Дорогие друзья!
Рады представить вам новый АНОНИМНЫЙ авторский поэтический конкурс "Красота в глазах смотрящего".
Сроки проведения: с 1 сентября по 11 октября включительно
В какой момент рождается красота окружающего нас мира? Он такой изначально? Или его красота подсказана нам нашим эстетическим чувством, желанием жить в гармонии с ним? Мы видим мир таким, каким его устроил Создатель? Или это он смотрит нашими глазами?
Мы можем предположить, что красота и величие мира рождаются в тот момент, когда мы открываем глаза. И нам являются утро и солнечный свет. Но иногда это не работает. И, просыпаясь, мы не видим ничего. Мир исчез вместе с потерей чувства прекрасного. Как не утратить этот чудесный дар? Писать стихи, конечно же. Стихи о том, как наша внутренняя красота преобразуется в деревья, солнце, порхание бабочек и шедевры искусства. Или наоборот: о том, почему красота не работает, а превращается в свою противоположность. Ведь по сути, весь мир – в наших глазах. В глазах смотрящего. И от этого зависит, каким он будет.
Присылайте нам свои стихотворения, а компетентное независимое жюри их рассудит.
Желаем вам удачи!
____________________________________
На этом форуме можно задавать различные вопросы по теме и правилам конкурса, а так же присылать различные стихи (но не те, которые потом окажутся на конкурсе!). Это ещё не конкурс, это подготовительный форум.
Я уже убедилась в Ваших способностях слышать, мыслить и делать выводы. Жалею, что хотела Вам помочь исправить формулировку темы и донести некоторые мысли до объявления конкурса. От таких амбициозных людей следует быть подальше.
Елена, у меня тоже сложилось определённое мнение о Ваших мыслительных способностях. Но лучше Вам его не знать. Берегите самооценку)
Я Ваши пожелания услышал. Оставляю за собой право прислушиваться к ним или нет.
В остальном - придумывайте свой конкурс для пятилеток и делайте там, что хотите. А наш конкурс предназначен для серьёзных думающих людей с богатым воображением и широким кругозором.
Я своё видение никому не навязываю. Участие в конкурсе и в дискуссии по теме - строго добровольное.
Тема конкурса дана и она не обсуждается. Обсуждаются лишь горизонты этой темы. А горизонт у каждого свой.
Совершенно не корректная постановка темы конкурса. Разберитесь с определением понятия "красота". Красота - эстетическая категория, а не функция зрения! И простой вопрос: закройте глаза, теперь Вы не можете оценить красоту музыки, слов? Кроме того, в преамбуле приведены такие нелепые толкования, вроде того: "Мы можем предположить, что красота и величие мира рождаются в тот момент, когда мы открываем глаза". Не стоит предполагать того, что заведомо не верно!) И без Вас, и без Ваших рассуждений Мир не исчезнет! А его красоту оценят другие!
Итак: прежде всего, ответьте на вопрос: что такое красота? А уж потом формулируйте тему.
Желаю успеха!
Красота — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у НАБЛЮДАТЕЛЯ эстетическое наслаждение, в том числе, и с помощью функции зрения.
Спасибо за выписку из Википедии. Теперь осталось осмыслить её. "С помощью функции зрения", где и как? Но не в глазах!)))
Не стоит отвечать. Просто разберитесь!
Вы первый вопрос читайте, Елена.
"В какой момент рождается красота окружающего нас мира?"
Тему можно раскрыть как угодно, на то и конкурс. Если считаете по-другому, не так, как в преамбуле, это Ваше право.
Изначальная установка - "Красота в глазах смотрящего". Закрыли глаза - что чувствуете? Вот об этом и пишите.
"С помощью функции зрения", где и как? Но не в глазах!)))
Да, зрение - всего лишь инструмент. Но как преломляется красота окружающего мира в глазах смотрящего на него? Что происходит в вас, в вашей душе? Простые же вопросы.
От вашего эстетического чувства зависит красота окружающего мира. Иначе зачем оно? Зачем вообще стремление к прекрасному? Если желаете оценить красоту музыки, это тоже не возбраняется. Просто покажите гармонию окружающего мира. Например, слышите прекрасную музыку и смотрите на закат. И в вас рождается новая красота, новая эстетика, новое глубокое переживание.
Опишите это так, как сами понимаете. Я же не могу всё разжёвывать. Тем более что в короткой преамбуле это невозможно.
Я вовсе не собираюсь принимать участие в этом конкурсе. Меня просто удивила (слабо сказано!) формулировка. Красота не может быть в глазах, если только речь не идёт о красоте глаз. Мне не важно, что Вы думаете при этом, я читаю формулировку и понимаю её абсурдность.)))) Вот о чём я Вам толкую.
Вы же теперь пришли к мысли: "Что происходит в вас, в вашей душе?" Вот в этом и всё дело!
Я бы поняла мысль в таком виде:
Красота - вокруг нас (внешний аспект),
Красота и мы (внутренний аспект),
Красота и время (аспект в развитии)...
Думаю, для пользы дела формулировку обязательно нужно изменить!
Удачи
"Наблюдатель наблюдает, глядит на мир. То есть, он видит мир таким, какой мир есть (или кажется) для сознания, снабженного зрением. Если не будет наблюдателя, снабженного чувством зрения, если его вообще не будет и не было никогда, то "вселенная" (что бы ни значило это слово) не будет "существовать" такой, какой она "существует", когда ее воспринимают зрением. То есть, вероятно, "нечто" будет "существовать", но свойства этого "нечто" будут неопределимыми или какими-то другими, поскольку того описания, которое даем "вселенной" мы, просто не будет. Оно будет невозможно, поскольку оно опирается на восприятие "вселенной" зрением".
Хотя... Зачем это я?.. Ведь Вы "вовсе не собираетесь принимать участие в этом конкурсе".
Не язвите! Я думала, что Вы сделаете выводы, но, видно, Вам не до осмысления замечаний! Вот и ищите "красоту в глазах", в ушах и где-то ещё!)))))
А о моём уровне не Вам судить. Изучите сначала хотя бы основы философии, психологии, эстетики и не гнушайтесь обычной логики! Я не думала, что всё так запущено!
Вы как-то, мягко говоря, не очень "корректно" комментируете конкурс:
"...В какой момент рождается красота окружающего нас мира?", - задаёте Вы вопрос.
И подсказываете: "...Мы можем предположить, что красота и величие мира рождаются в тот момент, когда мы открываем глаза. И нам являются утро и солнечный свет.".
