1517 год от р.х. Поздняя весна. Замок Амбуаз. Франция.
********************************************************
По длинным коридорам родового замка,
Что залиты огнём пылающих свечей
И ярким блеском драгоценных канделябров,
Сквозь строй расфранченных придворных дам
И толп аристократов мужской стати,
Стуча подковами поношенных ботфорт,
Когда-то модных у французской знати,
Слегка сутулясь, шёл старик,
С лицом угрюмым и седыми волосами.
Он шёл, глубоко погружённый в думы,
Он вспоминал визит вечерний короля,
Когда его Величество Франциск,
Благоухая апельсинными духами,
Со свитой прибыл в малый замок Клу
Там мастерскую мэтра Леонардо посетил
Где сразу вперился
вороньими блестящими глазами
На Моны Лизы, необычный лик.
О, Женщина, измена - твоё имя!
Безумен тот, кто верит им.
Но, право слово, Боже, как красива,
Какие плечи - кожа - грудь!
Но кто она - загадочная дама на картине?
Твоя возлюбленная, что послужила музой,
Иль плод фантазии седого грамотного мужа,
Чей это колдовской портрет? - Нет, нет,
Мадонна Лиза... Лишь супруга, а муж
Сей дамы - флорентийский гражданин,
Торговец тканями по имени Джокондо.
Вот он как раз
и заказал портрет.
Ну до чего прелестна флорентийка! -
Франциск в восторге даже губы облизал.
- Ваше величество она, она уже покойна, -
Печальным голосом художник произнёс.
- Давно ль писал? Ответствуй, Леонардо,
И сколько стоить будет мне Портрет?
Давай-ка, милый, не торгуясь, король даёт
Четыре тысячи тяжёленьких монет!
Как смерть, здесь побледнел да Винчи,
Нуждался мэтр отчаянно в деньгах,
Но с Лизою расстаться был он не в силах.
Давно себе не мог признаться мастер,
Что в этом полотне
нашёл он для себя Любовь.
То чувство, коим, обделён был жизнью,
О коем мог художник лишь мечтать.
- Ваше величество! Портрет ведь не окончен,
Не полностью прописан мною задний план,
И перспективу, дымку тонкой атмосферы
Не до конца, мне видится, ещё поймал.
- Эгей, старик, да ты юлишь! И мнится,
Что брезгует почётный мэтр такою честью,
Которую ему дарит благой Король!
Не хочешь для потомков сохранить
Твоею кистью созданный шедевр.
Засим откланяюсь я, мэтр, и завтра
Жду Вас во дворец, где купчую
Вам вручит королевский казначей,
Тем самым подтвердив мою покупку.
Так, за ночь глаз и не сомкнув,
Да Винчи около мольберта просидел.
Ему казалось, Лиза с ним прощалась,
И взгляд её холодный Леонардо жёг.
Он не заметил. Время пролетело...
И вот он, замок Амбуаз. Приёмный зал,
И взгляд с хитринкой короля.
- О, мой любезный, Леонард, сказал король
я рад тебя здесь, в Амбуазе, принимать!
Но что с тобой? Печаль я вижу на челе...
Да ты дрожишь, и очень очень бледен!
Не заболел ли? Приступ ли мигрени одолел?
- Ваше величество, дозвольте молвить слово,
Я умоляю, благородный государь,
Позвольте умереть с картиной рядом! -
Старик готов был рухнуть на колени,
По лбу его струился едкий пот и
Дрожь терзала старческое тело.
Франциск нахмурился:
- Но мы же сговорились...
Иль Вам не нравится моя цена?
Здесь в разговор вмешалась Маргарита
(В народе говорили, что она
Куда как больше, чем сестра для короля).
- Сир, он заслужил бесспорно Вашу милость!
Вы что не видите, - она нагнулась к уху короля, -
Ведь он по-прежнему безумно любит?
- Кого, Марго? Ведь женщина мертва!
- А разве, милый, мертвецов не любят?
Ведь для него она - всегда жива.
Взметнулись бурей мысли в голове Франциска,
Он вспомнил им прочитанный роман о долге
Рыцаря, о чести, о вечном единении сердец...
Монарх холодный дрогнул и руку
на плечо да Винчи положил:
- Не бойся, друг любезный Леонардо,
Никто тебя не разлучит с твоей
Возлюбленной навеки Лизой, и слово
Короля тому залог, а деньги... деньги
Ты получишь сразу, и помни, что картина
Мне принадлежит! -
Здесь туш сыграли музыканты,
По залу закружили в танце пары. Был начат бал,
И там уже никто не вспоминал о странном госте...
