Жизнь Наполеона привлекает писателей и художников не только яркостью политических и военных событий, но и глубиной контраста между победными свершениями и финальным крахом выдающейся исторической личности.
Английский корабль доставил пленника на остров в 1815 г. Вместе с ним сюда прибывает и вся грандиозная предыстория его жизни: победы, драмы, легенды. Для маленького острова, затерянного посреди Атлантического океана, это, конечно, становится колоссальным потрясением, и возникшие событийно-эмоциональные напряжения не могли бесследно исчезнуть в 1821 г., когда Наполеон умер. Трагическая аура острова породила сонм призраков, живущих и сегодня своей жизнью посреди шума и суеты улиц Джеймстауна, автомобилей, туристических яхт и рыбацких баркасов.
Первый фантом, который мы видим перед собой, поселился на острове ещё при жизни Наполеона. Им стал призрак блистательного прошлого императора. Мы сразу узнаём его – властелин Европы в знаменитой надменной позе со скрещенными руками. Но вглядываясь в композицию мы замечаем в его лице что-то непривычное, отягчающее. Он уже знает своё будущее? Да, знает, и отводит глаза от пленника острова, сгорбленного человека на краю берегового утёса с потерянным взглядом, упирающимся в океанский прибой.
День и ночь эти двое ведут мрачный, тяжёлый разговор, задают себе и друг другу один и тот же вопрос: «А могло ведь быть иначе. Где совершена роковая ошибка?». Начал диалог в 1815 г. реальный Наполеон-пленник. С 1821 г. этот, то громкий, то молчаливый разговор, ведут два призрака.
Фантасмагория композиции предполагает неоднозначность толкований происходящего перед нашими глазами. Ясно, что рыбацкий баркас на переднем плане – это реальный дизель из нашего времени, проплывающий под фантомами якорей. А сами якоря, приковавшие императора к его последней гавани? Как метафора они понятны: этот большой корабль-Наполеон уже никогда не расправит паруса под океанскими ветрами (ветрами истории). Но, может быть, эти вбитые в грудь якоря не наши метафоры, а ночные кошмары реального пленника? Или постоянное бремя призрака, или его сон? А скалы тюремного острова и отвалившаяся глыба уже упавшая на плечи теснят в океан реального пленника, или его призрак?
Вокруг диалога двух главных действующих лиц кипит жизнь других фантомов острова. Нимфа из свиты Фортуны с высоты наполеоновского величия иронично заглядывает в жалкое нынешнее прозябание своего избранника. Это она смотрит сегодня, или из прошлого, в котором так щедро вручала своему любимцу штурвал и глобус? Знала ли она уже тогда, во времена победных ликований, что не сумеет он удержать в руках свой божественный шанс? Или для неё крах Наполеона тоже стал неожиданностью?
Остров стал приютом бесчисленных больших и мелких бесов, для которых униженный и сломленный венценосец – сладостная добыча. Их главным развлечением на острове являются розыгрыши императора с фантастическими идеями побега. Мы видим, как бес с издевательским энтузиазмом оповещает императора о возможности вылета на военном самолёте под прикрытием дайвинг-экскурсии. Наполеон, конечно, всё понимает: и про авиацию XXI-го века, и про дайвинг, и про бесов. Но ничто не отвлекает его от уже свершившейся судьбы. Якоря, тянущие плечи вниз, – это реальность, самолёт, взмывающий ввысь, – это призрак.
Художественной особенностью данной работы является то, что каменный цоколь, традиционно служащий лишь рабочим основанием композиций нашей галереи (чаще всего это также как в данной работе змеевик), «поднимается» здесь в ранг сюжетного компонента. Каменные блоки олицетворяют гористость острова Св.Елены, скалы побережья, смертельно нависшие над пленником, обрыв к океану, над которым он склонился.
Благодарю за высокую оценку работы! В этой работе ювелирные элементы сочетаются со сравнительно габаритной, силовой металлообработкой. И мне, как и Вам, ювелирные моменты кажутся на этом фоне даже более интересными
Из-за массивности бронзовых фигур и каменных фрагментов потребовалась усиленная конструкция каркасных креплений. Их осями являются 4 стальных стержня диаметром 5 мм с резьбовым закреплением в бронзовом цоколе. Ветвями каркаса являются стержни диаметром 3 и 4 мм. Крепление деталей: штифты, шплинты и резьбы с фиксацией эпоксидной смолой.
