Тут прочитал, что гитарное соло обрабатывается буквально теми же программами, что и вокал! Это правда так? На самом ведь деле, соло - это тот же вокал, только внутренний, в гитарном исполнении...
Есть много общего в обработке сольных партий,но и отличий не меньше.Это большая тема!У гитары,например,другие частотные характеристики,значения компрессоров,. и т.д.Плюс много всяких примочек,начиная от фленжера до овердрайва.К каждому инструменту нужен свой подход.Ты поищи на МАСТЕР-КЛАСС,я там по моему видел тему,типа"Начинающему звукорежиссёру", и точно там тема есть"Частоты,рекомендуемые для эквализации".
Ребята, не ругайтесь, универсальная формула есть и она стара как сама звукозапись:
1. Эквализация
2. Панорамирование
3. Динамическая обработка (после может быть опять эквализация)
4. Пространственная обработка.
Могут быть вариации какие угодно, могут быть фишки, эффекты, но эквализация и панорамирование всегда в начале, иначе вы не добъетесь читаемости (прозрачность, частотный баланс) и локализации (детализация, стереобаза).
Глубина рулится как правило эквализацией и реверберацией, оным же добиваются и детализации. Громкостной баланс рулится по ходу.
Компрессия на вокале может быть, может и не быть. Способов множество, в тяжелых стилях компрессии очень много, может быть до нескольких компрессоров в цепи как последовательно, так и параллельно.
Всё зависит от задач и стиля. Нет предела творчеству в этом процессе.
Но качество очень сильно засисит от качества источника звука, способа записи и качества тракта (приборов, коммутации), от правильного подбора тембров, от правильно выполненной аранжировки, и что очень важно от качественного исполнения - драйвового, харизхматичного, ровного и чистого, музыка и музыкант первичен, не будет в руках музыканта музы, не будет и в записи как вы её не вылизывайте. Звучит музыкант а не микшерский пульт и динамики...
Звукозапись сугубо технический процесс, задача звукозаписи не сделать из г-на конфетку, но зафиксировать музыку, не более того, оценивается по техническим стандартам и штука субъективная:
И - последнее - компрессор всегда сильно обрубает частоты
Немного шокирован.
Стал мучиться мыслями:
может чего не знаю?
Поясните как прибор, задача которого
сужать динамический диапазон, вдруг может стать ножницами частотного спектра
С полосатиком всё ясно
а вот с обычным что то не так в вашей реплике.
Косвенно где то роется мысль что
динамика это в первую очередь разность громкостей.
Так же понимаю что если к каждой частоте спектра прикрутить по ручке громкости то можно и их рулить.
Но каким образом прибор воздействующий на весь трек (в данном случае вокал)
может обрубить частоты?
Жду ответа
И - последнее - компрессор всегда сильно обрубает частоты
Ну, вообще то с точностью до наоборот.
Сужая динамический диапазон, компрессор подтягивает тихое к громкому, соответственно и более тихий спектр подтянется к более громкому, т.е. субъективно это услышится как расширение спектра.
Причём тут - громкое, тихое? Компрессор с разными частотами работает по разному. Доказывать и не думаю - я это СЛЫШУ. И обрабатываю - на СЛУХ, а не по правилам. Правда, это начало получаться после лет 10 тыканий. Сейчас - слышу исходник - слышу в голове то, что хочу услышать в результате - делаю. Это - только опытом, и не тренировкой гамм, а повседневной работой со звуком, сравнивание с фирменными записями.
И - какое к хренам - субъективно, расширение спектра? Или путаем компрессор с энхансером, что ли? Компрессор диапазон - СЖИМАЕТ! Или уже что-то новее есть?
Ну, вообще то с точностью до наоборот.
Сужая динамический диапазон, компрессор подтягивает тихое к громкому, соответственно и более тихий спектр подтянется к более громкому, т.е. субъективно это услышится как расширение спектра.
Вы понимаете, что такое сужение динамического диапазона?
