Обращаю внимание, что речь не идет о Ваших личных пристрастиях!
Ведь бывают случаи, когда лично Вам этот художник "не подходит", но Вы признаете его величие, влияние и т. п.
И еще: хотелось бы выделить не просто крупных мастеров, а тех художников, без которых искусство и культура были бы качественно иными.
Здравствуйте.Задумалась над темой.Художники,без которых нельзя представить российско-советское искусство.Если с точки зрения массового потребителя,то,наверное,Айвазовский,Перов и Васнецов ,-их чаще всего копируют.Если с точки зрения развития искусства,то это Репин,Суриков,Коровин,Серебрякова,Кандинский,Малевич,Петров-Водкин,Филонов,Корин,Моисеенко,Маврина,Рерих.
Итак, Ваше предложение:
Если с точки зрения массового потребителя,то,наверное,
Айвазовский,
Перов
и Васнецов
,-их чаще всего копируют.
Если с точки зрения развития искусства,то это
Репин,
Суриков,
Коровин,
Серебрякова,
Кандинский,
Малевич,
Петров-Водкин,
Филонов,
Корин,
Моисеенко,
Маврина,
Рерих.
(Кстати, с моей дюжиной шесть пересечений...
По российскому искусству разброс -- с учетом еще одного предложения -- оказывается большим, чем в мировом, хотя априори мне казалось, что будет наоборот...)
Татьяна Маврина-советский художник,живописец и график.Многие ее работы выполнены по мотивам народных росписей.Очень популярен альбом"Городецкая роспись",с несколькими пейзажными работами Мавриной и большим материалом по истории городецкой росписи.
Если попытаться быть немного объективным и уйти от своих вкусовых предпочтений , получается , без Федотова ,Венецианова, Щедрина ( в место Шишкина)Брюллова , Кипренского , Иванова, Репина, Сурикова , Серова , Левитана и Врубеля ,(моя слабость)представить Росийскую живопись трудно ... Остался одна вакансия и у меня выбор между Куинджи и Айвазовским , ну возможно есть и еще достойные . Семирадский и Пахитонов . гремели в свое время , а сегодня мало , кто о них помнит... Из советских пожалуй Лактионов с Герасимовым и то с натяжкой, может кого забыл , но все одно справедливо, если не помню- значит до меня не дошло.
Я не мог написать ни Боровиковского ни Васильева с Коровиным и даже известных в новой истории - Шагал и Кандинский ,не попадают... А вот Рублев все же особняком состоит это храмовый художник , мое мнение он отличный но все же влияние его больше духовное чем эстетическое...
Думаю, в первую очередь -
Венецианов, Щедрин, Брюллов, Иванов, Айвазовский, Шишкин, Суриков, Левитан, Серов, Врубель, Кустодиев, Петро-Водкин, Кандинский.
(Возможно, Русское Искусство , было бы иным без - Боровиковского, Кипренского, Федотова, Перова, Репина, Саврасова, Крамского, Васильева, Куинджи, Малевича, Шагала, Дейнеко, Моисеенко, Сарьяна и тех, про кого забыл, но, уже вышел из "рамок".)
Согласен с Вами!!!
И я бы его поставил в первом списке!!!
Просто я исходил от взаимозаменяемости Имени, не выходя из "рамок".
Допустим: - Брюллов и Кипренский, и поставил Брюллова. Но Брюллов не смог бы заменить Иванова. (относительно конечно)
И не хотелось совсем убирать Советское искусство, и если Соц-Арт уже есть, то вряд ли, теперь, Россию можно представить без него. (хотя, вполне, она могла бы обойтись и быть иной.)
