«Екатерина Павловна Майкова в жизни и творчестве И.А.Гончарова» (к 200-летию со дня рождения великого русского писателя). Читает поэтесса Рина Стоцкая
Плэйкасты / Другое / «Екатерина Павловна Майкова в жизни и творчестве И.А.Гончарова» (к 200-летию со дня рождения великого русского писателя). Читает поэтесса Рина Стоцкая
Дорогие друзья, мне хотелось бы, чтобы вы увидели меня немного с другой стороны, не как поэтессу, а как исследователя, много лет посвятившего жизни и творчеству Ивана Александровича Гончарова
Огромная благодарность потрясающе талантливой поэтессе Риночке Стоцкой за великолепное прочтение, за её удивительный талант!
"Пусть говорят: «Не сотвори кумира»,
Но для меня Вы больше, чем кумир,
Сокровища и все богатства мира
Мне не заменят строчек Ваших мир."
Нина Климко
Летом 1857 года И.А. Гончаров был одержим безумной страстью. Из австрийского курортного города Мариенбада он писал друзьям: «Едва выпью свои три кружки и избегаю весь Мариенбад с 6 до 9 часов, едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней: сижу в её комнате…не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж, не знаю; всё будет зависеть от того, овладею я ею или нет. Если овладею, то в одно время приедем и в Петербург, и вы увидите её и решите, стоит ли она того страстного внимания, с каким я вожусь с ней, или это так, бесцветная, бледная женщина, которая сияет лучами только для моих влюблённых глаз? Тогда, может быть, и я разочаруюсь и кину её…Но теперь, теперь волнение моё доходит до бешенства: так и в молодости не было со мной…»
В Мариенбаде за три недели Иван Александрович завершает работу над романом «Обломов», которую не мог закончить в течение десяти лет. Впервые здесь, на страницах рукописи, появляется образ Ольги Ильинской. Главная героиня настолько захватила писателя, что по- новому озарила замысел романа. Именно ей были адресованы вышеприведённые строки, написанные друзьям с целью явного розыгрыша. «Женщина эта – моё же создание, писанное конечно, - ну, теперь угадали, недогадливые, что я сижу за пером?», - шутил он.
Кто был прототипом Ольги Ильинской? Этот вопрос мучает не одно поколение исследователей. Известно, что Гончаров в это время был очень сильно влюблен в Елизавету Васильевну Толстую, и пережив очередную драму, расставшись с любимой, которая в январе 1857 года вышла замуж, писал роман «во имя её». Но в письме к своему другу И.И. Льховскому из Мариенбада от 2 (14) августа мы читаем, что при «этой фигуре (Ольги Ильинской – Н.К.) мне не приходили в голову ни Е.В., ни А.А…». И всё-таки прототип был. Любопытна в этом плане запись, сделанная Екатериной Андреевной Штакеншнейдер, дочерью известного архитектора, в дневнике от 18 мая 1858 г.: «Гончаров кончил свой «Сон Обломова» и читал его некоторым друзьям. Кто-то заметил, что главное женское лицо слишком идеально, Гончаров отвечал, что писал его с натуры и что оригиналом ему служила Екатерина Павловна».
Екатерина Павловна Майкова, оставила заметный след в его жизни и творчестве, оказала огромное влияние на создание двух замечательных женских образов в русской литературе ХХIХ в.: Ольги Ильинской - в романе «Обломов» и Веры – в романе «Обрыв». «Будь мне 30 лет, я бы пал перед ней на колени и сказал: «Ольга Ильинская – это ты!», - читаем мы в одном из его писем.
Екатерина Павловна (в девичестве Калита) родилась в 1836 г. на Украине в родовом имении Калитовке, находившейся в 100 километрах от Киева. В трёхлетнем возрасте, лишившись матери, была отдана отцом на воспитание родственникам, где получила домашнее образование. Жизнь её в эти годы складывалась далеко неблагополучно. В 13 лет вместе с отцом Катя поселяется в Петербурге и продолжает образование в пансионе, а в августе 1852 г. шестнадцатилетнюю Екатерину выдают замуж за Владимира Николаевича Майкова. Так Екатерина Павловна становится членом старинной дворянской семьи Майковых, с которой И.А.Гончаров был особенно близок на протяжении всей своей жизни в Петербурге.
С Катенькой Калитой Иван Александрович познакомился на ее свадьбе, состоявшейся незадолго до его кругосветного плавания.