Очень интересная композиция и сам знаменитый Наполеон! Какой он был в 1812 году напавший на нашу страну и каким стал изгоем после поражении его французской армии возле Москвы. Ведь она сгорела до тла и погибли люди в огне, но не досталась Наполеону. На острове он, наверное всё время искал те промахи которые привели его к такому положению в жизни? Ну нам помогла наша природа Матушка ЗЕМЛЯ И ЗИМА - дали ему жару...
Композиция старается выразить сюжет, максимально концентрируя образность, символичность. При этом внутри мизансцены существует очень важный психологический «центр сосредоточения», который втягивает в себя весь эмоциональный спектр темы – это выражения лица Наполеона (двух лиц главных участников феерии).
Здесь необходим особый комментарий, поскольку мы выходим на границы возможностей представленного жанра. Его главным инструментом являются композиционные (системные) решения: подбор ансамбля персонажей, поиск их поз и взаимосвязей, поиск наиболее выразительной мизансцены и декоративного фона, структуры конструктивно-технологических блоков. А лицо персонажа – это уже совершенно другой жанр – жанр скульптурного портрета.
С изображением лица пленённого Наполеона в живописи и скульптуре вообще ситуация совершенно исключительная по своей сложности. Такой накал внутренних переживаний и противоречий может выразить далеко не каждый даже очень талантливый портретист. И есть мнение, что не случайно несколько замечательных живописцев мирового уровня изобразили Наполеона на о.Св.Елены «без лица» (или издали, или в глубокий профиль, или со спины).
Игорь! Глубокой ночью я с огромным интересом рассматривала Вашу работу и читала Ваши комментарии к ней. Удивляюсь Вашему глубочайшему проникновению в суть того, о чём Вы хотите поведать людям, встретившимся с Вашими работами. Вы в совершенстве владеете диалектикой души, создавая великолепные композиции, изображая своих героев в кризисные моменты их жизни, показывая нам их внутренний мир в движении и развитии в зависимости от влияния внешнего мира и состояния их души. И это заслуживает достойного уважения к Вам как к МАСТЕРУ своего дела. Примите мои искренние аплодисменты: Ваша работа о пленнике острова св.Елены ПРЕВОСХОДНА!
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за глубочайшую аналитику этой работы и всего творческого направления! Благодарю за постоянную поддержку моих творческих поисков!
Скульптору-системщику идти на корректировку портретных форм следует только в случаях явного несоответствия исходного материала с сюжетными замыслами. Решая художественные задачи в основном композиционными инструментами, я в соответствии с вышеизложенными соображениями не планировал мимическую корректировку фигур Наполеона. Но желание реализовать портретные резервы, оставалось.
Создавая композицию «Призраки острова Св.Елены» удалось для Наполеона-пленника отыскать на художественном рынке в Измайлово толстостенную бракованную бронзовую отливку, не имеющую никакой прорисовки лица персонажа, но в знаменитой наполеоновской шляпе. Поэтому представилась возможность поработать резцами, вытачивая конкретную драматургию образа. До Растрелли далеко, но принципиальная вписанность в композицию реализована. Лицо бюста, играющего роль «Призрака великого прошлого», не так радикально, но тоже скорректировано с целью повышения психологического напряжения образа.
У Вас, Игорь, руки ювелира...все детали отточены по мастерски...красивые, великолепные! Спасибо Вам, за Ваши красивые работы и за познавательные комментарии к ним!
