Рим. Италия. Начало осени. 1512 год от рождества Христова
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Невыполнимое притягивало бездной
Работа изнуряла, как болезнь.
Подобно пауку висел Буонарроти
Под дугами продолговатых серых стен.
Он не ваял. Писал он лёжа,
Закинув голову, чтоб видеть потолок.
Работал поневоле напряжённо,
Боясь ослепнуть иль рассудок потерять.
Рождал титанов, собственным воображеньем
В ковчеге с Ноем, в бурных водах плыл,
Летел на облаке с Святым Варфоломеем –
С неимоверной быстротою он творил.
Бессонница. Круженье головы и слабость,
Песок расплавленный в расширенных зрачках –
Франческо балансировал с безумьем,
Смертельно напрягая свой талант, казалось,
кисть макал он в собственное сердце...
По Риму плотно кружат слухи:
Мол, Микеланджело с ума сошёл,
И чёрной меланхолии подвержен...
А он и вправду, внешне страшен,
Пожалуй, краше только в гроб кладут.
Угрюм. Изнеможён. Отвратен.
С лицом, испачканным от красок,
Он мог казаться бы смешным,
Когда бы не был от рождения так уродлив.
Да, да, Буонарроти жутко некрасив:
С огромной головой, костлявый,
Колючим взглядом блеклых глаз,
Кустистыми, но редкими бровями
И носом, что расплющен
в детской драке был.
Бледнеет ночь напуганной монашкой,
Но Лодовико так и не заснул,
Ворочаясь на жесткой длинной лавке
Он мысленно по-прежнему парит...
Художник предвкушает радость утра,
Когда к работе вновь приступит он,
И это есть единственной наградою за муки,
Что Микеланджело, творя, себе несёт.
Прекрасно знает живописец, скульптор,
Что стоит лишь закончить труд,
Как тут же сердце охладеет,
И даже отвращение придёт
К постылому, столь много сил
Забравшему творенью.
Ну а пока – полёт, полёт, полёт...
Он грезит, смешивая в красках
Явь с подсознаньем,
Душу вкладывая в холст.
Колышутся на волнах риз Господних
Блаженный дух и первозданный херувим,
Взирают с любопытством, интересом,
Как в муках их рисует младший брат,
Создателем благим зачем-то обречённый
На жизнь в грехе и обязательную смерть.
Но – чу! О, Боже, что за громкий стук
Из мира грёз в реальность возвращает?
Слуга на ухо Микеланджело шипит:
– Его святейшество – Сам Юлиан Второй –
почтил присутствием наш храм,
Они желают фрески лицезреть и
С Вами лично, Мой хозяин, говорить! –
И вот уже, по-старчески кряхтя,
Поднялся с помощью слуги Папа
На самый верх строительных лесов,
Кивнул Буонарроти и столбом застыл,
Не в силах взгляд
от мышц Сивиллы Кумской отвести.
– Да это, право, невозможно – посмотри –
Здесь каждый мускул, складочка и нерв...
Она, клянусь спасением души, жива!
Однако не пойму, скажи, зачем?
Ну, для чего нам нужен
столь анатомированный стиль?
Ведь, снизу глядя, не видна деталь,
А я хочу, да нет – желаю, чёрт возьми,
Чтобы закончил ты, художник, этот труд
При моей жизни, пока Юлий жив. Мне
Наплевать на мелкие штришки,
Которые и снизу не видны.
Зачем подробности, кои не могут быть
оценены?
Ваше святейшество, позвольте, подождите!
Я – Микеланджело Буонарроти де Франческо де Нери!
Я ведь иначе не могу, и, если надо быстро –
Рафаэлю поручи. А я скорее соглашусь
Произведенье уничтожить, сжечь, чем
Второпях по Вашей прихоти писать.
– Да ты!.. – и папа палкой бьёт художника в сердцах.
Но Микеланджело лишь вперил в иерарха взгляд,
В котором гнев с досадою – напополам.
Юлий смешался, развернулся и ушёл, чтобы уже
Поближе к вечеру прислать любимца папского
С туго набитым кошельком и извиненьем
от наместника Христа.
А с потолка глядели вниз,
Ехидно улыбаясь, Сим и Хам,
И рядом с ними – новорожденный Адам,
Авель и Каин. Ева и Пророк...
Там, наверху, нёс смерть потоп.
Плясали боги юные стихий и
Страшный суд дела свои вершил!
**************
Декламация - Андрей Писной
Музыка - Марк Субботин
Микеланджело де Франчско де Нери́ де Минито дель Сра и Лодвико ди Леонардо ди Буонаррти Симони (итал. Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni); 6 марта 1475 — 18 февраля 1564) — великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Великолепно! Авторская декламация - это всегда что-то особенное. Потому что, по сути, никакой чтец не сможет передать неповторимости "нерва" авторского "я".
