очень часто встречаю всяких "Орфеев" и т.д. в стихах...как-то надоело такое с пушкинских времен))) но и современные "смайлики" и т.д. слишком...хочется взять хороший текст и спеть!..чтобы он был "вне времени и пространства"....ну и про любовь- надоело читать!)))извините! просто вырвалось...)))))
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас, Олег, за прекрасную песню "Я буду жить" на стихи замечательного поэта (и, надеюсь, моего друга) Дмитрия Цветкова!
По теме форума. Как пел Булат Окуджава: "Высокопарных слов не надо опасаться".
Если Вас заинтересует, взгляните на мой стихотворный романс "Ах, утоли мои печали": http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/texti/729589.html?author
В нём я попытался свои переживания современного человека выразить языком старинного классического романса. Дима, правда, романс этот покритиковал за допущенные мной "ляпы". Но я всё исправил.
высокопарных почти не нашел)))уповать, разве что)))) а по теме- а я не люблю высокопарность...как-то так сложилось...еще не люблю(хоть и воспитан на ней) в бардовской песне всякие "Чимбулаки" и прочии достопремичательности..вот Семеныч пел про горы, а кавказы-памиры не использовал)))
Зачастую для прочтения таких стихов требуется спецификация,но прочитав её,стих читать уже не хочется...Всё должно быть органично.
...про любовь,страдания и погоду больше вообще не читаю,сразу пропускаю,к сожалению это 99%всех женских стихов...
На мой взгляд возвышенность должна присутствовать, единственным отличием является восприятие и понимание данной возвышенности и его применения к стихосложению, и пусть Пушкинские, но ЖИВЫЕ, а не железные и корыстно- извивающиеся!!!!
дадада. Когда человек счастлив или в горе, он витеевато не говорит. Он орёт благим матом... Потому высокопарность в стихах - ложь, которую подсознательно чувствуешь. Истина - в простоте. А за патетикой и "штилем" виден только высоко задранный нос очередного "гения"...
Возвышенность и высокопарность, изящество и витиеватость. Господа, насколько ПЛОХО мы знаем собственный, родной язык… С моей точки зрения эти слова - даже не синонимы.
Когда у человека "душа поёт" - возвышенных слов не может быть? А если эти слова как нельзя лучше отражают чувства поэта? Я намеренно не употребляю термин ЛГ (литературный герой), так как это - всё равно чувства и отношение автора (субъекта) к некому объекту (я имею ввиду философское понятие, а не стройку под окнами, хотя и она может выступать в качестве объекта для поэта, но уже описанного "низменной" и "простой" речью, в которой фонетически будут преобладать звуки "б", "ё", "х", ну, и быть может, "м", для поименования авторов безобразия под окнами).
Всему своё время и своё место. Или, иначе, всему - свои слова.
А вот если сказать нечего - любые слова будут фальшивы. Вот и выжимают из себя нечто некоторые Нгении, стараясь заменить возвышенность высокопарностью, а изящество - витиеватостью… Хотят как лучше, а получается…
И так, топикстартер имел ввиду громить (и справедливо) высокопарность и витиеватость, или искренне заблуждается, отождествляя возвышенность и высокопарность, изящество и витиеватость?
Post scriptum. Изящество и простота взаимодополняющие свойства, так же, как и грубость может быть возвышенной… Парадокс, однако...
именно потому, что не синонимы. Возвышенность, она ведь и над читателем возвышенность. И, увы, заштампована настолько, что давно превратилась в кич.
В стихах что важно? -Достучаться до читателя. Когда-нибудь встречали хоть одного психолога или психиатора, говорящего с пациентом высокопарно? Нет ведь. Поэт - то же самое в принципе... ))
Ну, не соглашусь. Возвышенность не над читателем, а над самим собой. А когда над читателем (сознательно) - так это уже не возвышенность, а нечто другое...
Читатель - найдётся, если чувства и мысли, которые Вы выразили в своём произведении - в принципе интересны. Нельзя понравиться сразу всем. Согласны?
Но у нас разные подходы, и совершенно не взаимоисключающие, а, так сказать, параллельные. Вы смотрите на это, как профессионал, а я - как любитель.
Ну, не соглашусь. Возвышенность не над читателем, а над самим собой. А когда над читателем (сознательно) - так это уже не возвышенность, а нечто другое...
Читатель - найдётся, если чувства и мысли, которые Вы выразили в своём произведении - в принципе интересны. Нельзя понравиться сразу всем. Согласны?
Вот, чтобы не быть голословным, прям с ленты текущих...
"Равнодушной Луне не понять,
Что я мукой душевною маюсь,
Мысли все, словно птицы, летят,
Вслед за той, что ушла, не прощаясь."