*********************
В качестве иллюстрации картина художника Жан Огюст Эгнр
" Леонардо умирающий на руках Франциска I "
Леонардо Да Винчи был живой легендой, чье присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провел на правах почетного королевского гостя. Он получил официальный титул "первого королевского художника, инженера и архитектора", но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать. Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника. Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества.
Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалеку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары, где и умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет. Тело Леонардо было погребено на местном церковном кладбище. Впоследствии кладбище разрушили, и могила художника оказалась утерянной.
Глубокое уважение, которое Франциск I испытывал к Леонардо, прекрасно передано Жаном Огюстом Домиником Энгром, написавшим в XIX веке это полотно - на нем изображен старый художник, умирающий на руках своего молодого покровителя.
Андрей, очень понравилась Ваша работа. И декламация Ваших стихов в касте особенно. Слушая стихи представляю, что изучаю Историю Европы в 15 веке. Спасибо за ознакомления с такой интересной работой.
Андарей, прекрасная история в стихах. Давано наблюдаю за Вашим творчеством. Скажу честно, вы вдохновляете и даете идеи, сами не подозревая об этом. Спасибо и удачи.
С уважением, Анжелика.
Я рад, что интерес к истории не пропал у нашего читателя. Это промежуточная глава из полномасштабного моно спектакля "ЛЕОНАРД". Я задумывал его как цикл из разных историй из жизни Великого флорентийца. Главной целью ставил показать слушателю Да Винчи ни как полу мистическую фигуру, а как реально существовавшего человека с его чувствами и переживаниями.
Собственно Саша это зависимая в какой-то мере часть большого эпосного полотна посвящённого Леонардо да Винчи. Скажем следующая часть "МЕССИР ЛЕОНАРДО", хотя и написана она была ранее.
Спасибо Лена. Хотя это всего лишь глава из полнометражного полотна "Леонардо да Винчи". Куда вошли такие работы, как "ФЛОРЕНТИЕЦ", " В ТЕНИ У ЛЕОНАРДО", "ВАТИКАН", " МЕССИР ЛЕОНАРДО".
Вы делаете то большое дело,которое делали мы музлекторием,но сейчас это ни министерствам культуры ,ни просвещения не надо,к сожалению.Почитайте "Мою Кармен", пожалуйста. А какие раньше устраивали вечера поэзии!!! Удачи!!!
Вечером обязательно загляну. Сейчас я на работе. Очень рад услышать от Вас доброе слово в адрес моих не коммерческих работ. "КАРТИНА ДЛЯ ФРАНЦИСКА" это всего лишь глава из полнометражного полотна "Леонардо да Винчи". Куда вошли такие работы, как "ФЛОРЕНТИЕЦ", " В ТЕНИ У ЛЕОНАРДО", "ВАТИКАН", " МЕССИР ЛЕОНАРДО".
Мастер слова !!! Очень красиво... И главное-
..........................................
Как смерть, здесь побледнел да Винчи,
Нуждался мэтр отчаянно в деньгах,
Но с Лизою расстаться был он не в силах.
Давно себе не мог признаться мастер,
Что в этом полотне
нашёл он для себя Любовь.
То чувство, коим, обделён был жизнью,
О коем мог художник лишь мечтать...
Безусловно это лейтмотив дружище ...
----------
- Сир, он заслужил бесспорно Вашу милость!
Вы что не видите, - она нагнулась к уху короля, -
Ведь он по-прежнему безумно любит?
- Кого, Марго? Ведь женщина мертва!
- А разве, милый, мертвецов не любят?
Ведь для него она - всегда жива.
Благодарю Иван ! Очень люблю историю, а фигура Леонардо меня манила с глубоко детства и если на разных этапах моей жизни он был для меня то инопланетянином, то человеком из будущего невесть как застрявшим в 16 веке, то сейчас он стал просто реальным человеком. Очень одиноким безумно талантливым и ... глубоко несчастным. Ведь по сути его гениальность сделала его при жизни изгоем.
Стараюсь держать марку Володя ! Ну а вообще это всего лишь глава из полнометражного полотна "Леонардо да Винчи". Куда вошли такие работы, как "ФЛОРЕНТИЕЦ", " В ТЕНИ У ЛЕОНАРДО", "ВАТИКАН", " МЕССИР ЛЕОНАРДО". Может когда-то из всего этого материала получится Настоящий спектакль ... на сцене.
