04 августа ’2013 15:26
Модильяни...
Модильяни был беден. Это наложило отпечаток на всю его жизнь. А если бы его работы тогда продавались хотя бы за пол-нынешней цены, он был бы богат. Повлияло бы это на его жизнь? Да! А на его творчество? Не знаю...
Есть предположение, что удлиненные головы на его знаменитых и на ни чьи не похожих портретах были такими, потому что он смотрел на портретируемых через бутылку – в прямом смысле!. (Кстати, на его портретах нет зрачков, однако рентген показал, что сначала он их всегда рисовал... а потом закрашивал.)
Были бы у него деньги, может, и не пил бы... или же, наоборот, пил еще больше?!
Чтобы делать свои скульптуры, он воровал камень. Одна лектор говорила, что – из принципа, а я думаю, что принцип служил фиговым листком бедности: откуда у нищего художника деньги на такой недешевый камень!
А были бы деньги, не отдался ли бы он целиком скульптуре? Отметим особо: это была абстрактная скульптура, которой в то время было немного (а в живописи и графике у него вообще не было абстрактного). И в наши дни некоторые историки искусства полагают, что главное в его творческом наследии именно скульптура (а он, вроде бы по его собственным словам, почти все свои скульптуры выбросил в венецианский канал, где их искали, но не нашли).
Типичному «знатоку», который знает Модильяни лишь как художника, такое предположение покажется фантастикой, а на самом деле он только свои последние полдесятилетия стал отдавать предпочтение художничеству. И, как я узнал из Интернета, свою первую известность он получил не за картины, а за 25 скульптур из камня.
В качестве его знаменитых ню – женщины из народа. Получилось удивительное сочетание ню и психологического портрета. Тем более, что в обоих этих ипостасях люди из народа не так уж часто рисовались... А имей он деньги на профессиональных натурщиц – родился ли бы этот ценнейший цикл?
Было бы признание – не было бы Модильяни? Во всяком случае в полном объеме?..
Или признание дало бы деньги и он не умер тридцати пяти лет от туберкулеза – болезни бедности?.. И было бы время для появления еще одного Молильяни – зрелого, более зрелого или же простого иного?.. (Пожилой Монэ сильно отличался от молодого, и, как для меня, был не только зрелее, но и сильнее.)
Эту загадку он унес с собой, да и сам скорее всего не знал отгадки.
Была ли его жизнь легка, весела и комфортна? Вы скажете, что и богатые тоже плачут. Но каково было великому художнику последнее время просто быть на иждивении отца жены? И каково было его жене... И как же, тем не менее, она должна была его любить, если выбросилась из окна, беременная его ребенком, узнав, что он умер в больнице!.. Вечной разлуки с кем она не смогла перенести – с большим художником, с человеком, с красивым мужчиной или же всё это было слито для неё в едином образе?..
Но и после смерти ему было некомфортно... в истории искусства. В одной монографии поместили, об этом было выше, только изображение одной из его скульптур и ничего из живописи или графики. В другой – он попал в раздел наивного искусства. В третьей – ему статьи даже и не посвятили (говорят, потому, что еврей – Иедидия,– а исконно фамилия его могла быть Модильян, то есть армянская: возможно, в Армении услышите, что он – армянин, ну – армянский еврей). Хотя, возможно, это была книга по французскому искусству, а его то считают итальянским художником (Ван-Гога называют французским несмотря на его голландское происхождение).
Модильяни сказал: «Мы создаем новую реальность не кистью и не рукой, а своим мозгом». Тут два утверждения высшей пробы.
Первое: он считал, что вместе с некоторыми другими художниками не отображает и не воссоздает обычную реальность, а создает новую! Итак, живопись – поле творчества, а не изображения (для Модильяни).
Второе: рисует мозг, т. е. главное в живописи – не навыки (моторные, тактильные и т. п.), а обработка информации.
Уже этими двумя глубинными взглядами и такими же принципами маэстро опередил своё время и был (вопреки всем искусствогубам, извините -ведам) подлинным титаном мирового искусства.
|
|