А ЗАПАХ Вам не интересен в момент "открытия глаз"?
А МЕСТО, в котором Вы можете оказаться в момент "открытия глаз" Вам тоже ВСЁ РАВНО КАКОЕ (в пустыне, во льду, в воде, в болоте и т.д. и т.п.)?
А ЗВУКИ которые Вы МОЖЕТЕ услышать в момент "открытия глаз" для Вас тоже не проблема?
Ну и так далее...
Правильно Вам пишет Елена: ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ ВВИДУ ПОД ПОНЯТИЕМ КРАСОТЫ?
Согласно Вашего текста - визуальная (зрительная) красота...
НО КРАСОТА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЗРИТЕЛЬНОЙ - У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ПЯТЬ ОРГАНОВ ЧУВСТВ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ ЕГО СОСТОЯНИЕ, ЛЕЖАЩЕЕ В ОСНОВЕ ЕГО ПОНИМАНИЯ КРАСОТЫ.
(А ещё Человек - социальное существо, и его окружение, статус и т.д. и т.п. тоже влияют на его понятие КРАСОТЫ...)
И - ЭВРИКА! МЫ УЗНАЁМ, что обладаем ОКАЗЫВАЕТСЯ ЕЩЁ и "эстетическим чувством"...Очень интересно открытие...
Ваш текст - уникальное произведение! Это своего рода путешествия в страну слов с "закрытыми глазами" (в интерпретации к понимания смысла этих слов)...
Чего стоит только фраза: "...Стихи о том, как наша внутренняя красота преобразуется в деревья, солнце, порхание бабочек и шедевры искусства..."
Тихий УЖАС... Просто готовый "шедевр искусства".
У нашего народа есть поговорка:
"Семь раз отмерь - один раз отрежь".
Приведите Ваш текст в соответствии с этой мудрой поговоркой.
С Уважением
ОПКузин
Нам всё интересно, товарищ Кузин, все пять чувств человеческих. Но более всего интересует шестое чувство - поэтическое.
Рассмотрим любые стихи, так или иначе соответствующие теме конкурса и правилам стихосложения.
Присылайте свои творения, не стесняйтесь.
У меня тоже некий сумбур по теме конкурса - не совсем понятна тема, как-то очень обширно задана.
Для себя я определил конкретику из текста: "Стихи о том, как наша внутренняя красота преобразуется в деревья, солнце, порхание бабочек и шедевры искусства."
Постарайтесь ответить для себя на вопросы в преамбуле и включить фантазию, воображение. Можете спорить со всем этим (только не здесь, а в стихах), можете соглашаться. Не в этом суть.
"Для себя я определил конкретику из текста: "Стихи о том, как наша внутренняя красота преобразуется в деревья, солнце, порхание бабочек и шедевры искусства."
Я не задаю конкретику. Это просто подводка к теме. Трактуйте как угодно широко (но оставаясь в рамках темы, конечно).
Очень просто.
Когда конкурс будет объявлен (1 сентября), у него появится страница. ЗахОдите на него с главной (шапка "Наши конкурсы") либо из раздела "Литература". Увидите кнопку "добавить работу", жмёте на неё и размещаете стихи в открывшемся поле.
Либо со своей страницы, как обычно, выбрав соответствующий раздел (то есть не в раздел "стихи", а прямо на конкурс).
Удачи!
Буду рад увидеть Ваши творения.
Также хочу сказать, что можно вести диалог с теми, кто комментирует стихотворение (в том числе и с членами жюри) прямо там, где оно напечатано (путём редактирования, после основного текста), указывая, кому именно адресован ответ.
Это очень удобно для тех, кто любит живое общение под стихами (потому что обычные авторские комментарии будут отключены до конца конкурса).
Конечно, при этом никоим образом не должна быть нарушена анонимность автора.
Я уже участвовал в разборе полётов и по своему пытался понять смысл конкурса. И раскрыл эту красоту восприятия Мира вот так: https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/rock/2160002.html?author
но оказалось, не всё так просто. Может я слишком объёмно посмотрел на Мир или смотрел с "широко закрытыми глазами"? Но я вижу Красоту Мира именно так
Создан Мир из Любви для тебя и меня.
Отведённые дни можно жить лишь любя.
Можно видеть миры, можно вечностью жить,
Но для этого Ты должен просто любить.
И в этом секрет –
Мира, видимо, нет.
И он виден, пока, есть такие дела:
Играют дети, и держит руку рука.
И всё на свете – «пока».
И солнце светит, плывут облака.
И всё на свете – пока Ты любишь. Пока.
Я смотрю на закат, я смотрю на восход –
Это всё для меня столько дивных красот?
На вопрос Бытия кто же даст мне ответ?
Это «всё для меня» то ли есть, то ли нет?
И в этом секрет –
Мира, видимо, нет.
И он виден, пока, есть такие дела:
Играют дети, и держит руку рука.
И всё на свете – «пока».
И солнце светит, плывут облака.
И всё на свете – пока Ты любишь. Пока.
Пока Ты нас любишь. Пока
Я зачитался, я читал давно,
с тех пор как дождь пошёл хлестать в окно.
Весь с головою в чтение уйдя,
не слышал я дождя.
Я вглядывался в строки, как в морщины
задумчивости, и часы подряд
стояло время или шло назад.
Как вдруг я вижу, краскою карминной
в них набрано: закат, закат, закат...
Как нитки ожерелья, строки рвутся,
и буквы катятся куда хотят.
Я знаю, солнце, покидая сад,
должно ещё раз оглянуться
из-за охваченных зарёй оград.
А вот как будто ночь по всем приметам.
Деревья жмутся по краям дорог,
и люди собираются в кружок
и тихо рассуждают, каждый слог
дороже золота ценя при этом.
И если я от книги подыму
глаза и за окно уставлюсь взглядом,
как будет близко всё, как станет рядом,
сродни и впору сердцу моему!
Но надо глубже вжиться в полутьму
и глаз приноровить к ночным громадам,
и я увижу, что земле мала
околица, она переросла
себя и стала больше небосвода,
а крайняя звезда в конце села —
как свет в последнем домике прихода.
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Дим, красота - в глазах смотрящего.
Слава Богу не все понимают эту тему буквально.
Ты правильно заметил, что есть восприятие красоты не органами чувств, а на уровне поэзии.
О смертный! как мечта из камня, я прекрасна!
И грудь моя, что всех погубит чередой,
Сердца художников томит любовью властно,
Подобной веществу, предвечной и немой.
