Друзья,господа,товарищи!В этой теме предлагаю обсуждать вопросы по записи,обработке,микшированию и т,д,,короче всё,что связано со звуком.И,пожалуйста,БОЛЬШАЯ просьба-не устраивайте здесь разборок друг с другом,не надо также обсуждать кто как играет.ТЕМА -ДЛЯ ЗВУКОРЕЖИССЁРОВ!!!
Мне кажется лично, что мастеринг мохно и на тех же фруктах сделать, если уши есть, трудновато, но с опытом придет свое и можно стать своеобразным себе звукорежисером!
23 февраля я выложу на своей страничке статью "Создаем фонограмму"... Надеюсь, найдется немало людей кому она будет интересна и в чем-то полезна, особенно начинающим... И не только...
Ты поднял интересную тему, очень капризную. Ответа здесь ты не найдешь. Надо понимать как он работает! Мастеринг это конечный этап. Чтобы добиться хороших результатов, предварительный этап, то есть сведение материала, было максимально точным. Нужен обязательно спектроанализатор!!! Сам же мастеринг необходим для более сбалансированного и плотного звучание, или для общего материала, когда весь альбом предположим стал звучать одинаково! Но это штука хитрая, и в основном делается аппаратно железным путем (не дешевым). Давай разберем, что такое мастеринг. Это этап компрессии, гейна или максимайза, эквализации, эксайтера, лимитера и т.д.
Если делать такие вещи, то лучшими VST на мой взгляд Озон 5, Voxengo - Soniformer или мне больше нравится. Одно но, ни каких пресетов, все ручками, ушами и глазами. При этом все время наблюдаем за спектром. ЕСТЬ ТО, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Для достижения хороших результатов, работать со звуком нужно не меняя частоту, от начального этапа записи до конца, включая и сам мастеринг. А частота должна быть не ниже 24бита 96кГц. Все что ниже не серьезно!!! И вот после мастеринга, файл уже переводится в сторону понижения 16/44.
привет. есть такая прага, ААМS называется. автоматически мастерит как отдельные треки, так и песни, так и альбомы приводит к одним частотным характеристикам! множество пресетов, но можно и свои создавать, загружая своих кумиров. можно и в ручную делать.. и на выходе неплохо выходит!!
Я в мастеринге-начинающий.Знаю,что им заниматься-тяжёлая работа,и кроме тог надо иметь "фирменные"мониторы.А возможно ли сделать качественный мастеринг дома?
Вполне... Есть много моих знакомых, что прекрасно сводят и на бытовых мониторах. Из железа необходимо как минимум толковый звуковой тракт для реализации всего задуманного, хотя деталей слышно не будет. Остальное осуществляется анализом спектра работы с желаемым качеством и воплощением своей идеи с такими же частотными характеристиками. Всё остальное (сведение) на слух, это уже дело вкуса. Приступая к анализу понравившейся работы желательно разделить её на каналы mid и side например в Cubase. Много ещё канечно зависит от знания механизмов работы используемых плагинов. Я, к примеру, использую Izotop Ozone 5 для мастеринга он уже имеет необходимые прэсэты..
мастерил на студийных Yamaxa -вроде ничего,проблема в помещение,отражении звука и т.д. ,правда имеется куча наворотов по подгонке,последние трэки свожу в наушниках,прослушиваю студийную в проектируемом стиле и подгоняю,например,если в трэк в стиле диско,то подгоняю в наушниках под BonyM или Eraption...
Эту тему обычно принято усложнять и окружать ореолом таинственности... Все зависит от того, какая музыка, кто что хочет получить на выходе: модный продукт, интересный продукт или реалистичный. Например, джаз подвергается минимальной обработке и минимальной компрессии. Попса - другое дело. Сводить можно практически на любой акустике класса HI-FI (желательно двухполосой) к которой вы привыкли. Важен конечный результат. Лично у меня стоят в качестве мониторов KEF-C. Проверяю на напольных CANTON, потом на автомагнитоле, "бум-бокусе". Сведение обычно надо делать хотя бы на трех источниках разного класса. У каждого свой опыт, Можно много об этом писать и говорить, но в конечном итоге каждый вырабатывает свой алгоритм работы со звуком в зависимости от своего бюджета и приоритетов.У меня есть по этому поводу небольшая статья которая висела у меня на сайте, если я ее найду - выложу у себя на странице.
