По разному бывает. Чаще мелодия окончательно выстраивается, когда уже придуман аккомпанимент к песне. Спел слова песни под аккомпанимент (под гитару), отработал мелодию песни. А когда есть гармоническая схема, то делаеться окончательная аранжировка по партиям (вокал, соло, клавиши, бас, ударные). В хард-роке главное придумать красивые риффы и аккордовые последовательности, так что в роке чаще гармония впереди.
Я бы наверное не стал вообще употреблять "термин" "вдохновение",а следом за Фрейдом употребил бы,как вообщем-то и к любому другому виду творчества "сублимация",а там уже действительно как пойдет....))
Можно спорить до хрипоты и личных оскорблений но....положа руку на "то самое место" признайтесь, что все ваши любимые муз.произведения имеют в основе своей мелодию. И все "мировые хиты" во всех музыкальных жанрах - это мелодия.Правильно решённая задача по гармонии всегда хорошо звучит, но можно ли её назвать "произведением"? Вот и весь ответ.
Ой, Гарик, ну совсем не так...
У каждого этноса есть определённые пристрастия в музыке, где главенствует ритм или мелодия или гармония или слово и это обязательно учитывается в рекордсбизнесе.
Конечно основа всех ,это ее величество "мелодия"появляется мелодия,и невольно рождается гармония!!!(также кто -то попросит? под играй мне я спою,ты на ходу под игрываешь т.е подбираешь за исполнителем гармонию!а там уже рождается гармония, (муз-разрешения)и так далее...
А произведение? смотреть надо по жанру,стилю,везде -свои формулы (смеюсь-законы)это-надо знать !в каком ты стиле работаешь?т.е композиция стиля-как роман; пьеса,вступление,тема, разработка темы.эпилог.(в музыки кода)итак далее...
Сначала ворую гармоническую последовательность а затем придумываю на неё мелодию.Если ворую мелодию,то меняю местами ноты и придумываю новую гармонию.
Пока срабатывает,в плагиате пока никто не уличил.
Как говорится,чужого не возьмёшь,своего не будет.
Зачастую первой возникает мелодия.
Часто случайно "ляпнутый" аккорд дает стимул к началу "мирового хита":)))
Часто случайно наигранный "в разминке" барабанщиком рисунок "выворачивает мир наизнанку".
И очень-очень редко что-то стимулируют в музыкальном плане стихи (в силу своей подавляющей "квадратности").
По поводу композиторских техник написания музыки - есть такие. Самый известный - метод "Серия" (хорошо описан в "Альтисте Данилове" В. Орлова). Я любил этим методом решать задачи по гармонии, так как результат был непредсказуем:))) Есть "Метод случайных чисел". Самый крутой из алгоритмизированных подходов к созданию музыки - фрактальный метод. Еще у меня была (где-то валяется на диске) японская прога, которая создавала музыку анализируя рабочее состояние компьютера (только надо указывать жанр, в котором ожидаешь результат). В "Кубейсе" есть синтезатор музыкальных фраз...
Но мой любимый метод копаться в музыке "на холодный рассудок" - это имитационная полифония. Вот здесь такие чудеса-чудесатные наворачиваются!!! Тут мелодия такое в себе открывает, что... Сами попробуйте. Что я вам буду рассказывать о вкусе соли, если вы её ни разу не пробовали:)))
А ещё музыка возникает сама. Это как буд-то люк в голове открывается, а ты в роли секвенсера - только успевай фиксировать что успеешь:)))
Мелодия диктует свои законы, под которые подстраивается гармония.
Аккордовые последовательности созданы на основе мелодии. Неофициальное признание такого факта, как тематическая гармония (которая не изучается в музыкальных вузах) служит тому доказательством, как-то - соединение по терциям в тактах темы мелодии (тематизм). Исторически сложилось так, что доминирующее положение в четырех голосии является верхний голос, как наиболее яркий и потому запоминающим...
Если только придерживаться аккордовой схемы-ничего путного не получится... На мой взгляд - мелодия - это, как печать природы красивого лица прекрасного пола-остальное - это,,одежда,,(аранжировка), которая только подчеркивает суть красоты мелодии..
Детальный разбор по тезисам.
