09 декабря ’2012 12:18
На вопрос «Есть ли жизнь после БИТЛЗ?» Джон Леннон дал ответ уже в 1971 году, когда выпустил свой альбом «Imagine». Одноименная песня с него стала не только символом его сольного творчества, но и своеобразным утопическим манифестом, который сам автор когда-то назвал «подлинно коммунистическим».
Позже экс-президент США Джон Картер скажет: «Во многих странах по всему миру – мы с женой были почти в 125-ти – можно услышать песню Джона Леннона «Imagine» почти так же часто, как национальные гимны».
Парадоксально, что «гимн» этот был откровенно «антибуржуазен», ведь в нём Леннон открыто заявляет, что хорошо бы представить мир, где нет границ, религии и собственности. Сам Леннон нередко посмеивался над популярностью «Imagine», заявляя: «Это песня против религии, национализма, предрассудков, капитализма. Но потому как она в сладенькой оболочке, никто не возмущается».
Представь себе, что рая нет,
Оказывается, не так уж это и сложно,
Представь себе, что ада тоже нет,
Всё что осталось – это лишь небо над нашими головами,
Представь себе, что все люди
Живут лишь сегодняшним днём,
Представь себе, что нет больше стран,
Не так это уж сложно,
Не за что умирать и убивать,
И религии тоже больше нет,
Представь себе, что все люди
Живут в мире со всем,
Да, возможно я и мечтатель,
Но я такой не один,
Надеюсь, когда-нибудь и ты станешь одним из нас,
И тогда весь мир объединится.
Представь себе что всё – общее,
Вряд ли у тебя это получится,
Не нужно грабить или голодать,
Все люди – братья,
Представь себе, что мир
Принадлежит всем людям.
Отношения с церковью у Джона не заладились уже после его скандального высказывания о том, что «БИТЛЗ популярнее Христа». И хотя музыканту пришлось извиниться, Ватикан простил его лишь в 2008 году.
Но если фразы «нет стран», «нет религии» вполне вписываются в дух нынешнего неолиберализма с его глобалистскими и антицерковными идеями, то, как быть с фразой «нет собственности»?
Сразу вспоминается комичный эпизод из фильма «Форрест Гамп», где главный герой встречается с Ленноном на телешоу и, рассказывая о Китае, как бы подкидывает ему идеи для «Imagine».
«Дик Каветт: Вы хорошо попутешествовали. Не могли бы Вы рассказать нам, как там, в Китае?
Форрест Гамп: Ну, в стране Китай у людей почти ничего нет.
Джон Леннон: Нет собственности?
Форрест Гамп: И в Китае люди никогда не ходят в церковь.
Джон Леннон: И никакой религии тоже нет?
Дик Каветт: Трудно себе представить.
Джон Леннон: Ну, это легко, если попытаешься, Дик...».
На самом деле, по словам Леннона, песня родилась как результат особой психотерапевтической практики вызывания «позитивных образов». По сути, в «Imagine» автор выразил не только свой идеал, но и создал некую квинтэссенцию идеалов закатывающейся эпохи хиппи и молодёжных левацких бунтов конца 1960-х.
Одним из источников песни стала и книга жены Джона – Йоко Оно – под названием «Грейпфрут», строчка из которой «Представьте себе, что облака капают, выройте яму в своём саду и положите их туда» была вынесена на заднюю обложку альбома, где Леннон как бы устремил свой взгляд на то самое чистое небо, о котором пел.
Для большинства эта песня неразрывно связана с видео, которое сразу врезалось в память из-за обилия белого света и цвета. Белые стены, белый ковёр, Йоко Оно вся в белом... Ну и, наконец, сам Леннон, восседающий за белым роялем. Позже этот самый рояль выкупит за 2 млн. долларов другой певец – Джордж Майкл – и подарит музею БИТЛЗ в Ливерпуле.
Несмотря на то, что сингл «Imagine» не поднялся выше 3-го места, слава песни с годами только крепла.
В сентябре 1980 года на концерте в Центральном парке Нью-Йорка её исполнил Элтон Джон, предварив словами: «Следующая песня – для моего хорошего друга, который живет здесь неподалеку, так что если мы споем ее достаточно громко, он услышит». Элтон и не подозревал, что его другу жить осталось совсем недолго.
8 декабря 1980 года фанат-придурок Майк Чэпмен пятью выстрелами из пистолета смертельно ранил Джона Леннона. Сингл «Imagine», переизданный после трагедии, тот час занял в Британии 1-е место....
А в том самом парке, где пел Элтон Джон, вскоре возник целый битловский мемориал «Земляничные поля», где каждый день рождения Леннона его поклонники собираются у мозаичного панно со словом «Imagine».
На родине певца – в Ливерпуле – его именем назван целый аэропорт, девизом которого служат слова из той же самой песни: «Над нами только небо».
В 2007 году в исландском Рейкьявике воздвигнут так называемую «Колонну мира», где строчка «Представь себе мир...» будет написана на 24 языках.
Не спешили отдавать Леннона на откуп империализму и кубинские коммунисты. В 2000 году в Гаване был открыт бронзовый памятник, представляющий Леннона непринуждённо сидящим на лавочке. А внизу – снова строчка из «Imagine» (правда, на испанском): «Можно сказать, что я мечтатель, но я не одинок». На открытии памятника присутствовал сам Фидель Кастро, заявивший, что всегда уважал Леннона за его революционные взгляды.
Впрочем, к нулевым годам изменился и буржуазный мир. Если 30 лет назад песню Леннона по вполне понятным причинам запрещали в религиозных англиканских школах, то в 2009 году её мелодию исполнили на колоколах англиканского собора в Ливерпуле. Оправдания пресс-секретаря собора по поводу того, почему в соборе звучит антирелигиозная песня, просто смешны: «Выбор песни был интересным, и я думаю, она действительно шокировала людей, но в то же время она заставила их говорить о той роли, которую Бог играет в их жизни. Хотя люди и не согласны с содержанием песни, они почувствовали, что им нужно поговорить об этом. Состоялось обсуждение, которого иначе не было бы».
Сам Леннон, доживи он до сегодняшних дней, уж точно бы над этим посмеялся. Да и вряд ли бы он написал сейчас такую наивную песню. Ведь в ней, по сути, описано некое «блаженное» хипповское состояние: «все люди братья», «живи сегодняшним днём». Но ради чего жить и на чём это братство будет держаться, песня ответа так и не даёт.
|
|