Цитата: angrunin, 24.01.2012 - 18:50
Компрессор с разными частотами работает по разному.
Спасибо за открытие.
Однако он никаких частот не обрубает. А вот с их амплитудами работает.
А уж как Вы слышите - Ваши проблемы.
Цитата: angrunin, 24.01.2012 - 18:50
расширение спектра? Или путаем компрессор с энхансером, что ли? Компрессор диапазон - СЖИМАЕТ! Или уже что-то новее есть?
А спектр, что такое по вашему?
Спектр чем характеризуется? Амплитудой и частотой. А если есть амплитуда, значит есть динамический диапазон. А если есть динамический диапазон, значит есть громче-тише.
И Вы это, хоть чутка то поняли о чем речь? Не?
Цитата: angrunin, 24.01.2012 - 18:50
И - какое к хренам - субъективно, расширение спектра?
А такое, что компрессор спектр никак не трогает, не обрубает, не добавляет, но работает с его амплитудами (блин, сто раз уже написал), сам спектр остается прежним, а вот распределение энергии по нему меняется от больших амплитуд к малеьнким, и от маленьких к большим. И попробуйте сказать, что амплитуда это не громкость. А отсюда и субъективизм в восприятии частот по спектру до компрессора и после компрессора.
Компрессор сглаживает, выравнивает спектр (АЧХ), но ничего не обрубает.
angrunin
Сделайте одолжение с помощью сети
найдите информацию как и почему появился компрессор.
Да появились гибриды параметрики и многополосной компрессии
Но если в вашей реплики имелся ввиду
обычный классический опто-компрессор
То вы просто не понимаете природу его работы.
А всё остальное что то аудиофильское.
На уровне кабель за 2000р метр
звучит музыкальней чем за 200 рубле1 7 метров.
Не верите считаете что глупец
Сходите на www.rmm.su и будет много пользы. Ибо уши ушами а физику звука следует изучать
Мне - изучать? Обязательно просто! А на РММ - бываю, но всё равно - спасибо!))) И - я обязательно выучу истоию создания компрессора и как он работает!! Наизусть!)))) А одлжений - не буду делать. Порой надо думать, потом писать, нет? И прекратите свою снисходительную манеру общения со мной.
Послушал первую попавшуюся Вашу работу. Не стоило меня призывать учиться работе с компрессором - право слово)))
Что обрубает? как обрубает?
Давайте с этим разберемся для начала.
Я понимаю так - обрубить эт как топором епнуть по сучку, был целый сучок, а стал обрубок...
Компрессор это топор?
В моем понимании топор это обрезной фильтр.
А компрессор не рубит, он обтёсывает весь сучок, по всей длине.
Ну, если мы будем спорить о терминах - пусть - на обрубает, пусть понижает. Повторю - СУБЪЕКТИВНО.
Кстати, если слово "обрубает" привязывать к сучкам и топорам, слово "фильтр" можно привязать к марле. Будем на этом уровне разбираться, на уровне филологии?
Ну вот начали ругаться
Дружище angrunin, не учить не указывать вам не намеревался. Если моя писанина
вызвала в вас обиды.
Простите! Не было и в мыслях.
Пусть в конце концов каждый останется при
своём мнении.
Мог бы сказать что либо и о ваших работах.
Но не стану.
Сделаю движение первым,
Затушим уголёк, пока свара в пожар не привратилась.
Да прибудет с тобой сила
1. Порядок этот - спорный и неправильный даже пожалуй. 2. В природе существуют эквалайзеры, в которых можно и порой нужно добавлять полосу. 3. Сам компрессор на вокале - только по необходимости и мягко-мягко. Компрессор применяется для вокалистов, не умеющих петь - искажает он, всегда. И - последнее - компрессор всегда сильно обрубает частоты. Именно поэтому - порядок имеет значение. 4. Для тех, у кого не получается хорошо обработать вокал: 1. НЕ СЛУШАТЬ НИЧЬИХ СОВЕТОВ, особенно выложенных в интернете (тоже нахлебался от советчиков). 2. Не пользоваться некачественными плагинами - при всей рекламе - корень зла в них, а потому - пробовать, экспериментировать. 3. Ревер - В ПОСЛЕДННЮЮ ОЧЕРЕДЬ, и если вокал стал звучать хуже - дело в применяемом ревере (ох, намучался я с вашим этим ТруВерб).