В лазури царствую я сфинксом непостижным;
Как лебедь, я бела, и холодна, как снег;
Презрев движение, любуюсь неподвижным;
Вовек я не смеюсь, не плачу я вовек.
Я — строгий образец для гордых изваяний,
И, с тщетной жаждою насытить глад мечтаний,
Поэты предо мной склоняются во прах.
Но их ко мне влечет, покорных и влюбленных,
Сиянье вечности в моих глазах бессонных,
Где все прекраснее, как в чистых зеркалах.
По всей земле, во все столетья,
великодушна и проста,
всем языкам на белом свете
всегда понятна красота.
Хранят изустные творенья
и рукотворные холсты
неугасимое горенье
желанной людям красоты.
Людьми творимая навеки,
она понятным языком
ведёт рассказ о человеке,
с тревогой думает о нём
и неуклонно в жизни ищет
его прекрасные черты.
Чем человек сильней и чище,
тем больше в мире красоты...
* * *
Почти все вещи ждут прикосновенья.
За каждым поворотом, нас маня,
когда-то неприметное мгновенье
вдруг властно просит: вспомни про меня!
Кто выигрыш измерит наш? И в чем
разлука наша с прошлыми годами?
Ведь только то и остается с нами,
в чем мы себя, как в друге, узнаем.
И что в себя приемлем без изъятья:
о дом, о роща, о вечерний свет...
Как страшно близок нам любой предмет:
он обнял нас и к нам упал в объятья.
Единое пространство там, вовне,
и здесь, внутри. Стремится птиц полет
и сквозь меня. И дерево растет
не только там: оно растет во мне.
И всё живет слиянностью одной.
Из недр моих забот воздвигся дом.
И я любим. И на плече моем
любимая в слезах найдет покой.
---------------------------
***
Мы лишь уста. Но кто поёт?
Чьё сердце в каждой вещи бьётся тихо?
И чья душа - огромна, безъязыка
Своё волненье нам передаёт?
Чья боль сверхмерная, и чей восторг бездонный
В нас откликается виденьем сонным?
Вот ноты звонкие органа
то порознь вступают, то вдвоем,
и шелковые петельки аркана
на горле стягиваются моем.
И музыка передо мной танцует гибко,
и оживает все до самых мелочей:
пылинки виноватая улыбка
так красит глубину ее очей!
Ночной комар, как офицер гусарский, тонок,
и женщина какая-то стоит,
прижав к груди стихов каких-то томик,
и на колени падает старик,
и каждый жест велик, как расстоянье,
и веточка умершая жива, жива…
И стыдно мне за мелкие мои старанья
и за непоправимые слова.
…Вот сила музыки. Едва ли
поспоришь с ней бездумно и легко,
как будто трубы медные зазвали
куда-то горячо и далеко…
И музыки стремительное тело
плывет, кричит неведомо кому:
«Куда вы все?! Да разве в этом дело?!»
А в чем оно? Зачем оно? К чему?!!
…Вот черт, как ничего еще не надоело!
О, ночному часу не верьте!
Он исполнен злой красоты.
В этот час люди близки к смерти,
Только странно живы цветы.
Темны, теплы тихие стены,
И давно камин без огня...
И я жду от цветов измены,-
Ненавидят цветы меня.
Среди них мне жарко, тревожно,
Аромат их душен и смел,-
Но уйти от них невозможно,
Но нельзя избежать их стрел.
Свет вечерний лучи бросает
Сквозь кровавый шелк на листы...
Тело нежное оживает,
Пробудились злые цветы.
С ядовитого арума мерно
Капли падают на ковер...
Все таинственно, все неверно...
И мне тихий чудится спор.
Шелестят, шевелятся, дышат,
Как враги, за мною следят.
Все, что думаю,- знают, слышат
И меня отравить хотят.
О, часу ночному не верьте!
Берегитесь злой красоты.
В этот час мы все ближе к смерти,
Только живы одни цветы.
Мне кажется, что все это поэтическое восхваление красоты как таковой, переходящее в раболепие, в любом виде пафосное и ненастоящее. Когда говорят просто о красоте (красивая женщина, красивое небо, красивая природа), то как будто ничего не говорят, но каждый представляет свою красоту - свое небо, свою природу, "свою" женщину. Поэтому я и написал про излишнюю обширность темы. Представьте, сколько в мире "глаз" со своей красотой, и как чужое понимание красоты оценивать...
но не об этом....
Мне всех стихов ближе, если уж именно о красоте, видение Ивана Ефремова (советского писателя):
Иван Ефремов. Лезвие бритвы
Красота существует как объективная реальность, а не создается в мыслях и чувствах человека.
«Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме... Каждая красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности...»
Мне кажется, что все это поэтическое восхваление красоты как таковой, переходящее в раболепие, в любом виде пафосное и ненастоящее. Когда говорят просто о красоте (красивая женщина, красивое небо, красивая природа), то как будто ничего не говорят, но каждый представляет свою красоту - свое небо, свою природу, "свою" женщину. Поэтому я и написал про излишнюю обширность темы. Представьте, сколько в мире "глаз" со своей красотой, и как чужое понимание красоты оценивать...
Красота существует как объективная реальность, а не создается в мыслях и чувствах человека.
Алекс, а кто Вам сказал, что мы будем оценивать пафосное и ненастоящее? Мы подлинную поэзию будем оценивать. На то и конкурс. И таки да, постараемся вникнуть именно в Ваше понимание красоты. У Вас же есть своё видение? Или только ефремовское?
Можно, конечно, и этот взгляд развить, а можно и свой. Как угодно.
По моему скромному мнению, если человек пишет стихи, то ему есть что сказать. Вот качество этого высказывания и будет оцениваться.
Ну, может быть, я в принципе не понимаю, что такое конкурсы. Сейчас пытаюсь для себя открыть сей формат, не только на вашем сайте.
"если человек пишет стихи, то ему есть что сказать"
вспомнилось из классики: "настоящему мужчине всегда есть, что сказать, если конечно..." )))
поэтому хочется поерничать и добавить: "... если конечно он пишет стихи /он поэт/" )))
Вот и давайте вместе разбираться)
На НГ конкурсы вполне лояльны к авторам. Стихи можно заменять неограниченное количество раз. Считаете, что этот стих не пройдёт - пишете новый, а старый переносите в корзину или к себе на страницу. Если в корзину - то можете его опять выставить на конкурс попозже. Главное - подавать не более одного стиха одновременно. Хоть конкурс и анонимный, но модератор отслеживает такие вещи.