Держит Ксана, держит. Казалось бы всё сказал, ан нет прямо выпирает и вот это и это и это, причём ведь похоже эта тема не только мне интересна, ведь потихоньку вырисовывается фигура реального человека, а не полу мифического фантома - фигура байстрюка ( незаконнорожденный) Леонардо. Человека имя которому Двойственность и Противоречие, Поиск и Прозрение.
Они и есть живые ! Во всяком случае в моём воображении. Если твои герои надуманы и ты в них не веришь ... они никогда не получатся живыми и не спасёт высокопарный слог и мишура из сладеньких метафор.
----------
Спасибо Дружище !
Андрей! Что более всего меня поражает и восхищает! Недостаточно прочитать огромное количество литературы о Леонардо,нужно ТАК проникнуть в саму суть его Личности,чтобы воспроизвести вот такой диалог с Франциском и внутренний монолог с самим собой,перенестись не только в ту эпоху,но и проникнуть в душу Мастера! Вы поведали нам каждый нюанс его переживаний, каждый его вздох и выдох около ТВОРЕНИЯ его рук! Все так зримо,как будто-ты рядом и слышишь и прерывистое дыхание и стук опечаленного сердца. Влюбленность Атора,Мастера в творение рук своих возвращает нас к сюжету о Пигмалионе и веришь,что так оно и может быть! Как же повезло Мастеру,что Правитель его не только ценил,но и понимал, иначе бы своей властью он вполне мог разлучить Леонардо со своей возлюбленной! Порой правители в жизни художников играют не самую плохую роль!
Андрей! Ваша декламация-это маноспектакль! У Вас не только превосходная дикция,у Вас настоящий артистический талант декламатора, жанра,к сожалению, ставшим не столь популярным,как когда-то! Истинное наслаждение от работы Вашей! И она достойна более широких рамок,чем сайт! Спасибо ВАМ! С признательностью и восхищением!
Достала сейчас с полки альбом с картинами Леонардо и всматриваюсь в его работы уже нЕсколько другими глазами!
Вот это пожалуй и есть самое главное ! Заставить ( ох как я не люблю это слово , но иногда без него не обойдешься ) взглянуть читателя слушателя Другими глазами. Для литературы и поэзии часто применяют выражение между строк, а здесь нужно увидеть под мазками сердце и душу Мастера, почувствовать биение его пульса и дрожь нервных клеток. Как часто мы скользим равнодушным взглядом по картинам не пытаясь наладить контакт, а ведь они зачастую... Живые !
-------------
Ты получишь сразу, и помни, что картина
Мне принадлежит! -
Здесь туш сыграли музыканты,
По залу закружили в танце пары. Был начат бал,
И там уже никто не вспоминал о странном госте..
Дорогой Андрей, ВОСХИТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА!!!
ПРОСТО ПОТРЯСАЮЩЕ!!! БРАВО!!!
Очень рад Нина, что мои литературные эксперименты вызвали у Вас столь положительные эмоции. Я очень бережно и трепетно отношусь к истории, а сам Леонардо да Винчи с детства был для меня культовой фигурой. Но понадобилось очень много времени, дабы осознать его сущность. И выстроить в своём сознании реальный образ живого человека со всеми его внутренними страстями и болями, с любовью и страданиями.
Благодарю Танюша, если разобраться эта глава предшествует "Мессир Леонардо". Так потихоньку движусь у финишу большого моно спектакля или даже пьесы "ЛЕОНАРД ДА ВИНЧИ"
Благодарю! Все мои работы - это далеко не плейкасты, это авторские мини спектакли в формате мелодекламации. Буду рад видеть Вас у себя в гостях.
-------------
С уважением Андрей Писной.
Персонажи живые... Исполнение отличное... Слушается на одном дыхании...
Андрей, пока не пойму...что меня насторожило в этой фразе:
С лицом угрюмым и седыми волосами.
Он шёл, глубоко погружённый в думы,
))))
Возможно ударение Ката я применил его на английский манер ... вольно ? А вообще в столь крупных формах очень и очень тяжело избежать мелких шероховатостей. В процессе всё равно ещё буду править и править. Главное что живые персонажи, а с остальным будем работать. Рад твоему визиту. Андрей.
Вот я и молчу в основном о шероховатостях... уже поняла))))А тут...понимаешь..не ударение...тут дело в смысле...
Он шел с лицом и волосами...вслушайся...
