В какун дня России и день рождения Петра 1 вспомним немного истории.
И так же этот кастик - рассказ об истории создания памятников Петру в Петербурге.
Романов Пётр Алексеевич ... Пётр 1 ... Пётр великий ...
Об этом человеке написано и сказано очень много. Его увековечили многие литераторы, художники, скульпторы, музыканты и режиссёры. Мнения о персоне Петра и его деятельности бытуют как положительные, так и отрицательные.
Тем не менее - этот человек поднял Россию и создал великую державу. И заложил первый камень в строительство города на Неве. Волею судеб день его рождения приходится между днём рождения Санкт - Петербурга и днём России, будто некое связующее звено...
Романов Пётр Алексеевич
(9 июня 1672 г. — 8 февраля 1725 г.)
~ ВРЕМЕНИ ДА НЕПОДВЛАСТЕН ~
Пётр родился в ночь на 9 (30 мая) июня 1672 года в Теремном дворце Московского Кремля (в 7235 году по принятому тогда летоисчислению «от сотворения мира»).
Отец — царь Алексей Михайлович — имел многочисленное потомство: Пётр был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной. 29 июня в день Святых Петра и Павла царевич был крещён в Чудовом монастыре (по другим данным в храме Григория Неокесарийского в Москве, в Дербицах, протопопом Андреем Савиновым) и наречён Петром.
~ Вклад в создание и развитие государства российского ~
Реформа управления Петра I
В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр I основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий — центральных органов отраслевого управления, основанных принципиально иначе, чем старомосковские приказы. Новые органы власти — исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент — детальная инструкция по организации работы новых учреждений. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Это имело важное значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. В 1721, после окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества».
Преобразования в экономике
Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности. Однако ее развитие в условиях военного времени привело к приоритетному развитию отраслей тяжелой индустрии, которые по окончании войны существовать без поддержки государства уже не могли. Фактически закрепощенное положение городского населения, высокие налоги, насильственное закрытие Архангельского порта и некоторые другие правительственные меры не благоприятствовали развитию внешней торговли. В целом продолжавшаяся в течение 21 года изнурительная война, требовавшая крупных капиталовложений, получаемых в основном путем чрезвычайных налогов, привела к фактическому обнищанию населения страны, массовым побегам крестьян, разорению торговцев и промышленников.
Преобразования Петра I в области культуры
Время Петра I — это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. В 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725).
Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр I стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени.
* * *
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Памятник Петру I работы скульптора Э.М.Фальконе. Воспетый А.С.Пушкиным в своей поэме, с 1833 года он известен как «Медный всадник». В работе над образом Петра I Этьену Морису Фальконе помогала его ученица Мари Анн Колло. Работа над памятником длилась более 10 лет (с 1766 по 1778 гг). Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года и было приурочено к двадцатилетию царствования на престоле Екатерины II. О чем и свидетельствуют надписи на гранитном постаменте: на одной стороне «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая лета 1782», а на другой «PETRO primo KATHARINA secunda MDCCLXXXII».
Памятник Петру I у Михайловского замка
В 1716 году скульптору Карло Бартоломео Растрелли поручили создание памятника Петру I. Но при жизни императора осуществить задуманное не удалось. Только в 1744, незадолго до своей смерти, скульптор завершил работу над литейной формой. Отливку памятника осуществил в 1747 году его сын — Франческо Бартоломео. Однако обстоятельства сложились таким образом, что скульптор был отстранен от дел взошедшей на престол императрицой Екатериной II, вследствие чего памятник так и не был установлен и отправлен на хранение на склад Канцелярии строений.
В 1800 году император Павел I приказал установить памятник перед своей новой резиденцией — Михайловским замком. Он же приказал сделать на постаменте надпись «Прадеду Правнук». Петр I изображен в виде римского императора, увенчанного лавровым венком победителя, сидящим на мощном коне и сжимающим в правой руке жезл полководства. Скульптурная группа установлена на высоком мраморном постаменте работы архитектора Ф.И. Волкова.
Царь - плотник
27 июня 1910 года на аллее Адмиралтейской набережной памятник был торжественно открыт. Скульптор изобразил молодого Петра во время обучения корабельному делу в голландском городе Саардаме (Заандаме). Отсюда и довольно длинное название памятника, выбитое на постаменте: «Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году». В народе же за памятником закрепилось краткое, но емкое «Царь-плотник». Николаю II памятник очень понравился и он велел изготовить такой же в «половинный размер» в дар городу Саардаму. Но размеры нового памятника оказались не соразмерны выбранной властями для установки площади. Поэтому был заказан третий, в размер петербургского, памятник. Который и был открыт в мае 1911 года в Саардаме.