Стихи можно редактировать, не снимая с конкурса. Жюри следит за всеми изменениями и оперативно их комментирует. Именно поэтому конкурс является живым и постоянно меняющимся организмом. Такого формата нет больше нигде (по крайней мере я не встречал). Но аватарка к работе обязательна (хоть Вы их и не любите).
Алекс, а кто Вам сказал, что мы будем оценивать пафосное и ненастоящее?
Вооооот! Лично я как раз буду писать не пафосно, а просто и о простом. А ты, Кэп, такое всерьёз не воспринимаешь, поэтому ловлю тебя на слове. )
Кстати о теме -- она действительна непростая. Мандраж присутствует! Я это к тому, что конечно напридумываю разного, но зачастую судьи не видят в моих простых историях соответствия теме конкурса, а она всегда есть. Всегда! Вот интересно, почему так? Мне кажется, что из-за простоты изложения такие произведения, как мои, читаются поверхностно. Это в дебри высокой поэзии надо вгрызаться, чтобы визуализировать затейливые метафоры и попытаться постичь глубину и грандиозность смысла. Наверное комментируя высокую поэзию критик, как бы встает на один уровень с гениальным автором и сам себя ощущает гением, а искать смысл в простенькой истории, это вроде опуститься на нижние уровни... А если наоборот -- чем проще рассказ, тем глубже смысл? Только не обижайтесь на мои рассуждения, уважаемые судьи, а если ошибаюсь, то поправьте меня. Я здесь призываю вас шире смотреть на темы работ, потому что по правилам конечно можно и под своим стихом растолковывать что к чему, но мне бы не хотелось, не нравятся такие дискуссии. Вы сами меня учили, что правильно написанный стих не требует дополнительных объяснений. Я смысл вложу, ваше дело его усмотреть.
А теперь -- как я понимаю "Красота в глазах смотрящего"? Да так же просто понимаю, как и пишу: глаза хорошего человека видят мир добрым и красивым, в глазах человека попавшего в беду -- страх и отчаяние, если душа надеется, это как лучик из-за туч, подлецу и обманщику везде мерещатся кривые рожи, весельчак видит яркие краски, а какой-нибудь Гот балдеет от кладбищенских крестов. Если я понимаю неправильно, то тоже скажите -- буду думать еще...
Наташенька, правильно ты всё понимаешь, соблюдай вот эти условия и будет тебе счастье):
Приблизительный перечень критериев анализа литературного произведения
~языковая и стилистическая грамотность
~метафоричность
~единство образности
~точность рифм / неожиданность, свежесть рифм
~стройность ритма / оригинальность ритма
~мелодичность произведения
~глубина подачи материала, логическая связность
~эмоциональное воздействие
~нестандартность темы и ее освещение
~актуальность
А теперь -- как я понимаю "Красота в глазах смотрящего"? Да так же просто понимаю, как и пишу: глаза хорошего человека видят мир добрым и красивым, в глазах человека попавшего в беду -- страх и отчаяние, если душа надеется, это как лучик из-за туч, подлецу и обманщику везде мерещатся кривые рожи, весельчак видит яркие краски, а какой-нибудь Гот балдеет от кладбищенских крестов. Если я понимаю неправильно, то тоже скажите -- буду думать еще...
Ну это, конечно, очень сильно упрощает тему. Я бы даже сказал, низводит её на примитивный уровень.
Человек - существо сложное, противоречивое. У этой темы есть много уровней: бытовой, мировоззренческий, философский...
Если бы я понимал мир как "хороший видит хорошее, а плохой - плохое", я бы не стал устраивать подобные конкурсы. Всё-таки расчёт делается на более глубокое осмысление существования.
Но даже если дела обстоят так просто, всё равно надо показать хотя бы конфликт, драматизм и нерв происходящего.
Наташ, ну вот смотри, всего-навсего коротенький стишок Маяковского (не обязательно писать многословные вирши), вроде бы ничего необычного, но какова красота, метафоричность, нестандартность и нерв (энергия) написанного, сразу видишь и ощущаешь то, что видел и чувствовал сам автор, и в этом один из смыслов поэзии и нашей темы:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Наташ, ну вот смотри, всего-навсего коротенький стишок Маяковского
Сереж, не такой он и коротенький, просто во второй части смысл меняется, вот ты её и не написал, да?)
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Перечеркнуть смогли бы резко
ненастье молнией колючей?
Порвать речное русло с треском
и словно тряпку выжать тучу?
Вскочить на хвост кометы красной,
горланя гимн планете вслед?
А я могу!
Мне всё подвластно!
Я Бог!
Я Ухарь!
Я Поэт!
...надо показать хотя бы конфликт, драматизм и нерв происходящего.
Цитата: Ninzy, 19.08.2020 - 15:29
То есть советуешь пафосу все-таки добавить?)
Цитата: Ecce-cor-meum, 19.08.2020 - 14:38
Маэстро, урежьте пафос)
Очередная простыня, спор с Димой о поэзии и непоэзии, пафосе и бесячей глупости блондинок.
Дима, очень тебя люблю, в отличии от большинства графоманов -- ты мой друг,мой кэп навсегда!
Несмотря на твой нелегкий нрав, на твой черный юмор и непримиримую критику всех подряд. Я
понимаю, что твое чувство справедливости независимо от степени знакомства, дружбы или вражды, а это присуще только по настоящему честным и смелым. За это тебя уважают даже враги, коих у тебя предостаточно. Ты груб почти всегда -- даже когда комментируешь мои "опусы", хотя я уверена, что в душе ты тоже меня нежно любишь, как свою подопечную, маленькую неуклюжую Ninzy.) А у меня к твоим стихам, как и к любым стихам несомненно высокой поэзии отношение неоднозначное: на звук, когда читаю их, понимаю, что это гениально, как классическая музыка, где каждая нота на своем месте настолько, что не допускает даже мысли о возможности создать что-то подобное. Но в то же время, спроси у меня -- о чем этот стих? Я не смогу ответить сразу. Такие произведения нужно вдумчиво прочитать несколько раз (и не только мне,блондинке), чтобы начал открываться смысл. Если посвятить этому достаточно
времени, то и тогда недостаточно будет пары слов, типа: это о любви к своему городу или это о
северной природе, или, тем паче, это о любви. В высокой поэзии нужно подробно рассматривать и объяснять каждую фразу (если не слово), каждую метафору, сложить из всего этого что-то зримое и понятное для себя и большинства читателей, а затем перечитать стих, уже по настоящему
понимая о чем идет речь. Это был взгляд обывателя на высокое, надеюсь ничем не обидела гениев прошлого и современности. А есть другие стихи -- их моря и океаны, но давайте откачаем из них истинную графоманию и оставим озеро тех, где правильные хорошие рифмы, соблюдается
ритм и размер, присутствуют (хоть и не в избытке) неизбитые метафоры,требуюемый тобой, Дима, "конфликт, драматизм и нерв происходящего". Но все это без пафоса, без необходимости долго объяснять свою мысль, сразу понятное и знакомое (а значит интересное) каждому читате-
лю -- вот чем такие произведения отличаются от гениальных. Теперь из этого озера откачаем стихи о природе, патриотические, философские, мистико-эзотерические и останетсялужа граж-
данской тематики, историй о человеческих страстях, разделенной и неразделенной любви,обидах, ненавести, изменах, предательстве, глупости, доброте, отношении к животным и т.п... Я так
понимаю, что эта лужа, в которой плавает и капля моих творческих потуг, располагается прямо на границе между поэзией и графоманией. И кто-то, как например наши девочки, все же делают
перевес в сторону поэзии, а кто-то (как говаривала мартышка из мульта "38 попуга-
ев": не будем говорить кто, хотя это были Сережа, Дима и ВН) не сомневается, что лужа часть графоманского океана. И если Сережа с ВН иногда делают исключения, то ты, дорогой кэп, никогда!
