Люди опытные и знающие, пожалуйста, помогите мне разобраться! Хочу научиться писать стихи правильно.
Читала, что должна соблюдаться определенная последовательность ударных и безударных слогов в строке. Простейший пример:
БУ-ря-МГЛО-ю-НЕ-бо-КРО-ет
Здесь все слова из двух слогов, последовательность один ударный через один безударный. Но существует множество однослоговых слов, которые могут идти и подряд несколько. И я не понимаю, какими их считать - ударными или безударными, и если они могут быть разными, то как определять, какие они?
Некоторые слова кажутся мне безударными т.к. на слух сливаются с соседствующими словами, такие слова как "не", "на", "и", в некоторых случаях "я", "мне"... и тому подобные. Кажутся безударными. Но в других случаях я не уверена. Есть ли какая-нибудь система, правило? Например, что однослоговые существительные всегда ударные, а междометия и местоимения безударные. Или как?
А Вы мысленно пропевайте, то что пишите... В мелодии есть ритм и всё, что нужно, чтобы понять размеры и ударения. При определённой практике, Вы будете "на раз" слышать прописываемые строки и даже будущие...) В таком русле писАть стихи довольно легко, главное понять сам принцип.
Так Вы сами и ответили на свой вопрос)).
ЗнАчимые слова (существительные, местоимения) должны быть ударными. А вспомогательные (предлоги, союзы) - безударными. Ну а мусорные слова (уж, лишь) вообще не желательно использовать в стихах.
Автор вопроса, Вы только сегодня зарегистрировались на сайте и уже открываете тему в форуме, приглашаете к разговору опытных пользователей. Я хотела бы ответить на поставленный Вами вопрос, но считаю что разговаривать с "чистым листом", за которым неизвестно кто скрывается, по меньшей мере неосмотрительно. Возможно Вы старейший и опытнейший пользователь этого сайта, зашедший с другого компьютера и потешающийся над нашими несовершенными ответами. А может Вы бездарный графоман и никакие советы не помогут Вам написать хоть что-то стоящее. Расскажите, для начала, о себе, а еще лучше--выложите несколько своих произведений и мы будем иметь представление о Вас, и знать что и как ответить...
Спасибо всем ответившим, по крайней мере теперь имею некоторое представление.
Ninzy, я уже несколько лет не писала стихи, а когда писала, то это было просто баловство. А теперь хочу написать стихи как можно лучше и правильнее. Мне будет достаточно просто написать их и увидеть, как это будет. И хочу основательно к этому подойти, вот и штрудирую сайты на тему поэзии. Спросила вас о том, что не смогла найти сама.
Я собственно для того и зарегистрировалась здесь, чтобы задать вопрос. Потому что со статьей невозможно обсудить, что в ней написано. Пробовала сначала на другом форуме, который был повыше с первой страницы поисковика, но там не получилось. Я отписалась гостем о проблеме с регистраций и никто не ответил. Так что следом пришла сюда.
Впервые встречаю такой подход к поэзии--"несколько лет не писала стихи, а когда писала, то это было просто баловство. А теперь хочу написать стихи как можно лучше и правильнее". Даже не представляю зачем Вам это? Если, как Вы пишете "будет достаточно просто написать их и увидеть, как это будет", то вовсе не обязательно "подходить к этому основательно и штудировать сайты на тему поэзии"--это из пушки по воробьям. Оправданием такому ФАНТАСТИЧЕСКИ ОСНОВАТЕЛЬНОМУ подходу может быть только что-то не менее ФАНТАСТИЧЕСКИ ОСНОВАТЕЛЬНОЕ. Например Вас похитили инопланетяне и вырваться от них можно только убив их наповал высокой поэзией!))))) Ну не думаете же Вы всерьез, что получив пару добрых советов, сможете написать настоящие стихи? Короче--после Вашего ответа я еще больше уверилась, что или Вы нам тут мозги пудрите, или Вы, мягко говоря, очень наивны.))) В любом случае советы Вам не нужны...)
Ninzy, а отчего такая недоброжелательность? Вас какая собака укусила?
Не хотите помочь, так молчите. Без вас разберутся.
А то, глянь на неё, какая самая умная нашлась!
Ninzy, а отчего такая недоброжелательность? Вас какая собака укусила?
Не хотите помочь, так молчите. Без вас разберутся.
А то, глянь на неё, какая самая умная нашлась!
Зато Ваша доброжелательность просто зашкаливает!) Еше чуть-чуть--и начнете мироточить...)