В конце 50-х годов, после возвращения из кругосветного путешествия в этой семье он стал бывать чаще, чем в других. О своих посещениях этого дома Гончаров писал другу А.И. Мусину-Пушкину 27 октября 1856 г.: «…я совсем одичал и почти никуда не хожу, кроме Майковых, да еще одного или двух коротких домов». Здесь он находил не только тепло, понимание и заботу, но и широкое поле для наблюдения и изучения богатой женской натуры в лице юной Екатерины Павловны.
Она обладала действительно незаурядным характером, порывистым, энергичным, устремленным к деятельности. От природы была щедро одарена талантами: великолепно пела, тонко чувствовала прекрасное, была не лишена литературных способностей. Е.А. Штакеншнейдер в дневнике запечатлела внешний и внутренний облик Майковой: «Екатерина Павловна -совсем исключительное создание. Она вовсе не красавица, невысокого роста, худенькая и слабенькая, но она лучше всяких красавиц какой-то неуловимой грацией и умом. Главное, не будучи кокеткой, не обращая внимания на внешность и наряды, она обладает в высшей степени тайной привлекать людей и внушать им какое-то бережное поклонение к себе. За ней все ухаживают: и муж, и родители мужа, и все близкие; и она необычайно мила и ласкова со всеми ними», а в другой записи добавляет: «…Гончаров от неё без ума».
Многое роднит Е. П. Майкову с героиней гончаровского романа. Это и необыкновенный ум, грация, естественность, отсутствие кокетства, любовь ко всему прекрасному, тонкий изящный вкус, замечательный голос. В неизданных воспоминаниях друга семьи, писательницы В.И.Дмитриевой, о Е.П. Майковой имеются такие строки: «…Гончаров проводил около нее целые часы и любил слушать её пение. Каждый раз, бывая у Майковых, он непременно усаживал Екатерину Павловну за фортепьяно и просил спеть популярную тогда арию из оперы «Норма» «Casta diva…». Именно эту арию исполняет в романе Ольга Ильинская.
От природы Екатерина Павловна была очень болезненной, но, несмотря на частые недомогания, она неустанно следила за литературной, общественной жизнью, редактировала журнал «Подснежник», издаваемый мужем. Гончаров, навещая больную, был нередко удивлен, что даже во время болезни вокруг нее «разложены все журналы».
Стремление вырваться из круга семейных интересов, посвятить себя общественному служению, мы находим и у Ольги Ильинской.
Писателя и Екатерину Павловну связывали очень доверительные, дружеские отношения: «Мое влечение к Вам, – писал ей Гончаров в одном из писем, – не есть влечение к хорошенькой женщине – Вы это знаете… Вы помните, как охотно я спешил к Вам и предпочитал Вашу комнату в Вашей семье аристократическим будуарам и Вашу беседу беседе с раздушенными барынями – отчего же? Ведь у меня «любовных» видов на Вас не было и никакой такой благодати от Вас я не ждал? Следовательно, в женском Вашем уме и честном характере находил больше красоты, нежели на красивых лицах и плечах «раздушенных барышень».
Особенно они сблизились в начале 60-х годов, во время работы над романом «Обрыв». Писатель доверял её литературному чутью и не раз обращался к ней с просьбами: высказать свое суждение о написанном, разобрать, систематизировать и переписать черновые наброски. Екатерина Павловна делала все это с удовольствием, более того, всячески поддерживала и вдохновляла Ивана Александровича на дальнейшую работу над романом.
Отсутствие четко продуманного плана сковывало писателя, доводило его до полного отчаяния.
Но судьбе было так угодно, что именно Екатерине Майковой он будет обязан существенными изменениями в программе романа. Дальнейшие события её жизни, буквально потрясут Ивана Александровича и коренным образом отразятся на замысле «Обрыва».
Летом 1864 г. Екатерина Павловна, возвращаясь с кумысного лечения, познакомится на пароходе с неким студентом Федором Любимовым. Этот момент очень выразительно запечатлела В.И.Дмитриева: «…ввалился на пароход дюжий, неотесанный парень, некрасивый, грубоватый, но весь пропитанный какой-то дикой, черноземной силой…». Сын священника, Федор Любимов был родом из Сибири. Вскоре этот молодой человек станет не только домашним учителем детей Майковых, но и любовником Екатерины Павловны, а летом 1866 года она, увлеченная революционными идеями, навсегда оставила свой дом, мужа, троих детей. В это время Екатерина Павловна ждала четвертого ребенка, но уже от Любимова. Родившегося мальчика под именем Константина Иванова родители отдали на воспитание посторонней женщине. Освободившись от обязанностей «жены-няньки», Майкова посвятила себя общественным делам: записалась на женские курсы, стала посещать петербургские коммуны. Вскоре вместе с Любимовым она покинула Петербург и устроилась в только что созданной коммуне на Северном Кавказе. Коммуна в основном состояла из людей, не приученных ни к физическому труду, ни к отсутствию удобств. Жизнь на средства от собственного труда не очень-то получалась, а вскоре и вовсе наскучила, пошли раздоры, стычки. Любимова отчислили из академии. Он стал крайне грубым, начал пить. В довершении всего, Екатерина Павловна узнала о том, что её младший сын оказался в петербургских трущобах. Она навсегда вышла из коммуны и поселилась в окрестностях Сочи, где прожила долгую, почти незаметную жизнь, сначала одна, потом со своим младшим сыном. Удивительно, что эта хрупкая болезненная женщина почти на сорок лет пережила своего оставленного мужа, В.Н. Майкова, который так и не смог оправиться после её ухода и спился.