Стоит отметить, что этот плагин для обработки на финальной стадии. Когда уровни громкости акапелы + инструментала уже высталены + компрессор и т.д., короче сведение уже проведено. Мастеринг - добавляет обьёма, придаёт форму, но ничего больше.
Я понимаю,что правильно проведённое сведение-это уже почти готовый продукт-но...Сравнивая с "фирменными"вещами,понимаешь,что ты ещё очень далёк ото идеала.
Фирмачи уделяют мастерингу много меньше внимания чем мы думаем о том.
Мастеринг не панацея, это лакировка скульптуры, но не доводка. Если сведение сделано с ошибками никакой мастеринг не вытащит. Не стоит уповать на мастеринг, лучше совершенствовать трекинг и сведение.
Впрочем, сейчас стали появлятся технлогии позволяющие вмешиваться в микс на уровне отельных партий.
Лично мое мнение - в последние лет 15 мастеринг деградирует, в большинстве случаев миксы убиваются а не улучшаются, что у нас, что на Западе. Ну эт, ИМХО.
То, о чём Вы говорите ("акапелы + инструментала") не имеет никакого отношения к мастерингу. Просто, овчинка не стоит выделки. Лично я принципиально не работажю с таким жанром, как "капа с минусом".
К сожалению все эти разговоры,ссылки на что то - пустой треп.
Подавляющее количество отметившихся в теме имеет смутное представление о мастеринге, либо не имеет... Ссори без обид..
Вполне... Есть много моих знакомых, что прекрасно сводят и на бытовых мониторах. Из железа необходимо как минимум толковый звуковой тракт для реализации всего задуманного, хотя деталей слышно не будет. Остальное осуществляется анализом спектра работы с желаемым качеством и воплощением своей идеи с такими же частотными характеристиками. Всё остальное (сведение) на слух, это уже дело вкуса. Приступая к анализу понравившейся работы желательно разделить её на каналы mid и side например в Cubase. Много ещё канечно зависит от знания механизмов работы используемых плагинов. Я, к примеру, использую Izotop Ozone 5 для мастеринга он уже имеет необходимые прэсэты..
Я тоже в нём пытаюсь работать,бесит то,что не могу всю картинку услышать без качественных мониторов,я прям зациклился на этом!
Я конечно не знаю какое оборудование ты используешь, но главное понимать разницу между домашней студией и комерческой. У меня дома тоже не Neumann стоит за несколько десятков тысяч $, для меня важно понимать что я выжимаю максимум из диапазона микрофона в 20Hz-20kHz и звуковой катры. Если тебе не сильно режет ухо то и другим тоже. Ведь качество изделий, купленых домой для записи, заставляет желать лучшего. От этого никуда не дется. Вот что ты хорошего сделаешь за 1000$?
Не согласен
- касаемо звука почти всегда прямопропорционально, за редким исключением.
Ну, разумеется в разумных пределах, када брэнды наглеть начинают.
Следуя такой логике тот же HARMAN давно уже разориться должен. Кто же будет покупать дорогие процессоры / кроссоверы / пульты / микрофоны и прочие мониторы высшего класса, если можно купить Phonic vs Behringer?
Тоже в аудишне работаю. А че тут посоветуешь? Все хорошо.Из за того, что правильно сделано панорамирование, все хорошо слышно. вокал просится добавить чуть, а может просто кажется, но с другой стороны- все же слышно и слова разборчиво. Потому что в панораме правильное место занимает.Вот у меня так не всегда получается.
Ну в какую...Для начала, нормальное железо должно быть, по всему тракту. От микрофона до мониторов. Помещение, что никто не дергал и за спиной не болтался, и много-много свободного времени)))))
Микрофон профессиональный Shure, железо качественное, звуковая карта только Аудиджи.. Помещение есть, вроде за спиной никто не болтается, кроме жены)) Да и в ноты вроде попадаем, а качество - отстой!(
aziat777 дело говорит. Эквализация, компрессия. Спасибо, в компьютере, не на магнитной ленте, всегда можно изменение откатить)))
Аккуратно, без рывков. И про делей да хорус с ревером вообще забыть. Это потом.
