Но ничего в природе не повторяется.
Вернее, то, что повторяется, не является тупым воспроизводством (копированием)
ранее полученного результата уже происшедшего процесса,
а становится новым результатом нового процесса.
Это касается всего.
Например, в реакции горения водорода, единожды образовав воду, кислород с водородом
перестают реагировать.
Повторение опыта будет сжиганием нового (!) объёма водорода,
а не манипуляциями с водой, полученной при предыдущем опыте.
Ровно то же происходит и в мозгах.
Человек максимально приспособлен для жизни в мире, в котором процессы повторяться могут,
а результаты процессов получаются всегда заново.
И далеко не всегда эти результаты совпадают с предыдущими.
Иначе мы бы давно научились возвращать прошлое.
Игра с заведомо известным результатом - это уже не игра, а работа.
Иными словами, чтобы было интересно повторять, должен быть интерес либо к процессу,
либо к результату.
<...>
Мозг не умеет повторять. Вспоминая нечто, мы каждый раз:
- актуализируем информацию;
- переживаем, исходя из нового состояния ума (в том числе, сопоставляем с имеющейся
информацией);
- заново запоминаем (вернее перезапоминаем) уже актуализированную информацию, а старый
результат куда-то девается.
<...>
Важно то, что мы не храним в памяти десятки версий одного и того же события
и в то же время наши воспоминания не остаются неизменными -
они меняются после каждой новой актуализации.
<...>
Тупое повторение результатов (без переосознания процессов) -
это следствие индустриализации мышления.
В индустриальных отношениях, как ни в каких других,
человеческая деятельность во многом состоит из повторения одинаковых процессов
с целью получения одинаковых (в худшем случае, малоразличающихся) результатов.
Причём в индустриальных процессах акцент смещён к соблюдению ритма.
Ритм важнее качества. Ибо процессы таковы, что единожды достигнув определённого качества,
дальше оно легко поддерживается, если поддерживается ритм.
<..>
Один из побочных эффектов индустриальной школы - это слепое доверие опыту
(в том числе чужому и особенно авторитетному).
Если что-то решено, то это решено навсегда.
Не думать заново - вот чему учит индустриальная школа.
Иначе можно отстать от процесса.
В индустриальном мире думать заново - это особая специальная работа,
а не естественная для человека мыслящего деятельность.
Индустриальный мир стремился наладить раз и навсегда процессы, с тем,
чтобы в дальнейшим их лишь поддерживать,
одновременно налаживая новые магистральные процессы.
А теперь индустриальный мир закончился.
Теперь уже нельзя опираться на прошлый опыт.
Теперь уже всё меньше налаженных процессов, за которыми надо лишь успеть.
Мы накопили огромный опыт и колоссальные массивы результатов предыдущей деятельности
(в том числе и умственной), которые уже не можем просто так черпать из закромов и применять.
Не работают они.
Не работают эти готовые решения в новых условиях.
Но нас готовили к тому, чтобы пользоваться готовыми решениями.
И этот навык нас подводит всё чаще и чаще.
david_gor "Думать заново" (Apr. 2nd, 2011 Живой журнал)
аудио - песня (авторы А.Гейнц и А.Данилов) + фрагменты передачи "Суд Времени"
Фото - из цикла "Поход в Карелию"
Автор фото А. Копаница