Зато Ваша доброжелательность просто зашкаливает!) Еше чуть-чуть--и начнете мироточить...)
Когда нечем оправдаться, обычно сваливают с больной головы на здоровую.
Не понравилось значит, как я Вас, да?
Делайте выводы.
Ну что Вы, дорогая, очень понравилось!) Вы такая разнообразная... В нашей личной переписке--сама интеллигентность, а здесь, вдруг, образ скандальной тетки...) Это так мило--бодрит, знаете ли...) Продолжайте--порадуйте меня еще чем-нибудь...)
Ну что Вы, дорогая, очень понравилось!) Вы такая разнообразная... В нашей личной переписке--сама интеллигентность, а здесь, вдруг, образ скандальной тетки...) Это так мило--бодрит, знаете ли...) Продолжайте--порадуйте меня еще чем-нибудь...)
Да нет, что вы. Вообще-то я не скандальная.
Говорите,что вы в этом сами могли убедиться.
А вот тут не могла удержаться.:))
А на счёт порадовать ещё чем-нибудь, это не ко мне. Думаю хватит вас радовать. Вы же меня радовать не собираетесь. Всё так же интеллигентно подхамливаете.
Ну, да бог с вами. Развлекайтесь.
[/цитата]
Да нет, что вы. Вообще-то я не скандальная.
Говорите,что вы в этом сами могли убедиться.
А вот тут не могла удержаться.:))
А на счёт порадовать ещё чем-нибудь, это не ко мне. Думаю хватит вас радовать. Вы же меня радовать не собираетесь. Всё так же интеллигентно подхамливаете.
Ну, да бог с вами. Развлекайтесь.
[/цитата]
Порадовали!) Я подхамливаю... А ничего, что я вела беседу с ISOLE--и вдруг, откуда ни возьмись, выскакиваете Вы : "Ninzy, а отчего такая недоброжелательность? Вас какая собака укусила?
Не хотите помочь, так молчите. Без вас разберутся.
А то, глянь на неё, какая самая умная нашлась!
"
Тут впору заикаться начать, а я всего лишь интеллигентно, как Вы справедливо заметили, подхамливаю...) Тонко так намекаю, мол, негоже влезать в чужой диалог с криками "какая самая умная нашлась!"--не интеллигентно как-то...)
"Даже не представляю зачем Вам это?" - Я могу вам то же самое сказать. Нафига вы занимаетесь стихами? Зачем это может быть нужно? Все равно они никому нафиг не уперлись, кроме вас самой. Или неужели всерьез думаете, что можете что-то великое сделать, что-то особенное? След в истории оставить? Вы сами не наивны? Или все-таки занимаетесь этим для своей души? Потому что душа просит?
"Ну не думаете же Вы всерьез, что получив пару добрых советов, сможете написать настоящие стихи?"
Я задала вполне конкретный вопрос, который меня ставил в тупик, когда я думала о том, как чередовать ударения. Я надеялась, что может быть есть какое-то правило. Хотя и подозревала, что нет. И вот убедилась, что нет. Что оказывается, не взирая на весь список разных систем стихосложения, все же они пишутся на интуиции и на свой слух. Но это ничего страшного. Все равно собранная информация будет фундаментом, а исключать интуицию я и не собиралась.
"Оправданием такому ФАНТАСТИЧЕСКИ ОСНОВАТЕЛЬНОМУ подходу может быть только что-то не менее ФАНТАСТИЧЕСКИ ОСНОВАТЕЛЬНОЕ"
Возможно, так и есть. Вы странные требования предъявляете ко мне, учитывая вашу, извините, паранойю. Вы боитесь высказать всего лишь опытную точку зрения по вопросу (хотя что от вас убудет), а от меня хотите, чтобы я вам душу вывернула наизнанку и сразу сходу пригласила вас на знакомство со своим внутренним миром, жизнью, ага, входите, смотрите, трогайте, проверяйте. Да, я что-то недоговариваю, но это что-то - личное. И я не думаю, что вам это судить и решать, надо мне писать стихи или не надо, нужны мне советы или не нужны. Я же у вас не денег прошу в конце концов :)
[цитата: ISOLE, 23.05.2015 - 11:28]
И вот убедилась, что нет. Что оказывается, не взирая на весь список разных систем стихосложения, все же они пишутся на интуиции и на свой слух.