Семейная драма Майковых воспринималась Гончаровым очень лично. Он предпринимал титанические усилия, чтобы вернуть Екатерину Павловну в семью, уберечь от рокового, гибельного шага. В письмах к ней он напоминал о ее роли и месте в жизни, о долге перед детьми: «Вы нужны Женчуше не затем, чтобы вывозить девочку и искать ей женихов, а приготовить быть женщиной, а Варю – мужчиной. (Имеется в виду сын Майковой – Валерьян – Н.Е.). Вы обладаете огромными качествами и, естественно, думал я, прежде всего, употребите их на произведенное Вами на свет поколение».
В романе, словно обращаясь к Екатерине Майковой, Гончаров писал о роли и высоком назначении женщины: «Мы не равны: вы выше нас, вы сила, мы ваше орудие. Не отнимайте у нас…ни сохи, ни заступа, ни меча из рук. Мы взроем вам землю, украсим её, спустимся в её бездну, переплывём моря, пересчитаем звёзды, - а вы, рожая нас, берегите, как провидение, наше детство и юность, воспитывайте нас честными, учите труду, человечности, добру и той любви, какую творец вложил в ваши сердца, - и мы твёрдо вынесем битвы жизни и пойдём за вами вслед туда, где всё совершенство, где – вечная красота!»
Гончаров как никто другой знал, что ждет впереди Екатерину Павловну, и призывал её избавиться от романтического взгляда на любовь: «Вы идеалистка – Вы должны знать это, и, конечно, знаете, что Вы никогда и ничем не удовлетворитесь, ни на чем не остановитесь, а также ни на ком…».
Аналогичные драмы происходили в этот период в других семьях, и Гончаров, конечно же, знал об этом: «Разве многие изящные красавицы не пошли с ними на их чердак, в их подвалы, бросив – одни родителей, другие мужей и еще хуже – детей? Сколько слухов о каких-то фаланстериях, куда уходили гнездиться разные Веры!...».
В эти годы, пережив сильное потрясение, И.А.Гончаров отступает от первоначального замысла романа «Обрыв», согласно которому, его героиня следует за возлюбленным в ссылку, разделив с ним его убеждения. Гончарову вдруг становится ясно, каким содержанием он должен наполнить своего нового героя. Это будет уже не мужественная и героическая личность, а совсем иная, нигилист, проповедник «свободной любви», разрушитель.
В измененном варианте сюжета между Верой и Марком встанет «непроходимая разность убеждений». Восхищение Верой в первоначальном замысле сменяется её осуждением. В финале романа Вера отвергает правду Марка Волохова. Пройдя через страдания, горечь разочарований, падение, Вера возрождается к новой жизни и возвращается к старой правде бабушки.
С Екатериной Павловной Майковой Иван Александрович больше никогда не увидится, но они расстанутся ни сразу, еще долго будут писать они друг другу и по поводу романа «Обрыв», и по поводу её личной драмы. От их когда-то немалой переписки осталось всего пять писем. Пять писем… и два романа.
Ниночка, родная моя, какое прекрасное повествование о любви и трагедии. Спасибо тебе за то, что дала прикоснуться к истории жизни этих непростых людей. Любовь Гончарова чистая на духовном уровне, и сила его любви так велика, что она осталась в его романах. Майкова - женщина-ветер, и несмотря на ее непростительные ошибки по отношению к своим детям и мужу, никто не вправе ее судить - это жизнь... Мы - сами себе судьи..
Дорогая и любимая моя Риночка, спасибо за великолепный отзыв.
Очень захотелось поделиться в друзьями своими публицистическими работами. Рада, что понравилось. Спасибо что прочла!!! Обнимаю с любовью!!!
Дорогой Валерочка, спасибо за внимание и отзыв!!!