ИМХО - возвышенность в чистом виде. А по сути? Оставим в покое антураж со столь привычным видом на луну, будем зрить в корень. "мукой душевною маюсь". В то время, когда обыкновенный человек тоскует по любимой, ищет ее, вспоминает, плачет. Нееет же, поэт "Мукой душевнОЮ"... И именно этим он разделяет себя и читателя. А разделив, именно высокопарностью слога ставит выше. Луна ведь может и ассоциироваться именно с обычным обывателем, которому "не понять". Вернёмся к синонимам? Маяться - мучаться. В итоге - мукой - мучаюсь... Возвышенность по сути превратилась в пшик. И заезженный штамп про мысли-птицы (опять же из библиотечки "штильной" поэзии) добил окончательно. Про дурдомовский заполнитель "все" я уже молчу. На Ваше усмотрение подобрать какую-нить мыслишку, летящую птицей. Например: а где в этом заведении туалет? )) Дальше стих читать не стоит. Нам впаривают придуманную историю. Плохо придуманную, где вместо эмоций - поза...
Вот даже спорить не буду. На счёт этого стихо - согласна.
Но я о другом. Возвышенный - не значит высокопарный. Возвышенный - это "души прекрасные порывы", а высокопарный - это нечто совсем иное - бездушное и высокомерное. К тому же и с рифмой - не всё "айс"
А Ваши строки мне понравились. Не потому, что простые, а потому что не фальшивые, даже в таком маленьком экспромте.
Татьяна, а если я вопросом на на вопрос: а "души прекрасные порывы" это как? Вот к примеру, вышли Вы утром, а на дворе - весенняя капель, небо голубое, солнышко тёплое. Впервой после зимы. Красотища одним словом, аж грудь распирает. Но в такой момент Вы о чем думаете? Ага, вон воробышек смешной в луже моется, вон кот глаз щурит, где-то первая травка пробивается и под ложечкой что-то стучит сильней и щемит... И Вы улыбаетесь, Вам просто хорошо. Зачем же потом все вот такое тёплое, земное облачать в "другие одежды"? И воробышек потом "не влазит" в обобщенные образы типа "воспрянувшей ото сна Земли". Ему уже места нет в стихе, написанном штилем. А Вы не говорите про "потоки с Небес", расскажите именно то, что видите. Нарисуйте, не обобщайте, тогда читателю не надо будет вот такой "обобщающий" (а возвышенный он именно обобщающий) язык переводить обратно в сюжетные картинки простые и тёплые.
Видите ли, парадокс возвышенного стиля в том, что мы даём определение ситуации (эмоции), и применением часто завышенных эпитетов, пытаемся сделать ее в глазах других пре-пре-пре. А если по-простецки рассказать (типо про воробышка), чтобы читатель сам допёр? Ведь ПРЕкрасные это только слово. Оно может, что горох отскочить, а если ту же весну увидит кто-то Вашими глазами - его изнутри проймёт. По-своему, но так же...
Так что, я тоже за "души прекрасные порывы". Только первое слово - глагол...
Про глагол "души" - понравилось. Смеялась до слёз...
Но если действительно прёт и тыркает, и ещё колбасит..., что раньше назвывали "распирает" от чувств...
И хочется весь мир обнять, и сейчас взлетишь... (не НА, а В, )?
Как быть? Если слова приходят такие:
"Чтобы слёзы из глаз от сознанья общности,
Чтоб парила душа от любви к ближнему
Чтобы чувство лОктя со всей мощностью
Не давало подонкам топтать нижнего.
Чтобы вместе - страна, чтобы каждому - Родина,
Чтоб в руке рука, не рука руку."
Или такие:
"Раскатится рыком обвала скального,
Сломает вселенную с треском походя,
Играя порывами ветра шквального,
Швырнёт, расшалившийся, ливень с грохотом,"
И сразу: это написано совершенно искренне.
Марат, возможно, я как-то не так понимаю слово "возвышенный"? Я отождествляю его, прежде всего, с небывалым подъёмом эмоций, когда "прёт через край". Для меня без этого "возвышенный" превращается в "вычурный", скажем..., ну или в выспренный, высокопарный.
Не, ну как сказал выше шовинист по гендерному признаку Yurich, у баб-с всё в основном про любоФ, страданья и погоду и он такого не читает, а я могу что-то написать только если "душа поёт" или "сердце разрывается", то есть, что-то меня должно очень сильно задеть... А это - буря эмоций и слова соответствующие.
Но неужели это не имеет право быть?
Я к тому, что не всегда возвышенный - это плохо...
как же все у Вас здесь запутано))) Я согласна mrgluk, настоящие стихи приходят сами.. и ты просто кричишь!! А в чем мудрость мой друг Олег??? Да!!!! в простоте!!