Опыт накопиться, звук придет. Или не придет...тут как фишка ляжет...
Очень много от исходного сигнала зависит.
Иногда сгоряча такого позапишешь... ковыряешся неделю, потом стираешь всё на фиг, и пишешь заново.
глянь в мою папку ПЕРЕПЕВКИ,если такая обработка голоса понравится.расскажу,как делаю это в абсолютно домашних условиях.
настолько увлекаюсь плотностью звучания вокала,что частенько явно беребарщиваю.но мне нравится такая бетонная стена звука.)))
Эквализация
в миксе у всех звучащих с голосом партий
прибрали 600 гц параметрическим
В голосе отрезаем низ что то около 100 гц.
Осветлить можно подняв немного в районе 2800 гц (не всегда нужно ибо если яркий голос то и прибирать возможно надо).
6000-8000 эффект присутствия (акуратно
могут вылезти шипящие)
Компрессор: как правило в них есть пресет вокала. Используем как базовый. При необходимости поджимаем
Моя цепочка такова
Пишем в моно, перевожу в стерео
Копирую на новый трек (оставить для
случая если что то запорол)
Ну про Мелодин скромно промолчу
1 TubeDriver эмулятор лампового предуселителя
2 DMGAudio EQuality в режиме Digital+
Режу низ 100 гц -48 дб, убираю немного в районе 1000 гц добротность 1.
Влияние комнаты плохой
После часто ставлю C6 из пакета Waves 8
Есть пресеты и дейсера и вокала в целом.
Весьма приличные
Если не ставлю, то компрессор от Softube
Tube-Tech CL 1B (как вариант плагин от
Waves RVox). Первый сложней настроить.
Второй практически автомат.
Да и у Softube есть эквалайзер
Tube-Tech PE 1C который не плохо красит
если нужно. Но перед применением обязательно прочесть мануал (есть на русском)
Очень часто ставлю после компрессора
CLA Vocals
Убираю в низ ручки компрессии и ревера.
Добавляю задержку, и питч
Голос становится более плотным.
В конце раньше ставил эскайтер SPL Vitalizer MK2-T.
Прибор очень шикарный но сложный. Может
и украсить и убить. Есть мануал без него
сложно очень.
Заменил на Waves APHEX VINTAGE AURAL EXCITER. Попроще меньше шансов испортить.
В конце во избежания клипинга ставлю
GClip работает более мягко или как жёсткий лимитер Waves L2.
Ну и важно знать что приборы делаю со звуком. Как они работают.
А на вопрос что ставить на вокал что бы
уложить в микс ответа нет.
Слишком объёмная тема. Требующая изучения и практики. Век учись и всё равно есть к чему стремиться
работаю в Cubase5-помимо кучи плагинов имеются и экво-ные готовые пресеты для инструментов и вокала-вполне нормальные,перепробовал уйму FX для обработки звука-всё одно и тоже,компрессоры
SSL с пресетами-нормальные.
Гитара вроде не плохо пишется, но вокал, это что-то с чем-то)) Кроме ревера, чем еще обрабатываете?
Ну это зависит от того,какой вокал(звучание его)тебе нужен!А так по стандарту:эквалайз,компрессор,ревер,дилэй,при желании можно добавить и другие примочки,типа хоруса,вакодера и т.д.Начни с эквалайза,компрессора и ревера.Крути ручки плавно!!!И внимательно прослушивай,ощущай и улавливай разницу!!!
1. Порядок этот - спорный и неправильный даже пожалуй. 2. В природе существуют эквалайзеры, в которых можно и порой нужно добавлять полосу. 3. Сам компрессор на вокале - только по необходимости и мягко-мягко. Компрессор применяется для вокалистов, не умеющих петь - искажает он, всегда. И - последнее - компрессор всегда сильно обрубает частоты. Именно поэтому - порядок имеет значение. 4. Для тех, у кого не получается хорошо обработать вокал: 1. НЕ СЛУШАТЬ НИЧЬИХ СОВЕТОВ, особенно выложенных в интернете (тоже нахлебался от советчиков). 2. Не пользоваться некачественными плагинами - при всей рекламе - корень зла в них, а потому - пробовать, экспериментировать. 3. Ревер - В ПОСЛЕДННЮЮ ОЧЕРЕДЬ, и если вокал стал звучать хуже - дело в применяемом ревере (ох, намучался я с вашим этим ТруВерб).