Публицистика редкое явление на нашем поэтическом сайте, захотелось поделиться с друзьями своми работами. Обнимаю!!!
Огромное спасибо, дорогой Виктор, что прочли и дали высокую оценку моей работе, одной из многих, написанных об Иване Александровиче. Кроме публицистики есть ещё целый ряд научных статей, опубликованных в разных сборниках, в том числе, и международных. Захотелось поделиться с друзьями!!!
Удачи Вам и вдохновения!!!
Человеческие трагедии особенно сильны в среде творческих людей...Как более утонченных душах и сердцах...Но,как знать,что творилось в глубинах душ их,какие бури и чья правда была в итоге...Одному Богу ведомо...
Очень интересный экскурс в прошлое интересных личностей...Спасибо за взгляд издалека...Успехов!!!
Ниночка!Спасибо тебе за прекрасное повествование!Читала с большим интересом,хотя давно знала об этом...Музыка придаёт определённое волнение этой истории и читается на одном дыхании.Браво!!!!
Дорогая Наташенька, рада Вам очень!!! Спасибо что прочли!!!
Тронута отзывом!!! Захотелось поделиться не только стихами, но и публицистикой!!! Обнимаю!!!
Спасибо Вам, Нина, что дали возможность прикоснуться к этой удивительной истории любви и преданности, показали характеры персонажей, их судьбы. Многообразие жизни дает нам много примеров подобной преданности. На их примере можно учиться жить, чувствовать, усмирять свои низменные побуждения, подчинять себя, свое поведение и чувства главной жизненной цели. Спасибо Вам за эту серьезную, всеохватывающую работу, заставляющую задуматься. Всего Вам доброго.
Дорогой и милый Арнольд, тронута Вашим отзывом!!!
Честно говоря, публикуя эту работу, очень волновалась: боялась, что многотекста, будут ли читать?! Но мне хотелось познакомить своих друзей с частью своей жизни, а она связана с этим удивительным и гениальным писателем!!! Спасибо Вам за понимание!!!
Текст интересный, читается легко, а такого текста много не бывает. А Ваш ответ невольно вызывает вопрос: а как Ваша жизнь связана с Иваном Гончаровым? Если не секрет, с удовольствием прикоснусь к этому событию.
Дорогой Арнольд, двадцать лет я работала в музее И.А.Гончарова, занималась научно-исследовательской работой, выступала на конференциях, искала новые факты из его биографии, пропагандировала его творчество, сейчас тоже нередко вожу экскурсии в музее писателя. С нежностью!!!
Замечательно. Вот поэтому-то Вы так тесно прикоснулись к его жизни и творчеству. Теперь понятно. Ваша статья тоже своего рода исследование, причем, интересное большому кругу читателей. С теплом и нежностью.
Замечательно!Заглянуть в историю такую далекую и такую близкую каждому, кто знаком с творчеством Великого писателя!Спасибо,Ниночка,очень интересно было окунуться в чудесную атмосферу!
Ниночка, родная, спасибо за эту чудесную публикацию - много интересного для раздумий... ради любви люди жертвовали многим - а многое ли находили взамен семьи??? "Тогда, может быть, и я разочаруюсь и кину её…" вот Вам, мужская логика...
Целую! И.
Иринушка, любимая моя, радуюсь, что моя работа не оставила Вас равнодушной, что в ней Вы почерпнули для себя некие истины!!! Это всё Гончаров, искры гения в каждом слове!!! Как жаль, что я не могу донести всё, что я знаю и чувствую, что открыл он для меня!!! Это целый мир!!!
Дорогая Нина! Низко Вам кланяюсь за Вашу работу и труд!
Сразу проявились и во мне все признаки интеллигентности, возвышенных чувств и уважения к женщине...И в особенности к ВАМ!!!
"Нигилисты"..проповедники "свободной любви", РАЗРУШИТЕЛИ (коих сегодня ещё больше, чем когда-либо)...все ушли куда-то на задний план...буд-то расстворились. Гений Ивана Александровича донёс до нас через Вас...оттуда, из его общения с Екатериной Павловной...прекрасный женский образ и описание его..." «Мы не равны: вы выше нас, вы сила, мы ваше орудие. Не отнимайте у нас…ни сохи, ни заступа, ни меча из рук. Мы взроем вам землю, украсим её, спустимся в её бездну, переплывём моря, пересчитаем звёзды, - а вы, рожая нас, берегите, как провидение, наше детство и юность, воспитывайте нас честными, учите труду, человечности, добру и той любви, какую творец вложил в ваши сердца, - и мы твёрдо вынесем битвы жизни и пойдём за вами вслед туда, где всё совершенство, где – вечная красота!»