Я ннкому не навязываю своё мнение.!!!А человеку надо помочь хотя бы начать что-то делать!!!Пусть пробует,пытается,он сам придёт к своему звучанию,если захочет.Артур,не обращай внимания на непонятные названия всяких примочек-действуй,пробуй,ГРЫЗИ!!!!
Гитара вроде не плохо пишется, но вокал, это что-то с чем-то)) Кроме ревера, чем еще обрабатываете?
Ну это зависит от того,какой вокал(звучание его)тебе нужен!А так по стандарту:эквалайз,компрессор,ревер,дилэй,при желании можно добавить и другие примочки,типа хоруса,вакодера и т.д.Начни с эквалайза,компрессора и ревера.Крути ручки плавно!!!И внимательно прослушивай,ощущай и улавливай разницу!!!
1. Порядок этот - спорный и неправильный даже пожалуй.
Порядок этот наистандартнейший и рекомендуется как базовый, как отправная точка.
Цитата: angrunin, 23.01.2012 - 15:47
3. Сам компрессор на вокале - только по необходимости и мягко-мягко. Компрессор применяется для вокалистов, не умеющих петь - искажает он, всегда. И - последнее - компрессор всегда сильно обрубает частоты.
Наиполнейшая чушь, Вы это Майку Брауэру скажите, который пользует по пять компрессоров на вокале, у него навена пять раз частоты обрубает, а ЛаБри конечно же петь не умеет.
Уметь надо с приборами работать...
PS:
И вообще, покой обидели человека, он всего лишь хотел поделиться опытом и знаниями...
Да плевать мне на Майка. У меня свои уши есть. Да и другие звукорезы, кстати (а со многими профессионалами имею связь) поступают примерно так, как я. От исходника зависит. Мне рбъясните уж тогда - а для чего вообще вокал-то жать? Для выравнивания, ограничения? Или - просто тупо - жать? Пятью компрессорами?
Про ниастандартнейший порядок - номер ГОСТа не подскажете? Или - хотя бы ссылку?
to angrunin
Для чего вокал жать, я Вам объясню.
Воклист когда поёт, он, знаете ли, далеко не всегда на тихих нотах говорилку свою ближе к микрофону подносит. А на громких, соответственно, не всегда относит подальше.
Не до этого ему. Или не знает...Или вообще с бодуна...Бывает всяко.
Если говорить в грубом приближении, компрессор имитирует это естественное движение головы.
И всё, собственно.
Так что, жать не обязательно.
Но лучше, все таки, жать)))
Естественно, жать без фанатизма. Руководствуясь логикой произведения и здравым смыслом.
Мне рбъясните уж тогда - а для чего вообще вокал-то жать? Для выравнивания, ограничения? Или - просто тупо - жать? Пятью компрессорами?
Зачем же тупо то?
Компрессию применяют (с момента появления электронной звукозаписи) для контроля над динамикой, что на вокале, что на других инструментах. Вот и всё.
Можно и без него обойтись, например в фолке, или в классике, бывает достаточно фейдеров.
Вас послушать, так компрессор непременно вокал в асфальт раскатывает.
Еще раз повторюсь - уметь надо приборы пользовать, уместно и правильно.
Только вот глупостей не надо писАть про частоты и неумеющих петь, людей не смешите, и не вводите в заблуждение. То, о чем Вы говорите про частоту уместней назвать "окрашивание" и "искажения".
Цитата: angrunin, 25.01.2012 - 10:41
Про ниастандартнейший порядок - номер ГОСТа не подскажете? Или - хотя бы ссылку?
Читайте, больше читайте спец литературу...