(о причинах читать начало простыни))).
Текст получился большой, а вопрос будет коротким: почему? По моему все же я права и ответ один: мало пафоса.
В доказа-тельство приведу пример: первый стих мой, он о замкнутой девочке, которая, в своем дневнике, придумывала себе интересную жизнь и даже любимого, но кто-то коварно пошутил, написал в ее тетрадке, что любимый погиб и девочка, восприняв это всерьез, не пережила выдуманного горя.
Вот окончание:
"Тревожный взгляд, помутившись, замер,
осела на пол, глаза закрыла.
Усталый доктор развёл руками:
"Похоже, сердце больное было...""
Все понятно читателю с первого прочтения. А теперь размещенная тобой на
форуме высокая поэзия Алекса Тернава:
Почти все вещи ждут прикосновенья.
За каждым поворотом, нас маня,
когда-то неприметное мгновенье
вдруг властно просит: вспомни про меня!
Кто выигрыш измерит наш? И в чем
разлука наша с прошлыми годами?
Ведь только то и остается с нами,
в чем мы себя, как в друге, узнаем.
И что в себя приемлем без изъятья:
о дом, о роща, о вечерний свет...
Как страшно близок нам любой предмет:
он обнял нас и к нам упал в объятья.
Единое пространство там, вовне,
и здесь, внутри. Стремится птиц полет
и сквозь меня. И дерево растет
не только там: оно растет во мне.
И всё живет слиянностью одной.
Из недр моих забот воздвигся дом.
И я любим. И на плече моем
любимая в слезах найдет покой.
Для обыденного повествования пафосно. В жизни так не говорят. Кто с первого прочтения так же
расскажет -- о чем это? А после нескольких кажется, что о том же самом, о том, что мир может
быть не только снаружи, но и изнутри, и он так же существует, волнует, наполняет чувствами...
Да, я глупая блондинка, вот и объясни мне, дорогой наш гений (это без иронии), почему у меня не
стихи, если не из-за дефицита пафоса?
P.S. Я нисколько не обижаюсь на звание графоманки и меня действительно интересует где та
грань, за которую мне надо стремиться, поэтому отвечать могут все, кто в теме, а не только Дима.
Просто трепачей просьба не беспокоиться.)
Сереж, писать короче -- возможно, иногда, не всегда... Без пафоса -- так тем я и отличаюсь, что пишу слишком обыденно, просто, без пафоса. Метафоричней -- могу конечно, но это буду уже не я. Дима когда-то тоже советовал мне писать метафоричней, ему так же ответила, что могу и за 5 минут набросала вот это:
Когда-нибудь, на спутавшихся ветках
твоей судьбы, с упущенной мечтой,
подернутые пламенем ответы
истлеют, сетью порванной пустой
и ты, желая минус сделать плюсом,
повиснешь в небе мыльным пузырем,
опознавая запахи и вкусы
того, с чем был доныне незнаком.
Придавленный напрасностью минувших
времен, которых больше не вернуть,
привычную обыденность разрушив,
на неизвестно-ломкий ступишь путь.
Накинув словно плащ попутный ветер,
превозмогая леденящий страх,
что ты один за всю её в ответе,
плывущую на трех больших китах!
Непонятый единственной и всеми,
растерзанный, но все еще живой,
наверстывая призрачное время
однажды ты почувствуешь его –
как дрогнув тонкой жилкой на запястье,
сливается с израненной душой
обычное несказанное счастье,
которое ты все-таки нашёл...
Дима смеялся...) А ты можешь представить, что я (Я!) пишу такие стихи?) или как вчерашний Маяковский?) Разве все стихи должны быть такие замороченные, непонятные простому человеку?
Это я вас (судей) готовлю к конкурсу, призываю к толерантности.)
Наташа! Стихотворение "Почти все вещи..." написал Райнер Мария Рильке. А предложил его разместить на форуме я, т.к. считаю их созвучными теме конкурса.
Здравствуйте, Владимир Николаевич.) Правда Рильке, это я поспешила и увидела только хозяина странички, а потом стих. Сейчас посмотрела внимательно--это он о Рильке как раз и писал... Ну что с глупой блондинки взять?
Когда-нибудь, на спутавшихся ветках
твоей судьбы, с упущенной мечтой,
подернутые пламенем ответы
истлеют, сетью порванной пустой
и ты, желая минус сделать плюсом,
повиснешь в небе мыльным пузырем,
опознавая запахи и вкусы
того, с чем был доныне незнаком.
Придавленный напрасностью минувших
времен, которых больше не вернуть,
привычную обыденность разрушив,
на неизвестно-ломкий ступишь путь.
Накинув словно плащ попутный ветер,
превозмогая леденящий страх,
что ты один за всю её в ответе,
плывущую на трех больших китах!
Непонятый единственной и всеми,
растерзанный, но все еще живой,
наверстывая призрачное время
однажды ты почувствуешь его –
как дрогнув тонкой жилкой на запястье,
сливается с израненной душой
обычное несказанное счастье,
которое ты все-таки нашёл...
Это я вас (судей) готовлю к конкурсу, призываю к толерантности.)
Подобные "творения" я называю стихомонстрами) https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/stihi/1823196.html?author
Такое можно километрами ваять, парсеками, световыми тысячелетиями... Только надо ли?