"Мелодия диктует свои законы, под которые подстраивается гармония." - утверждение бесспорное для полифонической музыки и то определенного типа полифонии. Всё остальное музыко-творчество зачастую является прямым опровержением этого тезиса.
"Аккордовые последовательности созданы на основе мелодии." - когда -"да", когда - "нет".
"Неофициальное признание такого факта, как тематическая гармония (которая не изучается в музыкальных вузах) служит тому доказательством, как-то - соединение по терциям в тактах темы мелодии (тематизм)." - На вашем месте, сударь, маскирующийся под барышню, я бы не стал так рьяно хаить музыкальные ВУЗы. В этих самых ВУЗах много что полезного изучается (как и бесполезного в кавычках, но полезного для расширения кругозора). Дебил, который поступил в ВУЗ (не важно по каким путям-дорогам), не способный воспринять "сконцентрированные знания", остается дебилом! Всё зависит от самого обучаемого.
В одной из наших перепалок на здешнем форуме вы назвали себя "ступенью по имени большая секста". Так там бы, в ВУЗе (да еще бы в музилище!), вас поправили, что "большая секста" это интервал, а одноименная ступень, о которой вы поминали, называется СУБМЕДИАНТА.
Но вернемся к бреду по поводу очередного официального непризнания (кем?, когда?) очередного учения о гармонии под названием "Тематическая гармония". Особенно мне понравилась фраза "соединение по терциям в тактах темы мелодии (тематизм)."
Вы сами-то, голубчик, пОняли, что написали??? А еще, оказывается, непризнание служит доказательством наличия!!! Вот ни фигА себе!!!
Ну-да из конца-то на конец, где примеры практической реализации нового подхода в создании музыки на принципах нового учения???
Голубчик, это интересно не только мне:))) Вы не очень ловко тырите и выдаете за свои мысли других авторов. Но ваши личные литературные "наработки" - просто так и вываливаются из контекста ваших компиляций.
И когда же вы научитесь грамотно писать по-русски, выдающий себя за русского!!!!!!!!!!! А слабО прямо написать, что не разбираюсь ни в том, ни в этом - нужна помощь? И не разыгрывать из себя интернет-девочку?
Вы обратили внимание как фраза пронзительно режет слух своей четкой рифмой и тонкими гранями оттенков,слегка завуалированных и инкрустированными брызгами букв!
Ну вот, есть с кем потолковать! :))) А то всё туманный флёр за пыльной занавесью (пеленой) с прогалами лакун НАД предрассветной взвесью архидейского турмарина...
Дерзко намерен заявится к Вам в "гости" с целью выяснения всякого разного...
Ну, разумеется, само-собой, только с Вашего согласия на то
В начале должна быть гармоничная гармония и мелодичная мелодия,а потом остальное.Красиво сказал!
А если одновременно - тогда как дальше жить?!
И красиво будет только тогда, когда красиво получится
P.S. А барды Вам заявят, что, мол, "в начале" песенный текст должен быть стихичным (ну, вроде как, стихи напоминать!)
P.P.S. По своей сути - гармония не может быть негармоничной, мелодия не может быть немелодичной (тут я кривлю душой во имя даже не знаю чего)... Да как-то что-то... И вокалисты - вокалистят, и барабанщики- барабанят, и гитаристы - гитаристят, и шнуры - шнурят, и микрофоны - микрофонят... (этот ряд любой может продолжить сколь ему вздумается!) Но, почему-то, нет в музыкальном мире счастья
Если kaban_03 что-то и ронял под парту, то только в целях найти истину, ёкарный её бабай, закатившуюся под соседнюю парту
Настоящий профи, приятно читать его посты (и гуманизм, и профессионализм, и интеллигентность в самом достойном её проявлении).
Не надо попусту "шутить" kaban_03. Это - жемчужина данного ресурса!!! Сейчас сформулирую и напишу красиво... "Пылевая буря, поднятая социальной сетью НГ, затмила солнце. И лишь несколько огоньков виднелись в дали. И тот, который был ближе и ярче, к тому мы и направились..."
А я не против!Пусть освещает,своим гением, просторы рунета,и дарит эстетическое наслаждение всем страждущим,всем тем,кто бродит впотьмах невежества и прозябает в забвении.Аминь!
