В 70-е годы музыканты попали в ловушку-появился многоканальный студийный магнитофон.Он дал возможность делать запись потреково,а потом уже каждый трек обрабатывать постэффектами.Музыканты быстро прохавали фишку,и начали наглеть-разносить запись каждой партии,каждого инструмента во времени.Сначала пишутся ударные,потом бас-гитара,потом ритм,и т.д.,и т.п.Можно вообще не собираться всей группой-сегодня пришёл и записался барабанщик,завтра-бас-гитарист,и так все остальные по очереди.Появились даже виртуальные,студийные группы,в которых музыканты не отыграли вместе ни одного живого концерта.
С этого и началась рекординговая деградация «живых» музыкантов.Нет,поначалу всё шло классно,даже на подъём-качество записей во всех отношениях становилось всё лучше и лучше,тиражи продаж дисков росли,как на дрожжах,но вот сама музыка становилась всё более пластмассовой.Это продолжалось до тех пор,пока не грянул гром.
В 90-е зазвучали простые домашние персональные компьютеры.Поначалу робко,вызывая у живых музыкантов снисходительную улыбку,потом всё смелее и смелее,и вот настали роковые(с ударением на ы ) нулевые годы.
Студию,которая в 70-е стоила лимон баксов,сейчас любой может установить себе на компьютер за штуку-другую( а то и вообще бесплатно).Появилась целая армада компьютерных «музыкантов»,которые довольно быстро научились делать вполне качественные записи,успешно конкурируя с живыми профессиональными музыкантами,иногда не имея даже клавиатуры.Живые музыканты в сфере звукозаписи были сброшены с пьедестала,потеряли монополию,а их треки всё больше теряют слушателя и покупателя,уступая их работам компьютерных музыкантов-химиков.
Где же выход?
Я предлагаю продвигать Real Live – записи.Что это такое?Попытаюсь объяснить
Сейчас на рынке имеют место быть два вида живых записей- off-plug и собственно live.Off-plug – это запись, когда музыканты играют вживую на акустических инструментах(типа без электричества,эдакое кокетство);live – запись живого концерта.Оба вида записи имеют свои недостатки:off-plug ограничивает музыкантов рамками акустики,лишая их воистину безграничных потенций электричества.Запись же с реального,живого концерта (live)-чрезвычайно дорогое удовольствие,да и если слажал на концерте-на записи уже не исправишь(хотя в этом есть тоже своя прелесть для слушателя).Эти два вида записей ,конечно-же,в определённой степени спасают живых музыкантов,выделяясь среди груды синтетических музыкальных консервов,но не достаточно.
Я же предлагаю вернуться к истокам.К тем условиям, в которых писались музыканты до появления многодорожечных студийных магнитофонов.Real Live – запись должна делаться следующим образом:музыканты играют всем составом,запись делается в один заход(пусть даже поканально,но все-одновременно).Эффекты-только те ,которые сумели напедалить и накрутить в процессе записи.За кадром останется только голое сведении.Это-работа для настоящих живых музыкантов,и это будет серьёзное противоставление компьютерной алхимии.Подобные записи нужно затем соответствующим образом настойчиво позиционировать,будь то CD,или МР3 треки.Типа «Лезвия Нева-только для настоящих мужчин!»:):):).Мне кажется,Real Live – запись могла бы стать реальной нишей в современной звукозаписи,этом царстве компьютерных дрочил.Удовольствие это ,конечно,тоже будет не из дешёвых,ибо понадобятся услуги полноценных студий,одним компьютером и будкой для вокалиста здесь не обойдёшься, но я думаю игра будет стоить свеч.
Лично мне всегда нравилось сравнивать студийную запись группы и её же концертную запись со всеми "ляпами".Обычно,студиийную версию слушать гораздо приятнее.У хорошей команды драйва там не меньше,а то и больше,чем на live-выступлении.Теперь к сути темы.Музыканты,достигшие того уровня профессионализма,который позволяет им играть чисто,без помарок и "ляпов" с нотного листа,обычно превосходно исполняют свои партии и в студии,и на концерте.Они часто практикуют запись всем коллективом одновременно.Но тут у меня возникает вопрос к автору темы.Как Вы будете классифицировать запись,сделанную "вживую" в студии,но с наложением на неё впоследствии некоторых музыкальных моментов,сыгранных этими же музыкантами?Т.е. считаете ли Вы,что количество музыкальных партий на студийной записи должно совпадать с количеством людей,их сыгравших?Этот принципиальный вопрос не даёт мне покоя уже давно)))
"Как Вы будете классифицировать запись,сделанную "вживую" в студии,но с наложением на неё впоследствии некоторых музыкальных моментов,сыгранных этими же музыкантами?"