Не согласен , Вы исходите из истории ( национальная святыня , личность, эпоха...)Но все же , как бы мне самому не нравился Рублев , его влияние на КУЛЬТУРУ совсем ничтожно , если Вы дадите себе труд и исследуете этот вопрос ( а это проще простого , понаписано уйма )то обязательно придете к выводу , что до 19 столетия эти вещи живопись и икона , не рассматривались в месте.Ну и строго говоря , что нам осталось от той эпохи ? В ту пору работало много мастеров и ни чего не сохранилось... Рублеву повезло и сейчас его время.Но мы говорим о влиянии , как таковом и именно на предмет живописи- заметьте. Если Вы убедительно докажите влияние Рублева (его стилистика )на предположим какую то группировку (ну скажем мир искуссники , Буб. Вальты и проч.)или отголоски византийской иконописи в русской школе... Не знаю , но мне кажется , коли сравнивать по силе ( только эстетика , не духовные моменты) несчастный Саврасов оказал своими пейзажами куда большее эстетическое влияние. Понятно звучит неожиданно , как же без Рублева?!!Но не рубите с горяча, здесь не все так простою
Вопрос (тема) не совсем корректно поставлен. Период до революции - считается русским искусством. Поэтому вернее будет Русско-советские художники. Правда тоже странно звучит. Лучше всё таки или Русские художники или Советские.... Рублёв же вообще не к художникам относится, а к иконописцам. И почему до распада? А после? В советское время малевича и кандинского не очень жаловали и их редко печатали, по сравнению с Моисеенко, Кориным и Герасимовым И Коржевым. Полэтому они влияние на Советского человека мало оказывали, а многие просто о них не подозревали.
Мой список:
Иванов Александр
Брюллов
Репин
Крамской
Айвазовский
Шишкин
Левитан
Поленов
Серов
Суриков
alexsulim С Рублевым все верно -это отдельная статья иконописание.В вот Ореста Кипренского можно в место Крамского , да и Щедрин куда более , чем Поленов. У нас есть уникальные мастера , таких нет ни где , вот Архип Куинджи , забыли ? А он целое поколение художников взрастил. А из советских , пожалуй Попков достоин замкнуть цепь.
dgim921
про Куинджи не забыл, но вместо кого поставить? мне он больше нравится чем Шишкин, но без Шишкина или Айвазовского никак нельзя русскому пейзажу. Щедрина вполне компенсирует Иванов и Брюллов с их итальянскими мотивами. Советских в свой список не включил, так как это должен быть отдельный список. Даже Третьяковка разместила этот период подальше от "исторической" третьяковки)))
Т.е., иконописец - не художник?
Что Вас заставляет придерживаться такой "жесткой" классификации?
Малевич, к примеру, со своим квадратом - "художник", а Рублев с "Троицей" - иконописец, но не художник (по определению)?
Цитата: dgim921, 15.09.2012 - 20:19
Не согласен , Вы исходите из истории ( национальная святыня , личность, эпоха...)Но все же , как бы мне самому не нравился Рублев , его влияние на КУЛЬТУРУ совсем ничтожно.
Цитата:
Это сейчас Рублеву можно приписать «национальная святыня , личность, эпоха» и т.д. А раньше – это просто живописец (не цепляйтесь к терминам – живопись была такой, какой была). Клад в культуру его огромен! (Правда, стоит разобраться, что считать за «вклад в культуру». Если «культура» не способна оценить Рублева (именно, как живописца), то тем хуже для такой «культуры»). Да и живем мы не во времена когда «живопись и икона , не рассматривались в месте». Какая разница, «что нам осталось от той эпохи ?» - этот тезис мне просто не понятен. Работы Рублева – есть образцы высочайшей живописи (ну и что, что религиозной иконографии! – нам, что важнА запись о художнике в адресной книге или видимые живописные достижения?). И весь эффект его работ основан на ЭСТЕТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЯХ (и причем здесь «духовные моменты»? Особенно если Вы имеете религиозную трактовку термина «духовное»). Мне, вообще, кажется, что все влияние на кого-либо (что-либо) в искусстве определяется не числом видимых последователей, а лишь - ВЕЛИЧИНОЙ РЕЗУЛЬТАТА.
Ну, на кого или на что оказал влияние Айвазовский? Или Шишкин? – отличные художники из списка. Ведь разница между «эпигонами», «последователями» или «идейными соратниками», зачастую определяется сугубо субъективным оцениванием.
Вот, почему в список никто не предложил Рокотова? При всем уважении к Брюллову – Рокотов то поинтереснее.
