создателем, главным представителем и теоретиком которой и был Казимир Малевич. Я говорю о Супрематизме (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство), направлении авангардного искусства первой трети XX века.
Сам термин, безусловно, никак не отражает сущности супрематизма. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. Супрематизм - высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или «супремовидным»). Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин с изображениями геометрических абстракций, включая тот самый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и другие, выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название Супрематизм, хотя сам Малевич относил к нему и многие свои работы 20-х годов, содержавшие и некоторые формы конкретных предметов, особенно - фигуры людей, но сохранявшие «супрематический дух». Да и собственно более поздние теоретические разработки Малевича не дают оснований сводить супрематизм (во всяком случае самого Малевича) только к геометрическим абстракциям, хотя они, конечно, составляют его ядро, сущность и даже (черно-белый и бело-белый супрематизм) подводят живопись к пределу ее бытия вообще как вида искусства, то есть, к "живописному нулю", за которым уже нет собственно живописи.
В брошюре-альбоме 1920 года «Супрематизм. 34 рисунка» Малевич определяет три периода развития Супрематизма в соответствии с тремя квадратами - черным, красным и белым, - как черный, цветной и белый. «Периоды были построены в чисто плоскостном развитии. Основанием их построения было главное экономическое начало одной плоскостью передать силу статики или видимого динамического покоя». Стремясь освободить искусство от внехудожественных элементов, Малевич своим черным и белым «периодами» фактически «освобождает» его и от собственно художественных, выводя «за нуль» формы и цвета в некое иное, практически внехудожественное и внеэстетическое измерение. «О живописи в супрематизме не может быть речи. Живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого», «Построение супрематических форм цветного порядка ничуть не связано эстетической необходимостью как цвета, так формы или фигуры; тоже черный период и белый». Главными параметрами супрематизм на этом этапе ему представляются «экономическое начало», энергетика цвета и формы, своеобразный космизм. Отголоски многочисленных естественнонаучных (физических, в частности), экономических, психологических и философских теорий того времени сливаются здесь у Малевича в эклектическую, - а сегодня мы сказали бы "постмодернистскую", - хотя и у главного авангардиста, теорию искусства. Как художник с тонким живописным чутьем, он ощущал различную энергетику (реальную энергетику) любого предмета, цвета, формы и стремится работать с ними, организовать их в плоскости холста на основе предельной «экономии». Эту тенденцию в наше уже время по-своему развивает минимализм. «Экономия» выступала у Малевича при этом «пятой мерой», или "пятым измерением искусства", выводящим его не только из плоскости холста, но и вообще из нашего трех-четырехмерного пространства в особые космическо-психические измерения.
Перейти к данному сообщению на форуме
|
|