Бутлег-в какой-то мере.Спасибо за вопрос,TORRO,он в самую суть.
К сожалению,никак не могу донести сообществу основной посыл своей темы,не хватает у меня в голове необходимых словесных винтиков:)
Дело ведь не в том,что суперпрофи могут на концерте играть также,как в студии.Мне лично всё равно,где сделана запись-в студии или на сцене.Real Live для меня - это слепок некоего уникального события,эдакая документальная съёмка,и в этом её кайф.Если на неё наложить потом какие-то дополнительные детали(пусть это даже "некоторые музыкальные моменты,сыгранные этими же музыкантами"),то это будет уже комбинированная съёмка.Бутлег.Вот Вы смотрите реальную запись старта шаттла,и вдруг в кадре рядом с взлетающим кораблём
появляется летящий же президент США в костюме Бэтмена-как Вы к этому отнесётесь?Прикольно,но это уже не документальная съёмка.
Я не выступаю против обычной студийной потрековой записи .Я просто предлагаю создать отдельную рыночную нишу-Real Live запись.Отделить,так сказать,котлеты от мух.
Согласен с автором, песня, сыгранная вся разом, да к тому же в движении с инструментом - это музыка, какой её знают уже продолжительное время, воспринимаемая более на генном уровне человеком, нежели "трэндовом" (в математической значении слова). Субъективно..
Ага. А давайте еще откажемся от электричества и вернемся к керосиновым лампам!
Даешь любовь в гамаке стоя!
***Эффекты-только те ,которые сумели напедалить и накрутить в процессе записи
Неее. Для полного счастья, нужно испльзовать эффекты только те, которые спаяли собственными руками :)
А то мне как то приходилось слышать мнение, что "музыканты уже не те", потому что раньше они сами себе примочки паяли, а теперь разожрались, покупают готовые, да еще и носом крутят :)
Отсутствие таланта,воображения и харизмы не заменишь никакими грудами дорогой аппаратуры.Вон скаженый Джимми Х.обходился педалькой за сорок баков с тремя германиевыми транзисторами внутри - и он такое с нею вытворял!
Я ни в коем случае не предлагаю отказаться от современной техники - я предлагаю поменять парадигму,подход к звукозаписи для живых музыкантов.Старая не приносит результата.Вы морочитесь над каждой партией отдельно,доводя её до кладбищенского совершенства,и не видите,что применяете такие же методы,как и компьютерные музыканты,считая их при этом своими антагонистами.Вы пытаетесь так же ,как и они,спрессовать десятки часов работы над записью в несколько минут готового трека.И вы проигрываете компьютерщикам.
Но ведь у вас-в отличие от них- есть уникальная способность делать музыку в реальном режиме времени,здесь и сейчас,и только записанная в таком режиме музыка остаётся живой.Так используйте это преимущество!Благо,современная техника позволяет это делать,как никогда раньше...
Пардон. Похоже, я не очень внимательно прочитал пост. Я почему то подумал, что Вы предлагаете отказаться от многоканальной записи и писать все "в одну дырку". Естественно, такая идея мне показалась полностью абсурдной.
Впрочем, теперь когда я правильно понял, о чем Вы говорите - все равно идея не вызывает у меня какого то восторга. Хотя и отторжения - тоже нет (при условии, если музыканты - настоящие профи).
Не вызывает восторга - вот почему: Если только речь не идет о тех случаях, когда музыканты по ходу исполнения импровизируют, то я не совсем понимаю, в чем кайф слушать вещь, которую записали по принципу "как получилось - так и получилось". И если у настоящих Мастеров их "как получилось" - звучит очень даже достойно, то у музыкантов попроще - ситуация другая.
***применяете такие же методы,как и компьютерные музыканты,считая их при этом своими антагонистами***
Компьютерных музыкантов я не считаю своими антогонистами, по той простой причине, что я сам "компьютерный музыкант" :))) Я все пишу один, поэтому даже если бы у меня и возникло желание все записать за один раз - у меня бы не получилось :)))
Не совсем понимаю по поводу "здесь и сейчас". Когда я играю, я как раз и играю "здесь и сейчас". Только, дублей у меня не один, а очень много. Пишу до тех пор, пока убежусь, что я выдал то лучшее, на что я способен на данный момент своего развития.
