22 апреля ’2012 03:01
Поскольку тема себя исчерпала, позволю сделать некое “summary”.
(Буду слегка гипертрофировать все утверждения, но надеюсь, что у всех читающих хватит юмора и самоиронии, чтобы не обидеться)
Итак, личность ли современный художник? Безусловно! Вопрос изначально был не слишком корректным. С другой стороны сейчас все личности. А вот какова величина (значимость) личности современного художника? Почему многие работы, даже при определенном техническом совершенстве не слишком интересны? (Хотя здесь тоже содержится определенная некорректность – кому не интересно, а кому-то даже очень – ведь на каждый товар есть свой покупатель.) Если уж обсуждать «величину» личности современного художника, то стоить помнить, что все постигается в сравнении. С кем же сравнивать? Для начала с потребителем работ художника. Это раньше, в «старину», между заказчиком и богомазом была «дистанция огромного размера». Все деньги были у заказчика – а мастерство создания «лика, зело прекрасного» только у художника. Теперь же в живописи «разбираются» все. И в этом утверждении содержится не только ирония. Часть «разбирающихся» не только берутся судить, обсуждать, анализировать, ругать, но и сами творят – краски перетирать не надо, грунтованные холсты не дефицит, фотошоп под рукой, трибуна и выставочный зал в интернете общедоступны. Меня поразил, что в National Gallery экскурсии можно увидеть лишь для японцев (это как-то понятно – японцы везде!) да еще на русском языке. Наш соотечественник валом валит по shopам и музеям. Доступ к сокровищам мировой живописи сегодня затруднен лишь художнику. Статус у него такой в нашем обществе! И что, думаете, это не сказывается на личности художника или не определяется его личностью? Личность в обществе значима, когда обладает потенциалом способным обеспечить влияние на остальных людей. За счет интеллектуального, морального, финансового или еще какого-либо превосходства. Только тогда, когда имеет такую возможность и желание эту возможность реализовать. Какое превосходство имеет личность современного художника над личностью простого потребителя произведений искусства? Думаю, что лишь одну – способность взглянуть на МИР так, как никто другой не сможет и зафиксировать это (в традиционных или заново созданных формах) так, чтобы это было интересно зрителю. Это раньше художник мог проповедовать моральные ценности и вызывать целую бурю в обществе (примеры сами, наверняка, знаете) и это защитывалось ему в актив. Сейчас такая ситуация невозможна – любая моральная проповедь вызовет лишь раздражение (в лучшем случае – безразличие). Резонанс не возникнет в любом случае. Это раньше художник, мог быть еще и естествоиспытателем, философом, инженером, а его рисунки, например, делали его (по признанию уже наших современников) еще и психофизиологом (это все о Леонардо). Сегодня это немыслимо! И что делает современный художник? Как он строит свою личность, чтобы занять соответствующее место (не должность!) в обществе? Иногда создается впечатление, что основное проявление личности современного художника - это недовольство этим самым обществом. («Зритель не тот, покупают не то, выставляют не то, рынком правят уроды, кругом жулики с фотошопом, даже на сайте цветовая дифференциация штанов неправильна», и т.д.). А ведь возможностей (творческих) у современного художника несоизмеримо больше, чем когда либо. Спросите себя – чего не хватает? Думаю, что всего двух вещей – денег и таланта. Но ведь денег всегда не хватает! А талант, говорят, лишь на 3% от бога (???), а остальное – труд! Тогда недостает лишь одного – УДАЧИ! Но она приходит лишь в процессе эксперимента над своим талантом.
Всем удачи, здоровья и возможности долго экспериментировать.
С почтением DrPoruchik
|
|