какой смысл компрессировать после экв-ра,для восстановления уже срезанного мусора???другое дело-скомпрессировать,а затем убрать не нужные герцы,равно же с ревером, сли слабый сигнал,то комп-сор не поможет-на мой взгляд,чем больше компр-ра,тем меньше тепла в вокале,да и в инструментах
Бэки обрабатываются немного по другому.Хотя цепочка плагинов остаётся такой же,но,опять таки,зависит от того,как ты их задумываешь сделать,и куда в картинке трека хочешь расположить.
Я компрессором пользуюсь всегда! окуратно- это другой вопрос...есть компрессоры с гейтом и с выбором частоты которую ты хочешь подчеркнуть. Если взять громкость за синусоиду-с громкими нотами и тихими,то компрессор приподнимает тихие.не торгая громкие - если силино прижать- не будет динамики!Так же компрессор подчеркивает низкую середину,-поэтому эквалайзером пользуюсь после кмпресса. А первое,что нужно сделать - это удалить шумы ,лишние вздохи и щелчки языка,компресс все подчеркнет!
Тру вербом на голосе не пользуюсь вообще! ни разу не устроил результат! Разве,что для оркестра... С голосом все мутно и железно - плохая разборчивость,голос улетает на второй план,саунд звукоизменяется сразу в приборе(без эффекта).
Вопрос к работающим звукорежиссерам:
Насколько много сейчас музыкантов, которые прописывают всю партию инструмента от начала до конца в один прием, одним take-ом? (Пусть со 100500-ой попытки, но одним куском). Интересен процент таких людей именно среди хороших музыкантов, а не среди всех, кто приходит в студию.
Kaban_03
То есть, без всяких перезаписей отдельных неудавшихся фрагментов (таких, где лажи нет, но можно было бы и лучше сыграть)?
А, примерно, каков процент таких людей?
Мне просто интересно, стоит ли мне биться головой ап стену и посыпать ее (голову) пеплом, из за того, что я так не умею, или сейчас большинство таких? :)))
Я ритм прописываю в один присест) С соло сложнее..
Прямо-таки всю ритм партию дабл-треком, со всеми нюансами, оттенками и с точным попаданием в долю с барабанами? :))) И за весь трек - ни единого заметного косяка?
Вопрос к работающим звукорежиссерам:
Насколько много сейчас музыкантов, которые прописывают всю партию инструмента от начала до конца в один прием, одним take-ом? (Пусть со 100500-ой попытки, но одним куском). Интересен процент таких людей именно среди хороших музыкантов, а не среди всех, кто приходит в студию.
Kaban_03
То есть, без всяких перезаписей отдельных неудавшихся фрагментов (таких, где лажи нет, но можно было бы и лучше сыграть)?
А, примерно, каков процент таких людей?
Мне просто интересно, стоит ли мне биться головой ап стену и посыпать ее (голову) пеплом, из за того, что я так не умею, или сейчас большинство таких? :)))
Да бывают претензии и к таким исполнителям, конечно же, в основном художественного характера.
А так, целиком сейчас мало кто пишет, все равно дублями - тактами, квадратами, даже пофразно, и даже те кто может за один проход полностью сыграть без ошибок.
Так что не переживайте. Современные технологии позволяют "вылизывать", это нормально. Раньше это было недоступно когда с лентой работали.
На ютубе есть видео Майкла Джексона, довольно показательно, даже такой профи и тот дублями записывался, при этом дубли на первый взгляд эдентичны как близнецы, не тренированнному уху различить сложновато, а они там что то еще различали.
Кроме этого не редкость, что прекрасный техничный исполнитель в студии теряется, не может выдать того на что способен. Довольно часто приглашают сессионных музыкантов, много альбомов где играют не участники групп а приглашенные, это рапространенная практика, причем на Западе в большей степени чем у нас.
Кривизна сейчас монтируется и редактируется на раз. Важно получить нужный характер партии, в контексте общей драматургии произведения.