И еще, насчет "беспредельного цифрового качества", которое Вы, насколько я понял, приписываете домашним студиям. (Я же правильно Вас понял?)
Я что то в упор не наблюдаю никакого "беспредельного качества" среди домашних студий. Да, и в не-домашних, качество далеко не всегда хорошее (я уж не говорю о каком то "беспредельном"). Послушайте ту же Арию/Кипелова, например. Где там "беспредельное качество"??? Хотя они писались явно не на PC-шке, а с теми самыми вожделенными аналоговыми пультами, причем не на дешевеньких, а совсем даже наоборот! :)))
***P.S.Или, может быть,вы уже давно неживые?;)***
Я один вообще то :))) Аз есьмъ гитарист, басист, клавишник и повелитель всея виртуальной ударной установки!
Спасибо большое,OverDrive,за профессиональный подход к теме.
Вы пишете:"я не совсем понимаю, в чем кайф слушать вещь, которую записали по принципу "как получилось - так и получилось"".Ну,не знаю...Мне недавно один знакомый гитарист-тяж приволок две записи местной группы,в которой он играет-один вариант "демо",записанный в один заход,а второй-тот же альбом,но записанный уже в более-менее в профессиональной студии.Студийная запись,естественно ,не идёт ни в какое сравнение с демкой по качеству,но...как бы это объяснить...что-то в ней умерло.Если бы у демки было приемлимое качество(именно качество звука),хотя бы даже не такое высокое,как у студийной записи-я бы предпочёл слушать демку.В ней есть жизнь,а студийная запись получилась стандартная,как гранёный стакан.
Вот так у меня и появилась мысль о Real Live записи.
"Не совсем понимаю по поводу "здесь и сейчас". Когда я играю, я как раз и играю "здесь и сейчас". Только, дублей у меня не один, а очень много."
ОК,попытаюсь объяснить по другому.
Я считаю ,что запись живой,концертной группы должна быть слепком конкретного события(в данном случае-студийной сессии),но никак не коллекцией тщательно подобранных звуковых фрагментов(тех же семплов),записанных музыкантами поодиночке в разное время.И самое главное-подобные записи должны быть формально отделены на рынке от традиционных студийных,"компьютерных"треков.У них должна быть отдельная ниша,чтобы слушатель знал,что он выбирает.
Уважаемый OverDrive!Я так понял,Вы - студийный музыкант-мультиинструменталист,а значит моя тема адресована не совсем Вам,Вы-в лагере "компьютерщиков".Но в любом случае-большое спасибо за участие к теме!:)
Мне недавно один знакомый гитарист-тяж приволок две записи местной группы,в которой он играет-один вариант "демо",записанный в один заход,а второй-тот же альбом,но записанный уже в более-менее в профессиональной студии.
Думаю, что я понимаю, о чем Вы говорите.
Такое бывает, только, имхо, студия тут ни причем. Когда они писали демку, они скорее всего, не сильно парились по поводу каких то шероховатостей в исполнении. Поэтому, ребятами рулили эмоции. А вот в студии, скорее всего было уже не до эмоций. Тут совсем другая психологическая атмосфера. Тут постоянно бьется мысль, что эта запись - раз и навсегда, что нужно сыграть безупречно, и т. д.
Думаю, что именно так это и было.
По крайней мере, у меня именно так бывает. Я частенько слышу такую разницу между соляком, записанным в черновую и тем, который потом был переписан "на бело". Вроде бы и сыграно все правильно, но по сравнению с черновой версией - безжизненно. В таких случаях, я просто еще раз переписываю этот соляк (или его часть), стараясь на этот раз следить не только за техническими аспектах игры, но и про эмоции не забывать :) То есть, безжизненно получилось не потому, что студия. А потому, что исполнитель накосячил :)
То есть, в конечном счете - все упирается в профессионализм музыкантов. В частности - в их опыт работы в студии.
Если музыкант волнуется и слишком уж преисполнен чувством отвественности за то, что он сейчас собирается сыграть, то при одновременной записи "раз и навсегда" - эти чувства только усилятся. Наверное.