Или почему Крамской, а не Ге?
Или вот – Моисеенко бсуждается, а о Фальке ни слова? А Рерих?
если список предполагает не только станковуйю живопись, то ДА!!! Рублёв будет стоять на первом и самом значимом месте в этом списке. Но в этом случае в первом списке мировых художников должен стоять Микеланджело !
я не знаю на кого оказал влияние Малевич, но только не на меня. Я его и в сотню не включю
Не помню, кто это сказал, по моему Матисс, (могу ошибаться), о русской иконе: - *Русские сами не понимают, каким сокровищем владеют.* (не дословно) - Вряд ли имея ввиду её духовную составляющую.
Вот Вы вспомнили о Рокотове, и у меня сразу возникли имена Аргунова, Левицкого, был ещё Тропинин. (идентичные имена)
Может быть Рокотов, в чём то, поинтересней, но, не смог бы заменить собой Брюллова.
А вспомнить и помянуть добрым словом можно многих Русских художников.
Вы говорите о Фальке, а я скажу о Борисе Григорьеве, тоже интересный художник.
Вижу, что как автор должен внести ясность по ряду аспектов.
1. Прежде всего, нигде в теме не сказано, что речь идет о живописи! График -- тоже художник (Дюрер, например). Поэтому этот аргумент против включения Рублёва отпадает.
2. Почему я написал именно российское, а не русское. И почему только до распада?
Потому, что была единая страна, в которой жили разные народы, а художественный центр был один -- Санкт-Петербург и вуз художественный тоже один - СПбАХ. Поэтому в российское искусство входили не только русские: Репин и Куинджи -- выходцы с Украины и тема Украины -- одна из главнейших в их творчестве. Чюрлёнис вообще никогда не назывался русским художником.
3. Нельзя всё сводить к влиянию: в теме сказано "нельзя представить"...
Это означает, что художник внес такой вклад, что картина истории искусства была бы другой, хотя никто за ним не пошел. В какой-то мере это можно сказать про Левитана и абсолютно -- про упомянутого Чюрлёниса.
Репин -- русский... Но речь не об этом и не о мировой культуре.
Речь о том, что после распада СССР ситуация с атрибуцией художников изменилась: Репин и Куинджи -- теперь принадлежат русской и украинской культуре одновременно (кстати, я украинец с русской кровью).
А Чурлёнис жил действительно в основном в Литве, но в тот период, когда она была частью Российской империи (правильно, не России!).
Айвазовский и Шишкин просто были , да и есть очень популярны , так сказать , среди простого народа , одни конфеты "Мишка косолапый " , дефицитный во времена совкового прошлого чего стоит )))) ... Только ленивый не знал "Девятый вал " Айвазавского , впрочем также знали и Пикассо от фрезеровщика до академика )))) ... типа , эх голубка ... )
А Сарьян действительно оказал влияние , уж на целую Армению точно , ну , он действительно классный ... Выше приводили в списке Чюрлениса ... ну он -то никаким боком ни к России , ни к Советам тем паче , пару лет тусовался в Питере всего лишь , да и картины все равно отдают клиникой , как ни крути , а выплескивать болезненое состояние на холсты не самый лучший способ влиять на умы и сердца , так сказать ... на неокрепшие умы еще как ни крути , а здравомыслящим на фига это ?
Я же говорил , что будут трения , вклад огромен или не огромен не в этом вопрос , Рублев не отделим от религиозной , церковной монументальной ЖИВОПИСИ это не возможно оспаривать. И то , что до Андрея Рублева творили мастера и после , все они иконописцы. Это Русский Феномен , в 13- 14 веке в Европе была светская живопись , на Руси в ту пору , как Вы знаете ни чего подобного и близко не было... Такие традиции . Если рассматривать список, как деятелей культуры России, Рублев будет одним из первых несомненно . А художник профессия свободная (мое мнение)монашество и стояние за веру это немного другое...Согласитесь фильм Тарковского здорово запутал и много фантазий о творческом полете( это совсем не правильно), разговор длинный ...