Читая эти "золотые строки" каждый что-то да почувствует...подусает...иначе подумает о женщине, которая находится рядом с ним...Спасибо Вам огромное!!!
Дорогой Валерий, тронута Вашим отзывом!!! Вы очень чуткий человек,очень тонко почувствовали главное.Мне всегда хочется показать гениальность Гончарова, который и сегодня может многое сказать нам, так жадно изучающим жизнь на своих ошибках. Не случайно он так популярен сегодня за границей!!! Спасибо Вам от всех женщин за возвышенное отношение!!! С нежностью!!!
Галинушка, любимая моя, спасибо за отзыв чудесный!!!
Вы сказали слова, которые обычно мне говорят после экскурсии посетители музея, что хотели бы перечитать Гончарова!!! Заранее завидую, так как знаю, что впереди ждёт Вас наслаждение и прежде всего словом!!! Обнимаю!!!
Нина, огромная благодарность Вам за этот прекрасный труд. Очень люблю читать такие исследования. Особенно, если они несут в себе личность исследователя. Именно это, помимо интересного материала, я увидела в Вашей работе!
Я, наверное, из тех, кому так близок взгляд Гончарова, на женщину и ее предназначение. И с какой деликатностью характеристик Вы донесли это нам, Ниночка!
И еще раз, моя Вам благодарность!
Ниночка, дорогая, Вы раскрылись сегодня по-новому, чему я очень рада! С интересом прочла о великом прозаике, о его смятениях, любовных драмах, породивших прекрасные прозаические строки! Спасибо дорогая! Любовь - сильный и вечный двигатель душ!
Дорогая Майечка, Вы, как всегда, очень проницательны!!!
Спасибо за отзыв замечательный!!! Это - моя жизнь, частицу души своей хотелось подарить Вам!!! Обнимаю!!!
Дорогая Людмилушка, вот этого больше всего и боялась: какой я рассказчик!!!
Вы, как всегда, мой ангел хранитель!!! Спасибо за бесценные для меня слова!!!
Дорогая Виктория, всегда рада Вам безмерно, люблю Ваши
интересные отклики!!! Боже, как бы хотелось встретиться и поговорить!!!
Спасибо за прочтение!!! Обнимаю!!!
Ниночка! Не хочу обидеть тебя коротким отзывом! Забираю в закладки,чтобы не торопясь,смакуя и наслаждаясь прочитать этот дивный рассказ под звуки чарующей музыки!
Спасибо за проявленное терпение, но не сомневаюсь, что для твоей лекции "Любовью связанные судьбы" материал пригодится, здесь почти всё собрано, что известно!!! Обнимаю с любовью!!!
Ниночка! Я сегодня в результате домашних дел устала смертельно! Проявить невнимательность к твоей работе-преступно,проскочить взглядом и оставить дежурный отзыв- преступно вдвойне! Прочитаю ОБЯЗАТЕЛЬНО! И возьму для лекции НЕПРЕМЕННО! До завтра,моя дорогая!
Может сегодня выставлюсь,если...
Неисповедимы пути господни, как и судьбы людей, которые люди творят сами! Очень интересную женскую историю Вы нам рассказали! И еще одна страничка из биографии и творчества Ивана Гончарова!
Рад был познакомиться с еще одной стороной Вашего таланта!
Художник Виктор Иванов
Дорогая Светочка, любимая, спасибо за отзыв, приятно очень!!!
Опубликовала в Избе, представляешь, Риночка прочла мой рассказ, да так великолепно.Здесь файл не загружается, обидно!!! Заходи в гости в Избушку!!!
Обнимаю, люблю!!!
Дорогая Нина! Великолепная работа!!! Воспевание человеческих ценностей - всегда должны быть во главе всей жизни и важным фактором в воспитании,спасибо!!!
Какое глубокое исследование жизни Гончарова, дорогая Ниночка!!!Всё не так просто, как мы знали и учили по школьным учебникам...Спасибо, дорогая Нина...прочла и сижу, под впечатлением музыки и всей прочитанной информации...Спасибо ВАМ, дорогая Ниночка!!!
Благодарю сердечно дорогая, Нина! С интересом читала твой рассказ. Не все факты из биографии Ивана Гончарова мне были известны.
Дружески с нежным теплом души, Ирэна
Чтиается на одном дыхании. Как замечательно Вы написали о прошлом, которое.....не проходит и продолжает занимать и волновать нас глубиной своих драм, чистотой и болью своих чувств.
Примите мою самую искреннюю признательность.