Поэтому весьма толерантным по отношению к судьям будет их всё-таки пожалеть и стихомонстров не производить.
Очень просим)
Наташа, анонс твоих стихов мы увидели. Теперь дело за стихами.
Вообще-то я всегда опасаюсь, что кто-то, незнакомый со мной, усмотрит в моем общении с АИстами хитрое кукушко-петушиное зазывание на свою страницу и выпрашивание комплиментов. Это очень позорно, чувствуешь себя такой дурой-прилипалой, хоть и не имела в виду ничего подобного, просто захотелось порассуждать о неравноценности разных жанров.) Надеюсь мои друзья так не думают, а остальные, простите, если мои разглагольствования так выглядят. А на моей страничке делать нечего и хвалить меня не за что--я уже давно ничего не писала. Сноровка потеряна, так что на конкурс ничего стоящего не обещаю.
Белокурая Наташка где-то ёжика нашла,
И тайком от мамы, папы в дом тихонько принесла.
Положила спать с собою и промучилась всю ночь,
А родители наутро не узнали свою дочь!)
Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Твой взор - лазурь небес иль порожденье ада?
Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
Равно ты радости и козни сеять рада.
Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной.
Прислал ли ад тебя иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе - восторг, и все в тебе преступно!
С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
Ты носишь с гордостью преступные мечты
На животе своем, как звонкие брелоки.
Вот мотылек, тобой мгновенно ослеплен,
Летит к тебе - горит, тебя благословляя;
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп сливается, сгнивая.
Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
Будь ты чудовище иль чистая мечта,
В тебе безвестная, ужасная отрада!
Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.
Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета!
"Все же зима абстрактное время года: бедное красками, даже в Италии, и щедрое на императивы холода и короткого светового дня. Эти вещи настраивают глаз на внешний мир с энергией большей, чем у электрической лампочки, которая снабжает тебя по вечерам чертами лица. Если это время года и не всегда усмиряет нервы, оно все-таки подчиняет их инстинктам: красота при низких температурах – настоящая красота"
Шум ливня воскрешает по углам
салют мимозы, гаснущей в пыли.
И вечер делит сутки пополам,
как ножницы восьмерку на нули —
а в талии сужает циферблат,
с гитарой его сходство озарив.
У задержавшей на гитаре взгляд
пучок волос напоминает гриф.
Ее ладонь разглаживает шаль.
Волос ее коснуться или плеч —
и зазвучит окрепшая печаль;
другого ничего мне не извлечь.
Мы здесь одни. И, кроме наших глаз,
прикованных друг к другу в полутьме,
ничто уже не связывает нас
в зарешечённой наискось тюрьме.
Извините, что так длинно. Я не смогла расчленить бабочку.
_____________________
Иосиф Бродский
Бабочка
I
Сказать, что ты мертва?
Но ты жила лишь сутки.
Как много грусти в шутке
Творца! едва
могу произнести
«жила» — единство даты
рожденья и когда ты
в моей горсти
рассыпалась, меня
смущает вычесть
одно из двух количеств
в пределах дня.
II
Затем, что дни для нас —
ничто. Всего лишь
ничто. Их не приколешь,
и пищей глаз
не сделаешь: они
на фоне белом,
не обладая телом,
незримы. Дни,
они как ты; верней,
что может весить
уменьшенный раз в десять
один из дней?
III
Сказать, что вовсе нет
тебя? Но что же
в руке моей так схоже
с тобой? и цвет —
не плод небытия.
По чьей подсказке
и так кладутся краски?
Навряд ли я,
бормочущий комок
слов, чуждых цвету,
вообразить бы эту
палитру смог.
IV
На крылышках твоих
зрачки, ресницы —
красавицы ли, птицы —
обрывки чьих,
скажи мне, это лиц,
портрет летучий?
Каких, скажи, твой случай
частиц, крупиц
являет натюрморт:
вещей, плодов ли?
и даже рыбной ловли
трофей простерт.
V
Возможно, ты — пейзаж,
и, взявши лупу,
я обнаружу группу
нимф, пляску, пляж.
Светло ли там, как днем?
иль там уныло,
как ночью? и светило
какое в нем
взошло на небосклон?
чьи в нем фигуры?
Скажи, с какой натуры
был сделан он?
VI
Я думаю, что ты —
и то, и это:
звезды, лица, предмета
в тебе черты.
Кто был тот ювелир,
что, бровь не хмуря,
нанес в миниатюре
на них тот мир,
что сводит нас с ума,
берет нас в клещи,
где ты, как мысль о вещи,
мы — вещь сама.
VII
Скажи, зачем узор
такой был даден
тебе всего лишь на день
в краю озер,
чья амальгама впрок
хранит пространство?
А ты — лишает шанса
столь краткий срок
попасть в сачок,
затрепетать в ладони,
в момент погони
пленить зрачок.
VIII
Ты не ответишь мне
не по причине
застенчивости и не
со зла, и не
затем, что ты мертва.
Жива, мертва ли —
но каждой божьей твари
как знак родства
дарован голос для
общенья, пенья:
продления мгновенья,
минуты, дня.
IX
А ты — ты лишена
сего залога.
Но, рассуждая строго,
так лучше: на
кой ляд быть у небес
в долгу, в реестре.
Не сокрушайся ж, если
твой век, твой вес
достойны немоты:
звук — тоже бремя.
Бесплотнее, чем время,
беззвучней ты.
X
Не ощущая, не
дожив до страха,
ты вьешься легче праха
над клумбой, вне
похожих на тюрьму
с ее удушьем
минувшего с грядущим,
и потому
когда летишь на луг
желая корму,
приобретает форму
сам воздух вдруг.
XI
Так делает перо,
скользя по глади
расчерченной тетради,
не зная про
судьбу своей строки,
где мудрость, ересь
смешались, но доверясь
толчкам руки,
в чьих пальцах бьется речь
вполне немая,
не пыль с цветка снимая,
но тяжесть с плеч.
XII
Такая красота
и срок столь краткий,
соединясь, догадкой
кривят уста:
не высказать ясней,
что в самом деле
мир создан был без цели,
а если с ней,
то цель — не мы.
Друг-энтомолог,
для света нет иголок
и нет для тьмы.
XIII
Сказать тебе «Прощай»?
как форме суток?
есть люди, чей рассудок
стрижет лишай
забвенья; но взгляни:
тому виною
лишь то, что за спиною
у них не дни
с постелью на двоих,
не сны дремучи,
не прошлое — но тучи
сестер твоих!