Мелодия, ритм и гармония
Затеяли спор-церемонию...
Я глав-ный! - Ритм отчеканил.
Задуматься всех он заставил...
Нет я, зазвучала гармония -
Прислушайтесь все без иронии.
Мелодия вдруг зазвучала -
Могу без гармоний и ритмначала.
Не спорьте, друзья, Композитор сказал!
Использую вас я по полной и... заиграл
Я очень уважительно отношусь к Levsha1947. Чувствуется, что человек с гигантским жизненным опытом, особо специально не "напрягая затылок", налету выцепляет главную идею дебатизма, а далее - как хочет: - вот вам эпиграмма, а вот и панегирик! (В отличие от меня, раскатывающего эссе на полтора печатных листа:)))
Но, тем не менее, вот в этих строчках
"...Не спорьте, друзья, Композитор сказал!
Использую вас я по полной и... заиграл...", я бы внес следующее изменение:
"...Не спорьте, друзья, Композитор сказал!
Использую вас я по полной и... НАСОЧИНЯЛ!!!"
Уж такова реальность, данная нам в ощущениях и переживаниях
Вай-вай-вай! Чё началось-то???
Господин "Мусорщик", он же scavenger, а с какой такой стати Вам вздумалось якобы защищать Levsha1947 якобы от меня??? Я на Levsha1947 не нападал, не надо интриговать!!! Зачем, для чего Вы стравливаете людей??? Ради интриги на ресурсе? Типа, тут сщас скандальчик и завяжется - так что-ли? Хреновый Вы, сударь, придворный интриган! Лишнего наиграли.
Не понравилось мною в посте написанное:
начало цитаты "...Не спорьте, друзья, Композитор сказал!
Использую вас я по полной и... заиграл...", я бы внес следующее изменение:
"...Не спорьте, друзья, Композитор сказал!
Использую вас я по полной и... НАСОЧИНЯЛ!!!"...конец цитаты.
Не ритмично? Да смысл-то ясен. В первом варианте у меня шла такая замена последнего слова:
"...Не спорьте, друзья, Композитор сказал!
Использую вас я по полной и... НАВАЯЛ!!!"
Теперь ритмично? Смысл понятен?
А Вы говорите, обращаясь к Levsha1947: - "Но ваш экспромт не сопоставим по жанру и по творческим затратам с эссе guitaramus".
Скромно полагаю, когда я буду в возрасте Levsha1947, появится и та житейская мудрость, позволяющая концентрировать мысль в трёх буквах И что Вы, господин надзирающий "Мусорщик" можете сказать о "творческих затратах" на написание эпиграммы или эссе? Вас с трудом хватает на два-три предложения
Да делайте, что хотите, но людей не стравливайте!!!
Спасибо! Мудрость стариков - для меня... "...налету выцеплять главную идею дебатизма, а далее - как хочется: - вот вам эпиграмма, а вот и панегирик! (В отличие от меня, раскатывающего эссе на полтора печатных листа:)))..."
Для scavenger (Мусорщика)
Сударь - Das ist Forum! В Тырнете - место для публикации своего мнения по поводу заявленной темы. В какой форме будет приведено высказывание - дело пожелавшего опубликовать свое мнение.
Касательно "...Представляю вашу реакцию, если кто-нибудь будет предлагать редакцию ваших эссе..." Сударь, Мусорщик, а Вы обратили внимание на тот факт...
Да сами и начните редакцию моих эссе! Словарного запаса не хватит
Орехов Сергей Михайлович (за "ником" в Тырнете не прячущийся)
guitaramus
Некорректный вопрос!
Итальянский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный педагог Ф.Бузони дал очень хорошее определение мелодии - которое помогает понять из каких элементов состоит мелодия.
"Ряд повторяющихся восходящих и нисходящих интервалов, который членится и приводится в движение ритмом , который содержит в себе скрытую гармонию и передает настроение , который может быть независимым от слов текста как выразительность и независим от сопровождающих голосов как форма , не меняет своей сущности от выбора абсолютной высоты звучания и инструмента "
Не случайно выделена схожесть формы и мелодии. Хорошая мелодия всегда идеальна по форме .Поэтому первым важным элементом необходимо назвать музыкальный синтаксис. После него следует упущенная Бузони, но очень важная составляющая - музыкальная интонация.