Благодарю за высокую оценку работы! В ней, действительно, целый ряд ювелирных моментов, причём все они на фоне габаритных, массивных форм, что делает композицию и художественно, и технологически весьма специфичной
В связи описанным выше отклонением от жанра бронзовой миниатюры в область классического скульптурного портрета хочу ответить на часто задаваемый вопрос о важности специального художественного образования в построении бронзовых композиций. Сам я изначально образован в детстве скульптурным отделением Суриковской художественной школы в Лаврушинском переулке Москвы. Но сегодня настолько велики возможности дистанционного приобщения к теории и практике изобразительного искусства (в первую очередь к основам рисунка), что нет никаких проблем освоить главные приёмы корректировки фигурок и статуэток бронзового литья. А дальше развиваться, как жизнь подскажет: самообразованием, в учебных заведениях, практикой.
Допустим, у Вас в коллекции есть фигурка (или Вы знаете, где её достать), которая по всем признакам подходит задуманной композиции. Но фигурка «улыбается», а Вашему герою надо по сценарию «грустить». Значит, Вы должны знать, как штихель и надфиль могут изменить мимику персонажа. Если этими приёмами Вы не владеете, то естественно возможности реализовывать творческие замыслы резко сужаются.
Хотя иногда оригинальнейшая идея может быть реализована самым стандартным исходным материалом без какой-либо переработки. И вообще бывают художники, которые так положат на столе два карандаша, что залюбуешься. Но такое случается очень редко.
Игорь, спасибо огромное за Ваш талант! Эти ювелирные работы достойны самой высокой оценки! Очень интересное описание к работе. Почитала с удовольствием!
Примите мои искренние аплодисменты, Игорь! Вашу работу о пленнике острова св.Елены можно рассматривать бесконечно! Детали становятся "говорящими" в свете очень интересных комментарий
к вашей работе.
Благодарю за высокую оценку работы! Да, композиция предполагает многовариантность толкований, крутые фантазийные повороты в восприятии, творческость восприятия
Необыкновенно!
Где-то во Франции у предков Наполеона есть карта с обозначением места зарытого при отступлении императора клада в Вилейском районе Минской обл. РБ.
Необыкновенно!
Где-то во Франции, у потомков Наполеона есть карта с обозначением места зарытого при отступлении императора клада в Вилейском р-не Минской обл. РБ. Интрига сохраняется...
Благодарю за высокую оценку работы! Да, оставил император много следов по всей Европе. И многие из этих следов ещё станут сюжетами художественных произведений
Благодарю за высокую оценку работы! «Не только ручки золотые» – это Вы глубоко сказали. Главное в композиции – это её художественная идея (если она, конечно, интересная)! Здесь идея состоит в том, что у нас перед глазами одновременно две фигуры Наполеона, диалог двух образов одного и того же человека. В этом художественная новизна скульптуры, её художественный нерв. А то, что исполнено ювелирно — это второе.
очень много символики..Есть над чем остановиться..и подумать И я уверена что у каждого они вызовут различные картинки понимания их. Я люблю именно такиое искусство, где хочется остановиться..и подумать
Сложнейшая работа! Для меня особо сейчас интересная, так как только что посмотрела «Войну и мир» в Вахтанговском театре! Сколько противоречивых чувств разрывало современников Наполеона - да и сейчас его образ никого не оставляет равнодушным. Ваша работа очень глубоко погружает в переживания человека, вызывавшего восхищение и ненависть одновременно. Интересно, что больше так никого не романтизировали - ни Александра Македонского, ни Тамерлана, ни уж тем более, немецких захватчиков, разве что немного могут похвастаться латиноамериканские вожди, но масштабы их скромны. В чем секрет фигуры Наполеона на фоне других «завоевателей», на Ваш авторский взгляд?
Воспитанный эпохой романтизма Наполеон сознательно видел цель своей жизни в формировании романтично-героического имиджа, и явно в этом преуспел. Продвижение по службе, победы в сражениях и политических играх – всё исключительно за счёт личных деловых качеств. Огромную роль сыграло умение эффектно (не скромно) демонстрировать эти личные качества, последовательно наращивая свой авторитет в армии и народе и дав богатую пищу поколениям литераторов. Отрицание пацифизма, недопустимости человеческих жертв входило в тот романтизм совершенно естественно. А для сегодняшней планеты Наполеон – это напоминание хоть о каком-то романтизме.
Да, интереснейшая историческая личность. И финальный период жизни как будто специально придуман, чтобы отражаться в литературе и изобразительном искусстве