И отличный практикум - разбирать мультитреки от фирмачей, благо нынче в них нет недостатка, а так же по-ассестировать в студии...
Надеюсь не надо объяснять, что нормальные люди учаться не доморощенно "я сам-с-усам", но на опыте признанных мастеров.
"Учить учёного" - не слыхали поговорку? У меня куча литературы признанных мастеров, в т.ч. на нерусских языках, выписываю специализированные журналы - это здорово помогает не слушать многочисленных умников с т.н. "видеошколами" и вообще - из Интернета, куча друзей - профессионалов, которые здорово помогают советами едва ли не по каждому треку (кстати, прослушивают на очень хороших мониторах (естесственно. И вообще - этот топ начинался с целью обучить меня?
И - разве я не писал, что жать - нужно, но - умеренно?
И последнее. Давно известно - в обработке звука - ПРАВИЛ НЕТ. А вы тут про стандарты какие-то...
Видите ли, дружище angrunin, я тут никого не учу, Вас в том числе. Я всего лишь изложил общепринятые базовые понятия, основы с которых начинается микширование. До учителя я не дорос, просто пытаюсь Вас поправить. А вот Вы учите, причем допуская ошибки тем самым вводя народ в заблуждение, не хорошо это. Я веду полемику на техническом языке, привожу примеры авторитетных миксинженеров с мировым именем. От Вас же слышим только эмоциональные выплески и ссылки на Ваш уникальный слух и на каких то абстрактных друзей, при этом ни одного грамотно построенного доказательства.
Дык о чем мы?
Привет Вашим друзьям... Кстате не пора ли научиться отвечать за себя не ссылаясь на друзей?
И это - не надо так нервничать, полноте, это всего лишь дискуссия.
>>>И - разве я не писал, что жать - нужно, но - умеренно?
Вы писали:
Цитата: "Компрессор применяется для вокалистов, не умеющих петь" - это полная чушь. Компрессия применяется для любого вокала, или не применяется, от умения петь это не зависит.
Цитата: "Сам компрессор на вокале - только по необходимости и мягко-мягко" - это полная чушь. Попробуйте сделать мягко-мягко в металле с RMS -5, или в клубной "колбасе". Хотелось бы послушать как это у вас получится...
Ну а про обрубок частот уже говорили...
Так где у Вас было написано, что "жать НУЖНО"?
Если Вас поправляют, извольте вести диалог технически грамотным языком а не софистикой в стиле "я слышу, а ты дурак патамушта у меня друзья профи"...
angrunin, я послушал один из Ваших треков (Одиночество) - было интересно, действительно ли Вы умудряетесь нормально вписать вокал в микс, не поджимая его компрессором.
Лично мое мнение: Пожалуй этот трек может являться хорошим наглядным примером того, почему НУЖНО компрессировать вокал :) Он же у Вас постоянно, то проваливается, то так выпирает так, что аж по ушам бьет!
PS: Не сочтите это за наезд на Ваши работы, просто, они явно не подтверждают Вашу точку зрения в этом споре.
Да тут дело то даже не в этом. Ну, да, при невысоком RMS фонограммы можно и без компрессора обойтись, огибающими динамику прорисовать, или фейдерами если на консоли. Но вот что делать с нежелательными транзиентами и взрывными атаками? Тоже ручками? Ну, атаки тоже можно измудриться и прорисовать, но транзиенты фиг нарисуешь, только давить...
А уповать на поставленный вокал глупо, динамика у самого подготовленного может быть от тройного пиано до тройного форте. Например, на субтоне уж никак не будет достаточно громко.
Ну, хочет человек потеть с ручной редакцией, флаг в руки.
При всем этом, компрессор всё это сделает в разы быстрей и точней при правильно выбранном приборе и настройках. Задавит какие то частотки? Дык а эквалайзер на что в режиме post? Полосатик есть еще на всякий случай.
В Одиночестве голос как раз зажат. Одиночество - сложное по структуре произведение, с большим количеством инструментов, но - голос как раз слышно, слова разборчивы.