Второй же памятник «в получеловеческий рост» (так было написано в сопроводительном документе) осенью 1911 года был установлен в Летнем саду.
Судьба оказалась неблагосклонна к обоим петербургским памятникам «Царю-плотнику» — в 1918 году один из них, на Адмиралтейской набережной, был сперва снят, а потом переплавлен. В 1934 году был снят и памятник в Летнем саду.
По случаю 300-летия создания Российского флота и в память Великого Посольства Петра I правительство Нидерландов приняло решение о создании копии с памятника в Саардаме, которая и была установлена на прежнем месте. На низком гранитном постаменте выбита памятная надпись: «Этот памятник подарен городу Санкт-Петербургу Королевством Нидерланды. Открыт 7 сентября 1996 года Его Королевским Высочеством Принцем Орланским».
Памятник Петру I у Сампсониевского собора
Напротив Сампсониевского собора стоит памятник Петру I. Надпись на обратной стороне его гранитного постамента гласит: «Памятник Петру I. Скульптор М.Антокольский. Сооружен потомками фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Велткого в память 200-летия победы над шведами под Полтавой. 27 июня 1909 г.» скульптура являла собой бронзовую отливку с модели скульптора М.М.Антокольского, впервые установленной еще в 1884 году в Нижнем парке Петергофа. Было отлито несколько скульптур для памятников Петру I в разных городах Российской империи, так или иначе связанных с именем Петра: Шлиссербурге, Архангельске, Таганроге.
В 1929 году был разобран и к 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 г. памятник восстановили.
На бронзовой доске-картуше на лицевой стороне гранитного постамента написано: «ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ «А О ПЕТРЕ ВЕДАЙТЕ, ЧТО ЕМУ ЖИЗНЬ НЕ ДОРОГА — ЖИЛА БЫ ТОЛЬКО РОССИЯ...»
Бюст Петра I на Московском вокзале в Санкт - Петербурге
В световом зале Московского вокзала встречает и провожает пассажиров памятник основателю нашего города. За основу взят бюст Петра I, созданный в 1723-1729 годах К.Б. Растрелли. Скульптор Альберт Серафимович Чаркин, которому помогал скульптор-реставратор Владимир Владимирович Оленев, увеличил в размерах до 229 см и доработал исходный материал. Отлили бюст из бронзы в ООО «Комбинат «Скульптура». Установлен бюст на постамент высотой 450 см из чёрного лабрадора, доставшийся от ранее стоявшего на нём бюста В.И. Ленина скульптора Л.А. Месса. В работе по установке бюста Петра I в световом зале Московского вокзала принимал участие архитектор Сергей Леонидович Михайлов.
Изображение : анимашка Helen Valdes
Исходники : портрет Петра 1 - интернет + фото памятников в СПб с сайта Гончаренко Юрий Константиновича С фотоаппаратом по Питеру
Звук: Пётр Чайковский. Торжественный коронационный марш
Текст : размышления Helen Valdes + выдержки из биографии Петра 1 с сайта http://to-name.ru/biography/petr-1.htm + отрывок из поэмы А.С. Пушкина Медный всадник с сайта http://ilibrary.ru/text/451/p.1/index.html
Спасибо огромное. Мимо этой даты тоже не могла пройти. Пётр основал не только мой город, один из красивейших городов мира, но создал великое государство. Конечно как в истории любого правления и правителя были и отрицательные стороны. Но нет худа без добра. Россия получила статус и вляние в Европе. Пётр не только прорубил окно в Европу - он открыл нашему народу путь совсем в другую жизнь. И конечно он внёс огромный вклад в образование. И во времена его правления возможность учится и даже делать карьеру получили те слои населения, которым это раньше было недоступно по многим факторам. Мы вышли в свет, а лучше сказать - НА свет . И ещё Пётр принёс там картофель и кофе И что интересно - день его рождения не соседствует с днём рождения Питера и России - но и с днём рождения Пушкина. Что-то в этом есть такое ... Ничего просто так не происходит в нашем мире Все эти факты взаимосвязаны некой незримой нитью ...
Спасибо огромное
Не могла пройти мимо этой даты. Волеб судеб день рождения Питера, день России (можно сказать тоже день рождения), день рождения Петра и день рождения Пушкина следуют друг за другом и приходятся на один, очень короткий, промежуток времени. Что -то в этом есть ... Некая незримая связующая нить...
Спасибо огромное Не могла пройти мимо этой даты. И волею судеб дни рождения Питера, Пушкина, Петра и России идут один за другим с разницей в пару дней. Что-то в этом есть Некая незримая нить...