Он не ваял. Писал он лёжа,
Закинув голову, чтоб видеть потолок.
Работал поневоле напряжённо,
Боясь ослепнуть иль рассудок потерять.
Андрей-как всегда прекрасно! Браво!
Эту душераздирающую историю жизни и плоды его титанического труда, вложенного в историю Рима, я слушала в Ватикане, в Секстинской капелле. Я видела своими глазами знаменитые фрески художника Микеланджело Буонаротти .
И Ваш, Андрей, рассказ, это шедевр! Это чудесно! Я в восторге от того, что снова прикоснулась к истории этого Титана Творчества!
Спасибо Вам большое!
Я к сожалению никогда не был в Италии Диана, но фантазия и знания порой творят чудеса. Вот в этом спектакле я и постарался перенести читателя на машине времени на пятьсот лет назад.
И Вы чудесным образом передали словами, эмоциями, знаниями, декламацией то, что никогда не видели! Это талант! Преклоняюсь, Андрей!
Но и увидеть это великолепие, Вы просто должны! Словами всю эту красоту титанического труда, не передать словами! А скульптуры какие! Я там купила книгу, в ней есть все эти работы.
Сотворение Адама самая известная из фресок, написанная на потолке капеллы с протянутыми друг к другу рук Бога и Человека. Я ее как сейчас помню! Она у меня перед глазами.
Да-аааааа! Снова шедевр, Андрей!!! Исторический радио-стектакль прослушал и остались эмоции, я бы сказал смешенные чуства!! Так как после услышанного слова и мысли растерялись все.....
Мои аплодисменты мастеру слова!!!!!!!!!!!!!
Андрей, случайно услышала Ваш голос на радио, но там не успела отзыв оставить и сейчас оставляю. Очень интересная тема Вашей новой работы, а главное - её суть.
Не знаю,может ОНИ после праздников еще "не остыли" и на Серьезное пока не готовы!! А Ваши Работы Надо Осмысливать и Пропускать сквозь Себя, а тут пока цветочки и ля-ля-ля!!!!
Я озвучиваю все свои работы. Сложная манера изложения тому способствовала. Прекрасно понимая что читатель отвык от подчинённых предложений, да и ударения правильно расставить в подзабытых словах не каждый сможет, начал читать (декламировать) сам, так и втянулся в это дело.
Спасибо Владимир !
--------
" Берегись, чтобы алчность к приобретению золота не заглушила в тебе любви к искусству. Помни, что приобретение славы есть нечто большее, чем слава приобретения. Память о богатых погибает вместе с ними; память о мудрых не исчезает никогда ! "
Смертельно напрягая свой талант, казалось,
кисть макал он в собственное сердце...
По Риму плотно кружат слухи:
Мол, Микеланджело с ума сошёл,
И чёрной меланхолии подвержен...
А он и вправду, внешне страшен,
Пожалуй, краше только в гроб кладут.
..................................
Ехидно улыбаясь, Сим и Хам,
И рядом с ними – новорожденный Адам,
Авель и Каин. Ева и Пророк...
Там, наверху, нёс смерть потоп.
Плясали боги юные стихий и
Перефразирую Нина - Иначе не умею !
----------
Большое спасибо за тёплые слова и высокую оценку моего не коммерческого творчества. С уважением Андрей Писной
Я – Микеланджело Буонарроти де Франческо де Нери!
Я ведь иначе не могу, и, если надо быстро –
Рафаэлю поручи. А я скорее соглашусь
Произведенье уничтожить, сжечь, чем
Второпях по Вашей прихоти писать....вот в чем секрет его таланта..он просто не мог иначе..Браво !!!Чудесная работа.
Да Галина, но стоит всё же отметить... Чем дальше я вникаю в личность самого Микеланджело, тем больше он меня ммммм пугает. Вообще чрезвычайно интересно сравнивать эту тройку великих живописцев , Рафаэля, да Винчи и Буонарроти не как гениальных художников, а как людей. Составлять так называемый психологический портрет, тот портрет в котором они оживают как личности со всеми светлыми и тёмными сторонами.
Были не легкие времена..И очень жестокие нравы..а люди они в любое время имели каждый свой ..индив...характер,я в восторге от ваших работ,может не всегда пишу ,но практ.,всегда слушаю.Спасибо!
Очень рад. А то моментами возникает ощущение вакуума и думаешь , а надо ли изгаляться и публиковать такие вещи, ведь все только про любовь и эльфов читают, иль про золотую осень наконец. А я пыжусь со своей философией и драматургией.