Мелодия - распев лирической поэзии— пение, распев — один голос музыкальной фактуры, который трактуется в теории музыки и непосредственно воспринимается слухом как композиционно-техническое и ладовое целое.
Гармония — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность — комплекс понятий теории музыки.
Без "мотива" даже уголовное дело заводить не будут...
На мотив всё,что угодно можно навешать...
Рожать мотив из примитивной (3х аккордовой)гармонии так же глупо и бессовестно, как в ментуре зарабатывать "палку",лишь бы бабла срубить влёгкую...
Мозги выключайте,"судари",только в безмолвной тишине может зародиться мелодия, а более упорным откроется и красота гармонии...
Mishel_Syrwa, вы не правы. Просто для вас, это слишком сложно и непонятно.
У Шнитке, очень интересная музыка и данное произведение не исключение.
Дело не в сложности. Мне также не нравится Моцарт. Ну есть у него несколько хороших арий и интсрументальных отрывков. Мне Сальери нравится, и Свиридов, например.
ну, в зависимости от того, что он делает.если это песня, то мелодия основополргающая.С саундтреком фифти-фифти, а в танцевайке мелодьки вообще может и не быть.
Песня это стихотворение и музыка. Я "вникаю"в стихотворение(смысл, чувство,ритм и др.),выбираю тональность,гармонию и мелодию,которые зависят от того, ЧТО и КАК автор стихотворения, пытается сказать поэтическим языком.Т. е. Тональность, гармония, мелодия, ритм зависят от стихотворения, поддерживают, усиливают,выделяют нужные моменты в стихотворении и т. д. Получается некий синтез, гармония.Бывает, песня получается мгновенно, а бывает наоборот.
и действительно что же в начале мелодия или гармония такой вопрос может задать человек который не знаком с теорией музыки можно прослушать кучу западной музыки услыхав кучу всевозможных рифов можно даже скачать табы схватить гитару и лишь попытаться повторить и поймать себя на мысли что вроде все правильно но не так как надо дело в том что сначала гармония рассматривается с ритмикой и общей пульсацией которая в свою очередь задает так называемый кач композиции исходя из этого получаются всем известные рифы возьмите к примеру ac/dc большинство композиций построены на блюзовой гармонии которую ведет ритм изменяющий и не дающий надоесть слушателю что касается танцевальной музыки то здесь все обстоит гораздо сложнее потому как ритм в сочетании с гармонией должны заставить человека двигать задницей если этого не происходит то это не музыка
Как в еврейском анекдоте : "Папа! А что было раньше? Яйцо или курица?" - Ой,Изя..Раньше было всё!".. Вообще-то сначала должна родиться концепция. Какое произведение,о чём? А потом может быть первой и мелодия,и гармония.Гармонические разрешения давно классифицированы. Найти оригинальные обороты довольно непросто.Тем не менее это случается. С мелодией тоже не все так просто. Одну и туже можно положить на разные гармонии,и звучание будет существенно отличаться,а значит и восприниматься. Самый благополучный вариант,это когда в голове звучит сразу всё! Короче говоря,нет приоритетов между мелодией и гармонией.Обе равноправны.Но концепция,стиль и рисунок.. Должны определять будущее произведения.
сейчас пишут от гармонии...поэтому и песни похожи друг на друга....и даже слова не запоминаются...лучше к мелодии находить новые гармонии...так интереснее..
Есть зерно в вашем понимании.. Ведь не секрет,что и классики делятся на мелодистов,фундаменталистов и конформистов.. Но Чайковский ближе многим,чем Моцарт.. А почему? Да потому что услада души - Мелодия,а не гармоничные навороты. Даже сама Теория музыки об этом кричит :" Септаккорд ВСЕГДА можно заменить мажором! Попробуйте наоборот!"...
С каждым годом все более убеждаюсь в том, что писать музыку лучше всего начиная с мелодии. Гармонических шаблонов ограниченное количество и это сильно сужает возможности свободного творчества. Многие музыканты, создававшие свои нетленки, начиная от гармонии, заходили в тупик. Я сам наступал в свое время на те же грабли.