Разумеется надо стараться добиваться идеального исполнения, на сколько это возможно, но зачастую это бывает много дольше чем редакцией.
Тут обычно ищут компромисс.
Главное, чтобы продукт получился вкусным. А уж какая кухня там дело десятое.
Концерт и студия разные вещи. То, что на концерте незаметно на студии вылазит как бельмо в глазу.
На ютубе есть видео Майкла Джексона, довольно показательно, даже такой профи и тот дублями записывался
Это интересно! А не помните как это видео найти можно?
Цитата: kaban_03, 23.01.2012 - 22:05
Главное, чтобы продукт получился вкусным. А уж какая кухня там дело десятое.
Согласен, главное - результат! (Собственно, по такому принципу и работаю) Но чем "честнее" результат, тем самом приятнее. Так сказать, оказывает благотворное влияние на ЧСВ :)
Цитата: kaban_03, 23.01.2012 - 22:05
Концерт и студия разные вещи. То, что на концерте незаметно на студии вылазит как бельмо в глазу.
Я ритм прописываю в один присест) С соло сложнее..
Прямо-таки всю ритм партию дабл-треком, со всеми нюансами, оттенками и с точным попаданием в долю с барабанами? :))) И за весь трек - ни единого заметного косяка?
Нет. Треки пишу отдельно, но по целому. Изредка приходится что-то исправлять.
После установки куб 5,-записываю вокал почти вслепую,двоит-троит при подключении любого компрессора в инсерт,или ревера на шине фх,карта-ТС електроник 24 д,изменение задержки не помогает,в маршрутизации в апаратной с галочками эксперементировал-все впустую,в кубе 3-такого не наблюдалось.
Может быть причина в слабоватом компе?или в драйверах карты?
Подскажите,будьте добры!
Кривизна сейчас монтируется и редактируется на раз. Важно получить нужный характер партии, в контексте общей драматургии произведения.
Разумеется надо стараться добиваться идеального исполнения, на сколько это возможно, но зачастую это бывает много дольше чем редакцией.
Тут обычно ищут компромисс.
Главное, чтобы продукт получился вкусным. А уж какая кухня там дело десятое.
Концерт и студия разные вещи. То, что на концерте незаметно на студии вылазит как бельмо в глазу.
Полностью согласен!!!Для того исполнители и приходят на студию,чтобы записать качественный трэк.А прописать несколько дублей и выбрать лучший-обычная практика!И ничего зазорного здесь нет.Я лично наблюдал процесс записи профессиональной группы,где все музыканты-супертехнари.Они писали и по 10-20 дублей!
1. Порядок этот - спорный и неправильный даже пожалуй. 2. В природе существуют эквалайзеры, в которых можно и порой нужно добавлять полосу. 3. Сам компрессор на вокале - только по необходимости и мягко-мягко. Компрессор применяется для вокалистов, не умеющих петь - искажает он, всегда. И - последнее - компрессор всегда сильно обрубает частоты. Именно поэтому - порядок имеет значение. 4. Для тех, у кого не получается хорошо обработать вокал: 1. НЕ СЛУШАТЬ НИЧЬИХ СОВЕТОВ, особенно выложенных в интернете (тоже нахлебался от советчиков). 2. Не пользоваться некачественными плагинами - при всей рекламе - корень зла в них, а потому - пробовать, экспериментировать. 3. Ревер - В ПОСЛЕДННЮЮ ОЧЕРЕДЬ, и если вокал стал звучать хуже - дело в применяемом ревере (ох, намучался я с вашим этим ТруВерб).
Я ннкому не навязываю своё мнение.!!!А человеку надо помочь хотя бы начать что-то делать!!!Пусть пробует,пытается,он сам придёт к своему звучанию,если захочет.Артур,не обращай внимания на непонятные названия всяких примочек-действуй,пробуй,ГРЫЗИ!!!!
К сведению.Я работаю с одним вокалистом,голос которого не обрабатываю никакими эквалайзами и компрессорами!!!Да,и это возможно!У него вокал-мечта звукорежиссёра!!!Поэтому всё,что касается голоса-это индивидуальный подход!Здесь нет и не может быть стандартов!!!