Стало быть, где-то че-то недожали :)
Вокал звучит разборчиво - с этим я не спорю. Но, если бы единственной задачей сведения было просто обеспечить разборчивость звучания инструментов, то даже я бы смог работать звукорежиссером :)))
Вот kaban_03 практически уже озвучил то что я хотел описать как пример.
Опуским пока атаки и транзиенты
А в ручную огибающей автоматизируем динамику любой дорожки.
Что при этом будут страдать частотные характеристики? Или будут заметны настолько что субъективно будут восприниматься как
"обрубание частот"?.
Так в чём же разница компрессора - по сути авто фейдера громкости, и дорожки автоматизации динамики в плане этого пресловутого "обрубания частоты"?
Уже говорил что не пытаюсь задеть angrunin
Просто был не согласен и думал будет более ровный разговор.
Но получилось так что пост kaban_03
импонирует больше.
Каждый в праве сделать себе мнение.
Но мнение хорошо когда оно без абстракций
Да будет вам,коллеги!Каждый имеет то,что он имеет!Никто про стандарты и не говорит.Догмы и стандартизация убьёт интересный звук.Я,например,всегда в поиске новых звучаний и обработок!Кто-нибудь имеет что-нибудь интересного в плане новых находок?
Да полноте, angrunin, на что обижаться то?
На то, что Вам напомнили, что компрессор не эквалайзер и не фильтр?
Я вам могу объяснить, почему иногда КАЖЕТСЯ, что компрессор изменяет спектр техническим языком, если уж на то пошло.
Хотелось бы и от Вас слышать грамотную аргументацию.
Напрасно обижаетесь. Нормальная и поучительная дискуссия могла бы получиться.
Да полноте, angrunin, на что обижаться то?
На то, что Вам напомнили, что компрессор не эквалайзер и не фильтр?
Я вам могу объяснить, почему иногда КАЖЕТСЯ, что компрессор изменяет спектр техническим языком, если уж на то пошло.
Хотелось бы и от Вас слышать грамотную аргументацию.
Напрасно обижаетесь. Нормальная и поучительная дискуссия могла бы получиться.
Согласен,идёт нормальная дискуссия,мы здесь для этого!Будет вам angrunin!!!Продолжим???
Я не буду продолжать. Какой смысл писать чушь? Вам же это не пригодиться - эта самая чушь?
Окей, готов извиниться за резкость.
Но и Вам следовало бы сменить менторский тон на более демократичный.
И это, понты кидать не надо кто там у Вас в друзьях, письками не стоит мерятцо, а то вдруг не в Вашу пользу будет.
Так что, давайте лучше забудем, и перестроимся на более благозвучные нотки. Я, в свою очередь, готов на компромисс.
какой смысл компрессировать после экв-ра,для восстановления уже срезанного мусора???другое дело-скомпрессировать,а затем убрать не нужные герцы,равно же с ревером, сли слабый сигнал,то комп-сор не поможет-на мой взгляд,чем больше компр-ра,тем меньше тепла в вокале,да и в инструментах
Эквалайзеры можно и pre, и post, хоть два, хоть три, сколько угодно - почему же нет? Всё в наших руках.
А слабый сигнал поднять - много способов.
Есть такая штука для сохранения натуральности - цепь компрессоров, каждый из которых добирает по чуть-чуть, не более 3 db на каждом, хошь последовательно, хошь паралленльно, хошь в комбинации - уплотняет как надо и сохраняет боль-ме натуральность исходника. Опять же правильная работа с атаками, релизами и коленом, кстати последние как правило и есть камень преткновения. А уж обычная параллельная компр., вообще классика жанра.