(у меня сначала екает...а потом начинаю думать...а че там....) скорее всего диссонанс между мимолетностью выражения лица и постоянством (на некотором промежутке времени) цвета волос... Хи-хи)))) Наверно, не понял...
Прости зануду...
Да мне если откровенно тоже не всё нравится в этом месте, но я последнее время не спешу править. Нужно выйти из образа , остыть и уже позже править с холодным сердцем опираясь только на разум, а я пока ещё горю !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Благодарю Валерий за шикарную форму. К истории я неравнодушен с детства. Это одна из глав большого моноспектакля "Леонард да Винчи" и главной задачей я ставил не в коей мере пересказывать биографию Великого флорентийца, меня больше волнует его внутренний мир и поэтому я брал в основу сюжета драматичные моменты и ситуации из его жизни.
На историческом факультете универса сие бы могло произвести впечатление куда более глубокое,среди спецов.Если уж и нам,простым
смертным оно пришлось по душе.Спасибо за суперсерьёзную работу
и удовольствие ей восхититься.
Очень рад, что Вам пришёлся по душе мой моно спектакль. Точнее это один из его фрагментов. Это лишь глава из полнометражного полотна "Леонардо да Винчи". Куда вошли такие работы, как "ФЛОРЕНТИЕЦ", " В ТЕНИ У ЛЕОНАРДО", "ВАТИКАН", " МЕССИР ЛЕОНАРДО".
---------
Конечно я пытался излагать достаточно доступным языком, чтобы даже человек несведущий в истории понимал о чём собственно идёт речь. Причём в первую очередь это литературное произведение, а не биографическое, посему меня гораздо больше интересовал психологический портрет Великого флорентийца, а не его жизнеописание.
Не за что Марина, ведь Театра ... без зрителя ( слушателя ) не бывает, а сие значит в его существование есть и Ваша лепта. За что я Вам сердечно благодарен.
-------------
Собственно это одна из глав полномасштабного спектакля "ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ", если его слушать полностью, а это пять глав, то философии будет в избытке. Спасибо за отзыв.
Поздравляю Вас с заслуженной победой! Мне очень нравятся Ваши работы на исторические темы, на темы о великих художниках Возрождения! И Вы - великолепный боец!
Спасибо ! Откровенно говоря неожиданно для меня, что эта работа попала на главную, считаю другие главы спектакля "ЛЕОНАРДО" много сильнее, однако они подготовили фундамент для восприятия.
Спасибо Танюша ! Я очень рад что мои титанические усилия по возвращению интереса читателя к серьёзным произведениям начинают приносит плоды. И не победа меня радует, а количество людей, а их более 500, прослушавших работу всего за сутки.
Ну этот цирк по большому счёту происходит по вине и самих читателей. Это что массовый гипноз или издевательство над творчеством. Голосовать надо за понравившиеся работы, а не претензионный бред абсолютов типа Павлина и ему подобных. Стыдно за сайт и за эту порочную круговую поруку, благодаря которой многие достойные работы проходят мимо внимания читателя, а наиболее талантливые авторы просто уходят с сайта так и не услышанными. Вот сейчас за пару дней до окончания конкурса "Признание" началась массовая пропаганда работ "гениев" , а тот кто ставит Десятки пытался их сравнить даже скажем с моей "Ягодкой", он задавался вопросом о чём они ?! Или любуется картинкой из Инета и слушает фоновую песню известного исполнителя не имеющею никакого отношения к написанному стихотворения автора, а ?
Это видимо неистребимо, я со многими говорила, но результат один. "Умница,как прекрасно" говорить на лажу, а я всегда высказываю свое мнение и мне все равно, что про меня подумают, рука не поднимается ставить 10 за чушь!
Вы доставили мне истинное удовольствие своей великолепной работой... Я читала о великом мастере, потому с удовольствием ознакомилась с Вашей композицией. Браво, только браво! 10!
Очень рад. У меня целый цикл работ посвященных эпохе Титанов - "ФЛОРЕНТИЕЦ", " В ТЕНИ У ЛЕОНАРДО", " МЕССИР ЛЕОНАРДО" , " ВАТИКАН" и другие. Ежели эта тема Вам интересна с удовольствием приглашаю на моно спектакли. Андрей.
А прослушать можно здесь в списке моих работ посмотрите. Они все представлены. Вообще по моему замыслу это всё главы большого спектакля, который может быть и увидит свет. Но это пока в туманной перспективе.