Вот видите, Вы сами пришли к тому же выводу, что и я--никакие советы и методические материалы не помогут стать настоящим поэтом.) В чем же моя "параноя"? Чего Вы так осерчали?)Я вовсе не просила вывернуть передо мной душу--зачем мне Ваша душа? Просто если бы Вы показали свои стихи, то на них можно было бы показать сильные и слабые места, посоветовать что-то не абстрактно, а предметно.
И еще одно, Вы уж определитесь, что для Вас правда : "... хочу написать стихи как можно лучше и правильнее..." или " Потому что душа просит"? )))
[цитата: Ninzy, 23.05.2015 - 21:10]
[цитата: ISOLE, 23.05.2015 - 11:28]
И вот убедилась, что нет. Что оказывается, не взирая на весь список разных систем стихосложения, все же они пишутся на интуиции и на свой слух.
Вот видите, Вы сами пришли к тому же выводу, что и я--никакие советы и методические материалы не помогут стать настоящим поэтом.) В чем же моя "параноя"? Чего Вы так осерчали?)Я вовсе не просила вывернуть передо мной душу--зачем мне Ваша душа? Просто если бы Вы показали свои стихи, то на них можно было бы показать сильные и слабые места, посоветовать что-то не абстрактно, а предметно.
И еще одно, Вы уж определитесь, что для Вас правда : "... хочу написать стихи как можно лучше и правильнее..." или " Потому что душа просит"? )))
[/цитата]
Извините что вмешиваюсь.Но меня тоже всегда интересовал вопрос про ударения. Я пыталась много раз представить стихи публике, но не всегда, а часто мне писали про ударения. Хотя я вообще просто пишу на слух. Как быть то?
Как это ударения не нужны? Они определяют настроение и форму подачи. Ритмика целиком от них зависит. Без ударений каша получится, а не стихи.
Что за...? Как ударение в слове влияют на форму подачи и настроение??? Этими субстанциями управляют талант и вдохновение! Без них, хоть заударяйся, получится неудобоваримая ерунда! Да и ритмика не только от них зависит, но и от равномерно-чередующегося, либо постоянного количества слогов в строках, от напевности и легкости чтения как про себя, так и вслух... Но зачем забивать голову начинающего, пробующего писать, человека этими филологическими заморочками? Неужели Вы сами подбираете слова по ударениям? Не думаю... По мне, так главное, это поймать мелодию и думать под нее--слова сами складываются в нужные строки--только поспевай записывать и не фальшивить, не сбиваться с заданного ритма... Этому не научишь. Это, как музыкальный слух, или есть,или нет...
Ну, не влияют, так не влияют. Делов то!)) Кстати, Вы перекрутили чутка. Речь не об одном именно слове шла... О мелодии всё правильно сказано, значит с ударениями в порядке должно быть. Ничего конкретизировать не буду, гораздо весомей, когда человек сам для себя понимает. На досуге возьмите две свои работы (в мелодию) мажор и минор, и не спеша сравните. По всем составляющим. Надеюсь, Вы не одним и тем же слогом рисуете? Поглядите, в чём разница там...
Ну, не влияют, так не влияют. Делов то!)) Кстати, Вы перекрутили чутка. Речь не об одном именно слове шла... О мелодии всё правильно сказано, значит с ударениями в порядке должно быть. Ничего конкретизировать не буду, гораздо весомей, когда человек сам для себя понимает. На досуге возьмите две свои работы (в мелодию) мажор и минор, и не спеша сравните. По всем составляющим. Надеюсь, Вы не одним и тем же слогом рисуете? Поглядите, в чём разница там...
Не-не-не, увольте...) Вот например я ношу на руке часы, чтобы знать время--затем они и нужны, тем и хороши... И вовсе незачем мне их на винтики разбирать, чтобы понять--как же они ходят? Так и со стихами--если они свою функцию выполняют, нравятся читателю, пробуждают в нем чувство прекрасного, заставляют сопереживать, доносят интересную историю (грустную или веселую, философскую или пейзажную)--зачем мне высчитывать ударения в словах? Такой практический анализ только загубит романтику произведения. Никогда не обращала внимания на ударные и безударные--и не буду!))
При чём тут "высчитывать ударения"? На фиг не надо когда, Вы мелодией пользуетесь... Как, Вы правильно подозревали выше, сам не занимаюсь подобным и другим уж точно не посоветую! Речь шла совсем о другом. Но, то для пытливых. У Вас же, как говориться - часы есть...))
Как это ударения не нужны? Они определяют настроение и форму подачи. Ритмика целиком от них зависит. Без ударений каша получится, а не стихи.