XIV
Ты лучше, чем Ничто.
Верней: ты ближе
и зримее. Внутри же
на все сто
ты родственна ему.
В твоем полете
оно достигло плоти;
и потому
ты в сутолоке дневной
достойна взгляда
как легкая преграда
меж ним и мной.
Вот ещё одно - из любимых.
_____________________
Иосиф Бродский
Зимним вечером в Ялте
Сухое левантинское лицо,
упрятанное оспинками в бачки,
когда он ищет сигарету в пачке,
на безымянном тусклое кольцо
внезапно преломляет двести ватт,
и мой хрусталик вспышки не выносит;
я жмурюсь - и тогда он произносит,
глотая дым при этом, "виноват".
Январь в Крыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы:
не в состояньи удержаться снег
на лезвиях и остриях атавы.
Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде,
и прелых лавров слышен аромат.
"Налить вам этой мерзости?" "Налейте".
Итак - улыбка, сумерки, графин.
Вдали буфетчик, стискивая руки,
дает круги, как молодой дельфин
вокруг хамсой заполненной фелюги.
Квадрат окна. В горшках - желтофиоль.
Снежинки, проносящиеся мимо...
Остановись, мгновенье! Ты не столь
прекрасно, сколько ты неповторимо.
Уф, опять преданья старины глубокой... Вот например этот стих Бродского -- очень спорный вопрос соответствия нашей теме, если вдуматься. Для кого-то это точное попадание, а для кого-то вообще ни разу не в тему. Этого я и боюсь, что наши судьи, которые приводят нам в пример произведения двухсотлетней давности, отличающиеся возвышенной витиеватостью изложения, не найдя в наших работах таких же пафосно-восхищенных придыханий, обвинят нас в несоответствии теме. Поэтому я опять утверждаю, что темы конкурса должны придерживаться не только участники (они-то как раз будут), но и судьи. Захотите увидеть прекрасное в наших опусах -- увидите, а уж если не захотите -- нам хана! Так что вы уж постарайтесь!
P.S. это не реклама моих виршей)
Тут же просто, даже не образ - штрих к антуражу. Лампочка там светила в двести ватт, яркая, то есть. И вдруг тусклое кольцо собеседника преломило её свет, ослепив автора бликом.
Кстати, существует ещё один вариант этого стиха, взятый из второго тома сочинений в семи томах, издания 2001 г. (Пушкинский Фонд):
__________________
Сухое левантинское лицо,
упрятанное оспинками в бачки.
Когда он ищет сигарету в пачке,
на безымянном тусклое кольцо
внезапно преломляет двести ватт,
и мой хрусталик вспышки не выносит:
я щурюсь; и тогда он произносит,
глотая дым при этом, «виноват».
Январь в Крыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы.
Не в состоянье удержаться снег
на лезвиях и остриях агавы.
Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде.
И прелых листьев слышен аромат.
«Налить вам этой мерзости?» «Налейте».
Итак - улыбка, сумерки, графин.
Вдали буфетчик, стискивая руки,
дает круги, как молодой дельфин
вокруг хамсой наполненной фелюги.
Квадрат окна. В горшках - желтофиоль.
Снежинки, проносящиеся мимо...
Остановись, мгновенье! Ты не столь
прекрасно, сколько ты неповторимо.
__________________
Здесь "прелые" - листья, а не лавры. И "острия" не атавы, а агавы.
Похоже, черновики Бродского ещё разбирать и разбирать...
Да, Наташа, это не реклама твоих "виршей". Это реклама тебя.
Вот к чему приводит активное общение. Уже второй раз вы обвиняете меня в том, чего у меня и в мыслях не было. Опять чувствую себя опозоренной на глазах всего благородного собрания. А как будет правильно поступить в таком случае?
Снова проглотить навет и перевести все в шутку? Но в первый раз это не сработало и, скорее всего, необоснованные обвинения с вашей стороны будут продолжаться. Возможно следующий раз, когда я воспользуюсь цитатой, вам покажется, что я хвастаюсь своим образованием. Если приведу пример из жизни -- бравирую связями. Не соглашусь с чьим-то мнением -- считаю себя самой умной... Как же быть? Начать доказывать, что вы не правы? Нет, не хочу вступать с вами в диспут по каждому поводу. Он не изменит вашего неприязненного мнения обо мне, да и не надо, я не доллар, в конце концов. Вступить в игру и в ответ обвинять вас в таких же выдуманных грехах? Нет, это низко. Выходит, что единственный способ не давать вам повода троллить меня, это пропасть из поля вашего зрения и перестать вас раздражать. У меня так уже было с мадам Гнедой. Тогда я и ушла с АИ на несколько лет и почти перестала писать. Знаю-знаю, сейчас вы скажете, что я давлю на жалость или спекулирую чувствами, или бьюсь в истерике... Думайте что хотите. Я тоже буду думать, нужно ли мне это дежа-вю.
Наташенька, да кто ж тебя троллит, мы и так знаем, что ты умная и талантливая девочка, притом самая любимая!
И не обижайся на Янку, просто у нее слишком обнаженная душа, как в стихах (почитай ее стихи), так и в общении, хочешь посмеяться: вот что она однажды мне ответила на критику ее заставки для конкурса: "Серёга, охота свою поставить? Так ставь и не хавай мозг"
Вот как, Наташа, я должен был это воспринимать... как троллинг?)
Красота в глазах смотрящего (Beauty is in the eye of the beholder) - автор цитаты Оскар Уайльд, являющийся одним из самых популярных поэтов и писателей Викторианской эпохи, а так же по совместительству большой эстет и приверженец европейского модернизма.
Интересный будет конкурс. Жаль, что я не умею писать
Спасибо, что просветили, а то мы не в курсе) Приписывают Уайльду, да. Но есть и другие версии.
В любом случае, к Уайльду наш конкурс никакого отношения не имеет.
«Красота в глазах смотрящего» — крылатое выражение, в разных формах известное с III века до н.э. и имеющее, вероятнее всего, греческое происхождение. Однако в нынешнем, законченном виде оно встречается впервые у ирландской новеллистки Маргарет Уолф Хангерфорд (1855 —1897), автора многочисленных романов и повестей в жанре викторианского сентиментализма. Этой знаменитой фразой, превзошедшей по популярности все ее творчество вместе взятое, мы обязаны «Молли Боун» — истории юной кокетки, ребячливо бросающей вызов социальным условностям того времени.
