18 июня ’2012 12:44
Уж простите, но не могу не выложить одну портянку. Dezafinado, только прошу Вас - не обвиняйте меня в "преклонении перед западом", там, или в чрезмерной американофилии. Я просто вижу наглядный исторический пример,и не могу им не поделиться - он очень кстати к нашей теме. Вот текст, не мой:
"С сентября прошлого года, когда Владимир Путин объявил о намерении снова стать президентом, в России перестали говорить о модернизации. Что ж, все логично. Но мы все же поговорим. О настоящей модернизации, стремительной и эффективной.
Об американской.
Истинные модернизации не проводят. Для них создают условия — и они идут
сами. Быстро, естественно, непрерывно. Причем под условиями подразумевается не возведение вертикали власти (Романовых это не спасло, как не спасет и Путина ), не тюремный срок самому самостоятельному и успешному бизнесмену или предыдущему премьер-министру, не приватизация государства одним человеком, а последовательная ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ и демократизация общества. Ибо только это дает возможность демократизировать и
демонополизировать бизнес. Что предполагает и подразумевает конкуренцию. И конкурентоспособность как внутри страны, так и на мировой арене.
Для США, например, на пути, ведущем через промышленное лидерство к мировому, стартовым стал 1812 год, а спусковым крючком в буквальном смысле слова послужил ружейный курок. Английская блокада показала американцам всю опасность отсутствия собственного оружейного производства — огромная страна не производила ни ружей, ни пушек, ни
пороха! Поскольку же пригласить знающих мастеров не удалось, то пришлось создавать сложное производство самим, не имея ни базы, ни опыта, ни специалистов, но также и… устаревших стереотипов. Вместо мануфактурной оружейной промышленности с преобладанием ручного труда, которая имела место в полуфеодальной еще Европе, США создали передовое машинное производство.
Янки изобрели и ввели в широкий заводской обиход не только новые машины (фрезерные, револьверные и копировальные станки, штамповочные прессы и пр.), но и методы организации производства. Уже в 1854 г. мастерская мира Великобритания построила военный завод по американскому образцу, закупив американское же оборудование!ТО ЕСТЬ АМЕРИКА ВЕЛА МОДЕРНИЗАЦИЮ, НЕ ЗАИМСТВУЯ ТЕХНОЛОГИИ, КАК РОССИЯ, НО СОЗДАВАЯ ИХ. И не сверху, а снизу, в порядке частной инициативы. Однако по-настоящему открытие промышленной Америки
состоялось в 1876 г., когда на выставке в Филадельфии ошеломленные
европейские специалисты убедились в безусловном превосходстве американской инженерной мысли. Они увидели так много нового и удивительного, что выражение «новые методы машиностроения» с тех пор означало «американские методы».
Можно привести длинный список техники, рожденной в США: швейные машины и металлические ружейные патроны, технология производства ружей и револьверов и разного рода насосы, многие модели паровых машин и котлов, турбин и паровозов. И еще сельхозмашины, металлообрабатывающее оборудование, машины для изготовления обуви, пильные станы, электрические мостовые краны, холодильники и лифты!..
Причем Европа копировала не только машины, но также методы работ, организации производства и даже реализации продукции. Америка далеко опередила Европу не только в оригинальности и совершенстве машин, но и в их точности и стандартизации. За океаном создали первые массовые производства, причем с высочайшей производительностью, в среднем вдвое-втрое выше европейской. Так, американская домна того же объема, что и английская, давала в три-четыре раза больше чугуна — за счет вдувания большого количества воздуха под большим, чем в Англии, давлением. И так далее.
Чем же объясняется лидерствоАмерики? Парадоксально, но в первую очередь высокой заработной платой! Высокая заработная плата надежно обеспечивала страну от социальных потрясений, но побуждала рабочих бороться за свои права, что стимулировало развитие демократии. Она объяснялась долгим периодом нехватки рабочих рук. И в отличие от современных «восточных тигров» и Китая, преимуществом которых является дешевая рабочая сила, эта высокая оплата труда стала главным стимулом блестящего развития американской промышленности. Установившиеся благодаря высоким доходам высокие стандарты американской культуры вызывали гораздо большую, нежели в тогдашней Российской империи, нужду в машинах. Это и городские железные дороги — прообраз нынешних электричек и трамваев, и лифты, и электрическое освещение, и вода, горячая и холодная в любой момент и в любом количестве, и т. п. В России все это означало исключительную роскошь, а для жителей американских городов привычные и необходимые бытовые
удобства.
В качестве примера можно привести оборудование нью-йоркского отеля
«Уолдорф» в 1893 году. В подвале располагались 16 паровых машин общей
мощностью в три тысячи л.с. Две трети из них использовались для отопления, остальные для электрического освещения, хлебопекарни, бойни, колбасной, прачечной, кухни, пневмопочты, вентиляции, холодильников и льдоделательных машин (их обилие особенно удивляло европейцев), водопровода и лифтов. Водопровод отеля доставлял в сутки более миллиона ведер воды. В России этого было бы достаточно для города с населением в 200 тысяч жителей. В отеле сияло 10 тысяч электрических лампочек! В России лишь 30 декабря 1883 г. зажглись первые 32 электрических фонаря на Невском проспекте и лампы в Зимнем дворце
Еще одна причина бурного развития американской промышленности — конкуренция. Настолько жесткая, что образцом бизнесмена американцы считали… императора Наполеона! На войне как на войне. И хотя с точки зрения европейцев конкуренция приводила к неэкономичности и
дороговизне машин, янки пришли к выводу, что скорость и мощность (в том числе и скорость появления машин на рынке, а значит и скорость конструирования и изготовления) все окупают, если позволяют опередить соперника.
В 1893 же году проходила Всемирная Колумбовая выставка в Чикаго - в
рамках празднования 400-летия открытия Америки. Выставка была грандиозной, сама став произведением науки, искусства и индустрии. 200 тысяч электроламп Эдисона питались многофазными генераторами великого Теслы (он имел собственный зал с неоновым табло!). Колокол Свободы перевезли на время выставки из Филадельфии в Чикаго. Более 27 млн. человек посетило 200 ее павильонов; население США в то время составляло около 63 млн.
А вот что писал побывавший на выставке Великий Князь Александр Михайлович:
"...тот факт, что все великие державы боролись за расположение и дружбу Соединенных Штатов был весьма знаменателен. …Я думал о моем деде, дяде и двоюродном брате (Николай I, Александр II и Александр III. — Ю.К.). Они управляли страной, которая была больше этой новой страны, наталкиваясь на те же самые проблемы, как громадное население Америки, заключающее в себе сколько десятков национальностей и вероисповеданий, колоссальные расстояния между промышленными центрами и районами земледелия, требовавшие железнодорожных линий большого протяжения. Трудности, стоявшие перед американским правительством, были не меньше наших, но наш актив был больше. Россия имела золото, медь, уголь, железо; ее почва, если бы удалось поднять урожайность русской земли, могла бы прокормить весь мир. Чего же не хватало России? Почему мы не могли следовать американскому примеру?»
Надо сказать, что в устах Романова вопрос этот звучал риторически. Он и сейчас так звучит в устах новых хозяев русской земли… "
...............................
От себя хочу добавить, что американская технологическая модернизация проходила в условиях сугубо изоляционистской внешней политики США. Только в 1917 году президент Эзра Вилсон покончил с изоляционизмом и США вышли на внешнюю арену, вступив в войну с Германией и послав в Европу почти двухмиллионный контингент.
|
|