Что за...? Как ударение в слове влияют на форму подачи и настроение??? Этими субстанциями управляют талант и вдохновение! Без них, хоть заударяйся, получится неудобоваримая ерунда! Да и ритмика не только от них зависит, но и от равномерно-чередующегося, либо постоянного количества слогов в строках, от напевности и легкости чтения как про себя, так и вслух... Но зачем забивать голову начинающего, пробующего писать, человека этими филологическими заморочками? Неужели Вы сами подбираете слова по ударениям? Не думаю... По мне, так главное, это поймать мелодию и думать под нее--слова сами складываются в нужные строки--только поспевай записывать и не фальшивить, не сбиваться с заданного ритма... Этому не научишь. Это, как музыкальный слух, или есть,или нет...
Дааа... Нет слов.
Ударене в стихотворном слове называются стопой. Именно они определяют каким размером написан стих.
И на одном вдохновении в стихосложении далеко не уедешь.
Учите мат часть уважаемая, а уже потом рассуждайте на эту тему.
Не надо путать словестное ударение с ударением поэтическим. Они могут и не совпадать.
Малюсенькое недоумение: вопрос задан так общё, что... ответить можно, только прочитав лекцию.
Например, у меня для этого нет ни знаний, ни опыта...
А погуглить? В нэте полно материалов...
Например, Тим Скоренко "Учебник стихосложения". Резковато, но познавательно.
Ninzy, душа просит написать как можно лучше и правильнее ))
Neta, спасибо, я посмотрю материалы еще. Конечно, я гуглила, прочитала некоторые объемные статьи, появился вопрос, погуглила по вопросу, ничего конкретного не нашла.
Разве обще вопрос задан? Ну, ладно, я поняла, что однослоговые слова могут быть ударными или безударными в зависимости от того, как они воспринимаются на слух.
Теперь у меня другой вопрос появился.
Значит, в многослоговом слове может быть несколько ударений?
Бывают такие длинные слова и если в стихе соблюдается небольшой промежуток между ударениями, то при появлении более длинного слова, в нем появляется более одного ударения?
Теперь у меня другой вопрос появился.
Значит, в многослоговом слове может быть несколько ударений?
Бывают такие длинные слова и если в стихе соблюдается небольшой промежуток между ударениями, то при появлении более длинного слова, в нем появляется более одного ударения?
Безусловно. Это уже диктует ритм стиха. Я бы даже не назвала это ударением. Скорее, акцентом.
Существует так же такие приемы, как пиррихий (пропуск ударения на ритмически сильном месте) и спондей (стопа со сверхсхемным ударением).
Часто приводимый пример - "Евгений Онегин", "Мой дядя самых честных правил...". Четырехстопный ямб, где в следующих за этой строках - только по три ударения.
Короче, поймали ритм стиха - и вперёд! Только избегайте корявых инверсий ударения (вроде "нАчать"). Многие здесь подобным болеют.
Пример из классики в голову не приходит слёту. Если только не из классики:
"Ветер тревогу несёт в полнолуние...
Воспоминания... Воспоминания...
Ветер забвения. Вечер изгнания
Воспоминаний. Дорожкою лунною
Тихо плывут в никуда из сознания
Воспоминания... Воспоминания...
Тают, стираясь о благоразумие,
Лица, места, и слова, и молчание."
В, так сказать, рефрене "Воспоминания... Воспоминания..." явно есть акценты на первых слогах: "вОспоминАния... вОспоминАния...", в четвертой строке "вОспоминАний...", в шестой строке "... блАгоразУмие".
Теперь у меня другой вопрос появился.
Значит, в многослоговом слове может быть несколько ударений?
Бывают такие длинные слова и если в стихе соблюдается небольшой промежуток между ударениями, то при появлении более длинного слова, в нем появляется более одного ударения?
Ну? Кто еще не понял, что это первостатейный троллинг?
Ну? Кто еще не понял, что это первостатейный троллинг?
Да в чем троллинг-то? По-моему вполне нормальные вопросы для человека, пытающегося разобраться.
Ну, если вам удобнее так считать, я что сделаю... я спросила, отвечать или нет - дело ваше.
а вы не считайте ударные, а ищите ритм...
а для этого пишите и редактируйте... когда что нибудь, будет уже непосредственно на бумаге, то разбирать написанное, будет гораздо наглядней... .. . и черновики не выбрасывайте...) потом найдете в них массу интересного... .. .