Цитата: bakkan, 25.09.2011 - 11:23
Я так понял,Вы - студийный музыкант-мультиинструменталист,а значит моя тема адресована не совсем Вам
Но это же не значит, что я представления не имею о чем речь :)))
Когда то, я играл в группе. (Сейчас я просто слишком лениффф, что бы аккуратно посещать репетиции, поэтому предпочитаю с компом.)
Да и джемую переодически с другими музыкантами. Порой, даже на сцене. Но в основном - да. Мой комп - моя группа! :)))
Так что, присоединится я бы при всем желании не смог бы. Но покритиковать то идею я могу? :))))))))))))
Просто сама тема "концертный звук VS студийный" - мне очень интересна и близка.
Александр!Я чувствую себя абсолютно беспомощным - у меня никак не получается толково объяснить основной посыл заданной темы.
Понимаете...Вот есть такая разновидность компьютерных музыкантов,которые изготавливают музыку из готовых инструментальных и вокальных семплов - даже не в музыкальных редакторах,а в звуковых.Хорошо знаю здесь,на сайте,одного такого - Grey_Angel,просто гениальный автор.
Вот скажите мне - чем Вы отличаетесь от них?Только тем,что сами изготавливаете семплы.И всё.Вся остальная химия - та же самая.Вы думаете,это какая-то принципиальная разница?!Да ни в коем случае.
Приведу другой пример - себя любимого.Музыкой никогда не занимался,играть ни на чём не умею,но я тоже сам изготавливаю семплы.У меня есть клавиатура,и если надо не мытьём,так катаньем,ценой усердных тренировок и множества дублей я могу с руки сыграть и записать достаточно сложную партию - пусть даже у меня уйдёт на это неделя.Делает ли это меня живым музыкантом?Нет ,конечно,я никогда не смогу играть со сцены.Так какая тогда разница между Вами и мной(если отбросить разницу стилей ,конечно)?Вы можете заявлять,что Вы можете играть вживую,а я - нет,но ведь слушатель по трекам никогда это не определит.
Вот для того,чтобы слушатель чётко знал ху из ху,я и предлагаю двигать Real Live ,как отдельную нишу в звукозаписи.Тем более,что это может иметь коммерческий успех.Открыть,так сказать, новую дорогу для реальных,живых музыкантов.
Ага, то есть основная идея даже не в том, что бы получить более "живое" исполнение, а в том, что бы получить честное исполнение? Так?
Но тогда у меня вопрос: А слушателю это нужно? Он хочет просто послушать хорошую музыку. Например, когда вы смотрите фильм, Вам ведь, скорее всего, не важно, умеет ли, тот же Ван Дамм набить кому нибудь морду в Real Life или нет :) Главное, что бы в фильме "наши победили"! :)
То есть: Что по Вашему должно заставить слушателя покупать записи Real Live?
Ну и по поводу остального:
***Вот скажите мне - чем Вы отличаетесь от них?Только тем,что сами изготавливаете семплы
Ну вообще то, как правило, я не мыслю такими категориями как "сэмпл". Хотя... Может быть мы просто о разном говорим. Например, партия баса для всего куплета - это сэмпл?
По любом случае, конкретно здесь - разница очень большая.
***У меня есть клавиатура,и если надо не мытьём,так катаньем,ценой усердных тренировок и множества дублей я могу с руки сыграть и записать достаточно сложную партию***
А вот это уже более близкое сравнение.
Ну так и что? Тренировки то даром не пропадают :) Ведь Вы все-таки в конце концов честно это сыграли? Без всяких склеек, редактирований, квантизации и прочего?
***Так какая тогда разница между Вами и мной***
Разница как раз таки в стилях. Вы пишете электронную музыку. Специфика этого направления как раз допускает неумение играть на живых инструментах, но требует навыков в другой области: Работа с сэмплами, звуками и т. д.
Но вот если бы Вы начали играть хэви метал, владея гитарой лишь на самом начальном уровне - разница была бы очевидной! :)
Разумеется, то же самое происходит и в обратном случае. Когда "живой" исполнитель начинает писать электронную музыку, владея лишь базовыми понятиями об "электронных" замрочках.