Я же говорил , что будут трения , вклад огромен или не огромен не в этом вопрос , Рублев не отделим от религиозной , церковной монументальной ЖИВОПИСИ это не возможно оспаривать. И то , что до Андрея Рублева творили мастера и после , все они иконописцы. Это Русский Феномен , в 13- 14 веке в Европе была светская живопись , на Руси в ту пору , как Вы знаете ни чего подобного и близко не было... Такие традиции . Если рассматривать список, как деятелей культуры России, Рублев будет одним из первых несомненно . А художник профессия свободная (мое мнение)монашество и стояние за веру это немного другое...Согласитесь фильм Тарковского здорово запутал и много фантазий о творческом полете( это совсем не правильно), разговор длинный ...
А ведь я в своей запальчивой местами и зажигательной речи тутА недавно писал же - многие судят о художниках и творцах по фильмам или книгам , как и судят об исторических фактах с передач Радзинского ))) ... В жизни все банальнее и факты иные , и мотивы , и за Ван Гогом , когда он яростно клал мазки не играла симфония в тот момент , а вполне вероятно , несло удобрениями полей )) ... Мне кажется , что все -таки Рублев стоит особняком , он все таки писал не как художник в том самом значении слова , что вижу и мыслю , то и пишу , все -таки он как бы работал на заказ на специфическую отрасль , скажем так , где шаг влево и вправо - расстрел )) ... Художник должен быть свободен в замысле своем ... такой вот пример , не ставя на одну доску это , - есть такого рода передачи , на ТВ , про религиозные и прочие темы , где ведущий какой- нибудь поп- протоирей . И он ведущий телевизионщик , и Боня или как там эту самку зовут , или Собчак и тому подобные - наглядно же ? Поп может только от сих до сих , те могут и матом и в топлексе - но они все ведущие передач .
dgim921
иконопись это не только русский феномен. просто европейские художники раньше всех стали писать картины. пусть и на религиозную тему, но уже не соблюдая канонов иконы и тем самым стали более свободны в своём выборе что писать и как писать. Абсолютной свободы творчества всё равно не было
Конечно икона и в Европе и в Византии была, но вот что касается Русской православной иконописи , так это именно феномен , так как светское бытописание и события входили как изображения в икону ... Пример - некий князь стоит у ворот новгородцев , и требует дани , тут же изображены враги в шапках ( без шапок новгородцы, они перед святой Марией головы обнажили) и все эти явления в одной плоскости , и даже могут расходиться по времени, так как сюжет продолжителен. Короче говоря - рассказы о современной жизни той поры в виде иконы на доске , как бы комиксы.
в 90-х годах листал какую то иллюстрированную энциклопедию всемирно известных художников изданную на западе...из 19-го века присутствовали Репин и Айвазовский и всё!
Рублёв тоже был
Рублев не отделим от религиозной , церковной монументальной ЖИВОПИСИ это не возможно оспаривать.
А художник профессия свободная (мое мнение)монашество и стояние за веру это немного другое...
Ведь каждый с чем-то и на кого-то завязан, но это не меняет (не должно!) оценки живописи данного автора. Да, Рублев – монах, да - связан со всей церковной структурой и канонами иконописи. Ведь всего этого можно либо не знать, либо игнорировать, но … стоит посмотреть на работу (см. ниже) и, мне кажется, все становится понятно. А что до свободы… то «суть творчества в ограничениях». (Но, это отдельная тема). Конечно, фильм Тарковского – « фантазии о творческом полете».
(Насколько я знаю, достоверных данных о Рублеве почти нет.) Но это представление «художника» о «художнике». А это дорогого стоит!
Интересно, какие могут быть возражения против того, что автор «Спаса Вседержателя» не гениальный живописец? Только исходя не из всего, что мы знаем о Рублеве, а лишь глядя на изображение. (кстати, лишенное временем всех религиозных атрибутов)
ПО ОБРАЗУ СПАСА вседержителя есть много возражений . Во первых это фрагментированное изображение , плохой сохранности с огромными утратами , и явными следами неграмотной реставрации. Второе возражение , ЛИК соответствует всем тем стандартам , которые не зыблимы были в ту эпоху, то есть я хочу сказать , что он не оригинален(есть Византийская иконопись )И в заключении , это культовое произведение в буквальном и переносном смысле, значит объективно оно уже в разряде уникальности , и в оценки художественного качества исполнения - чреваты... Но я свободный от таких страхов , могу сказать -да хорошо исполнено , но не более того. А что касается иностранной литературы , где Рублев первый художник Руси это их стереотипы . Есть скульптура из мамонтовой кости "бабы" она тоже очень великое произведение , потому ,что датируется -эпохи неолита.