Девушка по имени Марсия встречает гостей в доме своего богатого, но сварливого деда. Среди них — леди Стаффорд. Между ними завязывается такой диалог:
— Кто еще сегодня здесь?
— Моя кузина, Элеанор Массерин.
— Кузина… Как я рада! Новое лицо — всегда такое облегчение. Я слыхала, она очень красива.
— «Красота — в глазах смотрящего», — процитировала негромко Марсия и, взмахнув рукой в сторону распахнутой двери, за которой сидела Молли, без лишних разговоров отправила леди Стаффорд дальше, вверх по лестнице.
Обычно это выражение толкуется как напоминание о том, что красота субъективна: то, что кажется прекрасным, одному человеку, другой вполне может счесть безобразным. Но есть у него и иной, скрытый смысл. Красоту нужно уметь видеть.
Вкус (имеется в виду вкус эстетический, художественный) — крайне эфемерное понятие. На уровне повседневного дискурса обычно считается, что никакого вкуса нет — есть только вкусовщина. Кому-то нравится одно, а кому-то — другое. Каждый имеет право на свои культурные предпочтения.
Однако если переместиться в область этих самых изящных искусств (литературы, театра, живописи, музыки) и философии искусствоведения, у понятия вкуса откроется новое измерение. Оно превратится в умение отличать — красивое от некрасивого, наполненное от пустого, глубокое от поверхностного, талантливое от бездарного — и станет чем-то куда более определенным… но, увы, не более понятным. Верифицировать вкус не станет легче: у него, конечно, есть некий набор условных критериев, но проблема в том, что вкус как умение различать — явление в основном интуитивное.
Что такое интуиция? Фактически это способность к внерассудочному анализу, которая позволяет получить ответ или сделать вывод, минуя стандартную логическую цепочку, бессознательно, по наитию. Но чтобы этот анализ сработал, у человека внутри должна быть обширнейшая база данных для просеивания.
Спросите любого искусствоведа, и он вам скажет, что художественный вкус невозможно инсталлировать, как компьютерную программу: ап! и вы вдруг понимаете и готовы внятно объяснить, почему Леонардо прекрасен, а Шилов чудовищен. Вкус — это результат насмотренности (можно заменить наслушанностью или нанюханностью), а насмотренность формируется даже не годами — десятилетиями. Нужно долгие годы питаться качественной эстетической пищей, окружать себя красотой и жить в ней, чтобы научиться отличать ее и видеть в самых неожиданных местах.
Карина! Этот кусок статьи разместить бы не в ответах, а в качестве отдельного поста. Тогда бы, возможно, вопросов к устроителям конкурса было поменьше))))
Нашла статью, которая объяснит всем тему нашего поэтического конкурса.
(отрывок)
«Красота в глазах смотрящего» — крылатое выражение, в разных формах известное с III века до н.э. и имеющее, вероятнее всего, греческое происхождение. Однако в нынешнем, законченном виде оно встречается впервые у ирландской новеллистки Маргарет Уолф Хангерфорд (1855 —1897), автора многочисленных романов и повестей в жанре викторианского сентиментализма. Этой знаменитой фразой, превзошедшей по популярности все ее творчество вместе взятое, мы обязаны «Молли Боун» — истории юной кокетки, ребячливо бросающей вызов социальным условностям того времени.
Девушка по имени Марсия встречает гостей в доме своего богатого, но сварливого деда. Среди них — леди Стаффорд. Между ними завязывается такой диалог:
— Кто еще сегодня здесь?
— Моя кузина, Элеанор Массерин.
— Кузина… Как я рада! Новое лицо — всегда такое облегчение. Я слыхала, она очень красива.
— «Красота — в глазах смотрящего», — процитировала негромко Марсия и, взмахнув рукой в сторону распахнутой двери, за которой сидела Молли, без лишних разговоров отправила леди Стаффорд дальше, вверх по лестнице.
Обычно это выражение толкуется как напоминание о том, что красота субъективна: то, что кажется прекрасным, одному человеку, другой вполне может счесть безобразным. Но есть у него и иной, скрытый смысл. Красоту нужно уметь видеть.
Вкус (имеется в виду вкус эстетический, художественный) — крайне эфемерное понятие. На уровне повседневного дискурса обычно считается, что никакого вкуса нет — есть только вкусовщина. Кому-то нравится одно, а кому-то — другое. Каждый имеет право на свои культурные предпочтения.
Однако если переместиться в область этих самых изящных искусств (литературы, театра, живописи, музыки) и философии искусствоведения, у понятия вкуса откроется новое измерение. Оно превратится в умение отличать — красивое от некрасивого, наполненное от пустого, глубокое от поверхностного, талантливое от бездарного — и станет чем-то куда более определенным… но, увы, не более понятным. Верифицировать вкус не станет легче: у него, конечно, есть некий набор условных критериев, но проблема в том, что вкус как умение различать — явление в основном интуитивное.
Что такое интуиция? Фактически это способность к внерассудочному анализу, которая позволяет получить ответ или сделать вывод, минуя стандартную логическую цепочку, бессознательно, по наитию. Но чтобы этот анализ сработал, у человека внутри должна быть обширнейшая база данных для просеивания.
Спросите любого искусствоведа, и он вам скажет, что художественный вкус невозможно инсталлировать, как компьютерную программу: ап! и вы вдруг понимаете и готовы внятно объяснить, почему Леонардо прекрасен, а Шилов чудовищен. Вкус — это результат насмотренности (можно заменить наслушанностью или нанюханностью), а насмотренность формируется даже не годами — десятилетиями. Нужно долгие годы питаться качественной эстетической пищей, окружать себя красотой и жить в ней, чтобы научиться отличать ее и видеть в самых неожиданных местах.
Вот ещё одно интересное, на мой взгляд, рассуждение:
"Аристотель считал, что красота отделена и от наблюдения, и от наблюдателя. Тарковский говорил, что искусство красиво, когда оно выражает какую-то правду, потому что правда почему-то красива. Будда ничего не говорил о красоте, а просто показывал толпе цветок, и один из учеников улыбался.
Вопрос о красоте всегда задаётся в одном пласте бытия, но решается он в другом. Красоту не измеряют, а проживают. Она не укладывается в критерии, не имеет определений, не оставляет следов в наблюдателе, и вообще, с нейрологической точки зрения, по большому счету не существует. И тем не менее, мы всегда знаем, когда она перед нами. И эта бытийная неопределимость в некотором роде предохраняет ее от умаления в цикл механических мозговых реакций, способных описать все мельчайшие детали этого опыта, но только не опыт сам по себе".