в обще,электроника,это необязательно синтезатор,например акустическая гитара прошедшая по каким либо микросхемам аппаратуры,не говоря уже через компьютер в целом,уже будет полу электроника а не ''лайф''
-''лайф'' в моём понимание-
(1)
а) - играешь сейчас и здесь,и только на инструментах работающих без какой-либо электроники,не прогоняя звук через микросхемы какой-либо аппаратуры или компьютера (даже без: микрофонов,усилков,микшеров, и тд)
*это сегодня тоже есть,было и будет,например: с гитарой на природе,в сёлах,некоторые свадьбы,праздники и тд тому подобное
б) - также,играешь сейчас и здесь,на инструментах работающих без какой-либо электроники,но прогоняя через что-то электронное(не только через: микрофоны,усилки,микшеры,но и модули эфектов,компьютер и тд )
*сегодня это например: оркестр,классическая музыка,этника,народные,многии свадьбы,праздники и тд тому подобное
(2)
а) - играешь сейчас и здесь,но на электронном инструменте,например на синтезаторе,хоть только на нём хоть в миксе с любыми инструментами работающими без какой-либо электроники и с ней,хоть прогоняя далее звук через микросхемы,хоть нет)
*сегодня много музыки,разного жанра,пишется и играется именно так
б) - играешь сейчас и здесь,но не на инструменте а например на микшере,крутишь рычажки,кнопки жмёшь,скретчи и тд
*сегодня это диджеинг в нормальном его понимании
PS
каждый вариант имеет свои плюсы минусы,в определённых местах и для определённых вещей применяется свой,каждый нужен,просто процент у варианта ''1а'' теперь пока есть электричество будет всегда низкий,вот если резко исчезнет электричество :) касательно варианта ''1б'' то многии жанры на этом живут и это неизменить,просто их мало,ну а варианты ''2а,2б'' будут жить и рулить пока есть электричество
-----------
в целом,программная электроника,в любом её проявление не только: облегчает,ускоряет,работу человека,убирает из того или иного процесса свой процент нудятины,рутины,грязи,но и даёт богатые возможности,которых иначе нет,и результаты которых иначе не достичь
//Удовольствие это ,конечно,тоже будет не из дешёвых...//
Вооот-вот - отсюда и пляши, а так глас вопиющего...
Да,дорогое.Но ведь можно проявить смекалку.Сейчас даже на самый простой лаптоп можно записывать звук с очень высоким качеством.Собрались вместе,каждый вместе с инструментом прихватил свой ноут,дружно нажали REC в звуковых редакторах,и погнали рубать.Каждый пишет свою партию на свой ноутбук.Потом все треки свели в стационарном компе-и запись готова.Вместо реальных примочек можно использовать VST-плагины и недорогие миди-педали,дорогие клавишные тоже можно заменить плагинами и дешёвой миди-клавой.В сети целое море VST-синтезаторов и очень качественных эмуляторов любых когда либо существовавших клавишных инструментов.
В штатах,кстати,среди молодых инди- музыкантов есть такое направление-записываться в режиме Real Live на четырёхканальные кассетные(!) магнитофоны,используя простенькие аналоговые пультики.Такой саунд имеет популярность-всем уже порядком осточертело беспредельное цифровое качество.
В штатах,кстати,среди молодых инди- музыкантов есть такое направление-записываться в режиме Real Live на четырёхканальные кассетные(!) магнитофоны,используя простенькие аналоговые пультики.Такой саунд имеет популярность-всем уже порядком осточертело беспредельное цифровое качество.
И не только кассетные! Некоторые забугорные студии "расчехляют" старые добрые Studerы и Revoxы а чтобы синхронизтровать их с цифирьными мультитрэкерами, проидумали хитрый прибор CLASP.
С широким распространением интернета у потребителей появилась возможность бесплатного доступа к любому муз.контенту.
Диски покупают единицы. Запись в полноценной студии, как вы заметили недешевое удовольствие,а материальной отдачи 0 целых хер десятых. И не все музыканты у нас пока готовы увековечить свои ляпы на записи, которая по сути стала являться промо. Хотите живой звук - вперёд, ходите на концерты - там тех, кто пишет музыку мышкой нет. P.S. Ходите чаще и каждый ляп будет неповторим!
Согласен, наивен. Собственно каждому свое. сто раз обсуждалось. Кому нравится неживая запись - ну и хорошо, кому нравится живая - тоже прекрасно. Каждому свое, зачем спорить с друг с другом, доказывайте ваш подход делом и результатом, а не словами. Даже не доказывайте, а делайте так, как вам по душе.
Ведь главное, чтобы слушателю нравиолось, ну и самому тоже конечно, чтобы нравится и результат и процесс!!! А что там было студия за млн или компьютер за тысячу, мало кого волнует.