А с чего начинают композиторы,
которые сразу слышат всю партитуру?
Наверное, именно так и надо все делать, но ведь всегда в процессе работы хочется что-то изменить. Поэтому, чаще всего лично у меня конечный вариант отличается от задумки.
Когда-то Борис Гребенщиков написал "моя работа проста, ко мне приходит мотив, я подбираю слова". Конечно это утрирование. Думаю, что любое произведение по своей сути творчество. Тут невольно вспоминаешь среднюю школу и обязательную часть русского языка "сочинение". Если взять к примеру художника, кем по сути является любой творческий человек. У нас есть чистый лист бумаги и карандаш, дальше все зависит от нас. У кого-то получится каляка маляка и не потому, что он бездарь, просто сказать нечего, нет именно тех переживаний которые хотелось бы сохранить на этом листе. Вспомните первую любовь, первые стихи, ведь они перли из нутра, а не с потолка штукатуркой... Мое мнение, писать начинаешь тогда, когда просто не можешь не писать. И насколько сильно переживания, настолько же сильно будет откровение. Другое дело ремесло, но это никак не связано с творчеством, потому его даже рассматривать не стоит. А форму и подачу, последовательность думаю это не важно, главное чтобы была идея и честность.
Делал аудио файл для знакомого музыканта, как примерно я сочиняю песню. Стоит учитывать, что в дорожке идет выборка, сам процесс конечно занимает больше времени и размышлений.
Предыстория.
Мне позвонил знакомый и предложил исполнить роль директора коллектива. Приехав на репу, послушал. Обрисовал мои замечания. Но самое главное, это отсутствие внятной темы и индивидуальности. По сути конечно можно написать текст под гармонические трезвучия и плясать от тоники, но тут можно вытянуть только на энергетике, сильном вокале и хорошей технике. Но даже в этом случае каждая следующая песня в альбоме будет зеркалом предыдущей, что в результате для слушателя станет УГ. Потому я и записал, как альтернативу написания этот файлик. Не знаю можно тут давать ссылки на сторонние ресурсы, но я рискну. Прошу прощения за тихий звук и не стоит очень серьезно относиться к этой записи. Моя цель была не делать демо, или урок. https://vk.com/audios49434475?performer=1&q=Offos
Нет.
Сначала,-- мысль, идея, образ, которые вы хотите выразить !
Допутим, вы читаете интересное стихо, мысль уже есть.
Если вы читаете выразительно, то непроизвольно начинаете интонировать и появляется зачаточная мелодия, присущая именно этим стихам !
Чем выразительнее вы создадите образ уже в чтении, тем чётче будет видна и мелодия.
Выявляете еe, затем подерживаете и усиливаете гармонизацией...
в данном подходе есть ограничения размером и получится паровоз. тем и отличаются песенники от классической поэзии. Я к примеру очень люблю читать Юза Алешковского, Катерину Гробовскую, Игоря Шкляревского, но если у первого еще есть лагерная лирика (на стебе), то последних двух авторов не могу представить в мелодическом изложении. По сути стих уже и так законченное, самостоятельное произведение, чаще музыка только портит. А песенник чаще работает с композитором, а композитор в свою очередь пишет под конкретного исполнителя и его стиль и в этом тандеме получаются интересные работы. Я пишу не о гениальных самородках, а авторов средней руки. Тот же Чак Б., Джим М., или Рэй Ч. были вполне самодостаточными авторами и исполнителями, а вот к примеру Антонову Ю. нужны были текстовики. Потому и Успенская спела только одну песню на слова Набокова, а дальше кабацкие дела, или работа опять в тандеме с тем же Медяником. И еще наверное не самое последнее, поэты в своих стихах часто используют обороты и образы, которые в песнях могут звучать слишком пафосно, или поэтично, что в результате прозвучит в песне неестественно, нарочито и вычурно. Но это в любом случае, мое мнение. Как писал выше, песня это волнение и переживание, к примеру это хорошо показано в клипе господина Шнура "дорожная":)
Во многом с вами согласен. Это один из стандартных способов сочинения песни. Однако что-то новое таким способом не сочинить. В этом случае помогает задающая гармония и ритм, которые помогают найти другой мелодизм.