Русская национальная школа..как и всякая национальная школа ..показывает особенности
народа его создавшего.Православие,вобравшее
в себя язычество..культ Богородицы-Матери Земли..расцвет пейзажной живописи,любовь
к миру..и человеку в нём,не осуждение,а сочувствие..предпосланное образом Рублёвского
Спасителя ..это и есть наше...национальное,
и не имеет никакого значения,что Левитан
был еврей,а Куинджи-грек....по сознанию,по
духовности..они русские.когда мы смотрим
на картину-разве думаем о штампе в паспорте?
На определенных этапах развития общества в искусстве являются определяющими художественные школы разных стран.Италия,Франция,Германия...Русское светское искусство было первично для ряда направлений в начале 20 века.Поэтому большинство имен относятся к этому времени. Интересен и процесс влияния соцреализма.Стиль работы художника часто определяется его образованием.В художественных институтах Москвы и Ленинграда учились и иностранцы.
и я о том же, что все перечисленные выше художники для мировой культуры -РУССКИЕ!
У Рублёва византийская школа и СПАСИТЕЛЬ -это не национальный герой, а христианский и если уж говорить о национальном, то для этой роли скорее подойдёт Васнецов
15 сентября ’2012 22:09
Т.е., иконописец - не художник?
Что Вас заставляет придерживаться такой "жесткой" классификации?
Малевич, к примеру, со своим квадратом - "художник", а Рублев с "Троицей" - иконописец, но не художник (по определению)?
Я кстати Малевича за художника живописца ни когда и не считал (это мой взгляд) он новатор и концептуал ... Я еще раз говорю , для меня иконопись , прежде всего религиозный догмат , где канон и строй повествовательный не рушимы (это не Микельанджело, который разрушил стереотипы)У Андрея Рублева- все отлично , но это в рамках опять той же стилистики . Так писали в то время очень много мастеров , и я уже сказал , что ему повезло , что, что то сохранилось , но 99 % процентов утрачено произведений , даже не с чем сравнить...А патина времени она дорогого стоит, вот и Вы под воздействием находитесь . Если через 5оо лет найдут расписанную Палехскую доску и она будет сделана мастером , найдутся голоса о гениальном неизвестном мастере ( с учетом , что другие палехские вещи отсутствуют), грубовато , конечно но суть та же.
Ерунда и до и после Рублева понаписано горы портретов, Конечно он художник а не поп . Но я говорю именно за Живопись . Тогда надо и театральных и графиков и витражистов помянуть... Нет если так расширяться , то и Дионисия с Греком надо в обойму вставлять. Вообще , затея не корректна , как можно ставить в ряд художников , которые отстоят друг от друга и во времени и по эстетике очень далеко друг от друга ? Надо разделять эпохи . и в каждой из них выбирать самых , самых , кто действительно что то сделал и повлиял на время определенно.
Я вернулся к своей исходной позиции по Андрею Рублеву: он -- художник и его место в дюжине вполне заслужено.
Аргумент: никто из иконописцев ни до, ни после него не писал... икону-портрета, у всех это был канон и символ.
Как то раз читала книгу о Барлахе(немецкий скульптор).Там автор-искусствовед давал иллюстрированные ссылки на возможные первоисточники конкретно каждой скульптуры.Если мы считаем художника значимой фигурой в развитии искусства,то это значит,что у него есть подражатели,от эпигонов до самостоятельных авторов,развивающих данное направление в искусстве.Интересно было бы рассмотреть результат влияния на потомков.Хотя иногда "природа отдыхает",особенно в случае прямого копирования или заимствования.