Спасибо Нина ! От души спасибо. Жаль что работы такого плана здесь интересуют немногих. Гонка за липовые рейтинги. Отношения "ты мне я тебе" и в результате многие стоящие работы проходят практически незамеченными и на главной .......
Спасибо Ксаночка ! Правда, судя по всему, для основной массы она оказалась неинтересной. Обидно да...
------------
Поток времен свиреп,везде угроза,
Я уязвлен и жду всё новых ран.
В саду существ я сжавшаяся роза,
Облито сердце кровью, как тюльпан.
------
---
Ничтожен мир, и всё ничтожно,
Что в жалком мире ты познал,
Что слышал - суетно и ложно,
И тщетно все, что ты сказал.
---
Глубоко копаете,месье!Можно высоко взлететь,подобно Икару и сгореть
в пекле Солнца.Копая же вглубь,можно добраться до магмы и так же сгореть.
Весь смысл жизни,если таковой вообще существует,находится на поверхности
Земли и предполагает не срывать запретных плодов с древа...Потому что сие
неизбежно приводит не к оптимистическим выводам,какие Вы талантливо и
наверняка с некоторой болью в душе сочинили и выдали в свет.И конечно же
жёсткая правда жизни в Ваших строках,но жизнь,как таковая даётся лишь
однажды и наверное лучше бы в ней не возникало подобных мыслей.Но...увы!
Вы не одиноки в подобных выводах.
Это не мои строки, те что вышеприведённые ... Им почти 900 лет и принадлежат они иранскому поэту Омару Хайяму ( извините думал Вы знаете ). А я лишь однажды написал четверостишье, которое условно можно отнести к рубаи и кое является ключом ко всему моему творчеству. Вот они ;
Из горьких трав, пчёлы Гиммета
Невыразимо, сладкий мёд влекут
Так я, в своей печали горькой,
Найду для тёплой радости приют
Да,оскоромился я кукишем с маслом!Конечно же неоднократно читал
я Хайяма,но в молодости,когда негатив в мыслях не приемлется,
потому не запомнилось,а возможно и пропустил как-то это. В любом
случае, не просто так Вы это процитировали,но ваш катрен намного
мягче и оптимистичней. Вы очень интересны в своём творчестве знанием
предмета,о котором говорите и умением его творчески обыграть.
Да ради бога, разве можно всё помнить и знать. Я кстати с творчеством Хайяма более или менее подробно познакомился совсем недавно и выписал себе около десятка наиболее близких мне рубаи. Касательно знания предмета... здесь Вы правы ! Я очень много читал, да и повидать за 46 лет жизни пришлось ох как много. Был в 16 странах, подымался и падал бесчисленное число раз. Пару раз встречался лицом к лицу с Костлявой и т.д и т.п Посему все мои работы, о ком бы я не писал, пропускаю через себя и в какой-то мере пишу одновременно и об императоре Юлиане и о себе, одновременно.
Ну это без привычки, улыбаюсь. Просто в таком ключе здесь никто не пишет. Больше играют в поэзию - любоф и осень . Всё. Я вижу несколько иначе, поэзия должна быть впервую очередь интересной, а уж потом красивой.
Спасибо Нина ! От души спасибо. Жаль что работы такого плана здесь интересуют немногих. Гонка за липовые рейтинги. Отношения "ты мне я тебе" и в результате многие стоящие работы проходят практически незамеченными и на главной .......
Очень понравилась Ваша работа, Андрей! Читается и слушается!
Полезно для всех: даже немного сведений о жизни Микеланджело, этого трагического великана (скульптор! живописец! архитектор! поэт!) приносит ощущение важного знания.
В историю интересный экскурс. О её сложных ключевых участниках рассказывать со знанием подробностей - это труд и смелость.
Вы прекрасно справились, Андрей! Поздравляю!
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ КТО ПОДДЕРЖАЛ И ОЦЕНИЛ ЭТУ НЕПРОСТУЮ РАБОТУ. ВАШИ ГОЛОСА И ОТЗЫВЫ ПО НАСТОЯЩЕМУ ВДОХНОВЛЯЮТ И ВЫЗЫВАЮТ ЖЕЛАНИЯ ТВОРИТЬ !Ё
--------
Ну что ж, Андрей! Пока интуиция меня не подвела: я увидела и услышала прекрасную, на мой взгляд, работу!Вы великолепно ее декламируете. Да, она не стандартна, не вписывается в поэтические каноны. Но позвольте спросить: почему в живописи это дозволено, а в поэзии "Ни-ни"?!