Еще довольно часто плохо работают с верхом и суперверхом, перебирают с ним, иной раз вообще отрезать бы нафиг "воздух", ан нет, задерут так шо аж свистит всё. Вместо того, чтобы найти нужную серединку (bell) для читаемости и яркости, задирают шельфом верх, а потом дивятся откуда такая жесть появилась. А между тем эквлайзером лучше работать на понижение - чище и с фазами полегче будет. Выше 10-13 кГц практически нет никакой полезной информации кроме "рака ушей" (шутка с долей правды)
Если тракт, комната и "приборы" качественные, то не будет никаких явных артефактов при накачке. И кроме того, если уж никак без "грязи" не получается, то "приборы" можно подобрать так, чтобы их искажения пошли на пользу саунду, и выдать это как фишку.
Не надо бояться.
Главное, что бы конечный микс качал и ничего не лезло в ухи раздражающего.
Есть такая штука для сохранения натуральности - цепь компрессоров, каждый из которых добирает по чуть-чуть, не более 3 db на каждом, хошь последовательно, хошь паралленльно
А параллельно - эт как? Отправить сигнал на две AUX шины, на каждой из которых по компрессору с разными настройками?
А вообще, ребята, очень рекомендую вот эту шнягу, тем кто еще не знает:
"Production mixing mastering with waves"
В сети найти не проблема. Проекты представлены для разных DAW, платформ и стилей. Хороший курс и практикум на примере плагинов Waves, с текстовым описанием что к чему и почему. Сделан профессионалами для обучения профессионалов.
Отличное краткое и понятное разжевывание базовых технических понятий крайне необходмых звукачу (от Миши Чернецкого (Long), одного из лучших отечественных произведителей студийных приборов).
Недавно делал вещь,и попробовал такое:Песня в среднем темпе.Вступление-играют все инструменты.После вступает вокал,под аккомпанимент акуст.гитары.Так вот,в этот момент,я полностью вырубил ревера на голосе и гитаре.Тем самым приблизил картинку до упора.После запева вступили остальные инструменты-бас,барабаны и т.д.Я снова восстановил настройки реверов.Получилось необычно!Кто-нибудь проделывал такое?Как впечатление?
Эту тему обычно принято усложнять и окружать ореолом таинственности... Все зависит от того, какая музыка, кто что хочет получить на выходе: модный продукт, интересный продукт или реалистичный. Например, джаз подвергается минимальной обработке и минимальной компрессии. Попса - другое дело. Сводить можно практически на любой акустике класса HI-FI (желательно двухполосой) к которой вы привыкли. Важен конечный результат. Лично у меня стоят в качестве мониторов KEF-C. Проверяю на напольных CANTON, потом на автомагнитоле, "бум-бокусе". Сведение обычно надо делать хотя бы на трех источниках разного класса. У каждого свой опыт, Можно много об этом писать и говорить, но в конечном итоге каждый вырабатывает свой алгоритм работы со звуком в зависимости от своего бюджета и приоритетов.У меня есть по этому поводу небольшая статья которая висела у меня на сайте, если я ее найду - выложу у себя на странице.
Сводить можно в чем угодно, да хоть в мобильнике.
И нет никакой таинственности, всё давно измерено, просчитано, изложено и доступно любому, никто из этого секретов не делает. Вся таинственность от незнания.
Эту тему обычно принято усложнять и окружать ореолом таинственности... Все зависит от того, какая музыка, кто что хочет получить на выходе: модный продукт, интересный продукт или реалистичный. Например, джаз подвергается минимальной обработке и минимальной компрессии. Попса - другое дело. Сводить можно практически на любой акустике класса HI-FI (желательно двухполосой) к которой вы привыкли. Важен конечный результат. Лично у меня стоят в качестве мониторов KEF-C. Проверяю на напольных CANTON, потом на автомагнитоле, "бум-бокусе". Сведение обычно надо делать хотя бы на трех источниках разного класса. У каждого свой опыт, Можно много об этом писать и говорить, но в конечном итоге каждый вырабатывает свой алгоритм работы со звуком в зависимости от своего бюджета и приоритетов.У меня есть по этому поводу небольшая статья которая висела у меня на сайте, если я ее найду - выложу у себя на странице.